Золотое яйцо

Золотое яйцо

   Как-то перед сном вспомнила детскую сказку о Курочке Рябе. Какие мысл или эмоции она вызывала в детстве, уже не помню. Скорее, воспримималась как факт события: яйцо было да сплыло, а деда с бабой было жалко. И тут впервые подумала: яичко-то золотое было необычное, непривычное для деда и бабы - красота хрупкая! А как с ним поступить? Да, как с обычным, разбить и съест. А, может, любопытство вверх взяло: что внутри у такого золотого? Откровенно говоря, я бы и сама захотела бы разбить такую яркую игрушу и посмотреть, что внутри. Было дело, разбирала игрушки.
   Желание сильное  было у стариков - разбить. Не получилось. А мышка выполнила их желание - бац, разбила! (Говорят же, сильные желания выполняются). Чего ж тут плакать? Коль желание исполнилось.
   Суть, пожалуй, в том, что не приучены мы на Красоту любоваться, просто так любоваться. Не приучены хрупкость беречь. Этому с детства надо детей учить. Как в притче про хрупкие игрушки:
   Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали.
Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, -улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть это научит их обращаться с бесценным даром хоть немного аккуратней.

Золотое яичко или Курочка Ряба

Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое.
Золотое.
Дед бил-бил —
Не разбил;
Баба била-била —

Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут;
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба.
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».

(Пересказал: К. Д. Ушинский)

Большинство людей знакомы именно с этим вариантом сказки. И мало кто знает, что она написана (обработана) Константином Дмитриевичем Ушинским (1823-1870). Основоположник научной педагогики в России Ушинский включил сказку под названием «Золотое яичко» в изданную им в 1864 г. учебную книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир». Это были первые общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Они многократно переиздавались. Пособия издавались для начальных классов сельских школ, т. е. для детей бедноты. Крестьянских детей на этом материале учили презрению к золоту, богатству, учили довольствоваться малым. В 1911 г. издатели изменили название сказки «Золотое яичко» на название «Курочка Ряба».

Курочка Ряба

Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено, —
Посадила яичко в осиное дупелко,
В кут*, под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать, вереи** хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под ногами закурился,
Двери побутусились***, тын**** рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка ряба им говорит:
— Дед, не плачь, бабка, не рыдай,
Куры, не летайте,
Ворота, не скрипите, сор под порогом,
Не закуривайся,
Тын, не рассыпайся,
Верх на избе, не шатайся,
Снесу вам еще яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено,
Яичко не простое — золотое.

•Кут, кутничек — угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
** Верея — столб, на который навешивались ворота.*** Побутусились — выпятились, выгнулись, распузатились.**** Тын — деревянный; сплошной забор, частокол.
(Пересказал: А. Толстой)

   Самые ранние варианты русской народной сказки «Курочка Ряба», она же «Яичко», «Курочка», дошедшие до нас в пересказе известного собирателя сказок А. Н. Афанасьева в сборнике «Народные русские сказки» 1855 г. – 1863 г.

Курочка

ЗАПИСАНО В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБ. А. ХАРИТОНОВЫМ.
ИЗ СБОРНИКА «НАРОДНЫЕ РУССКИЕ СКАЗКИ» А. Н. АФАНАСЬЕВА

Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко[4],
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй[5] стал плакать,
Баба рыдать, вереи[6] хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом заку;рился,
Двери побутусились[7], тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом заку;рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Всё тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь…
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
……… тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Всё тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!

Прим.
1. Угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
2. Женщина при церкви, которая пекла просвиры — хлебцы особой формы.
3. Записано в Архангельской губ. А. Харитоновым.
4. Кадочка, выдолбленная из цельного дерева или пня.
5. Нищий, калека.
6. Вереи — столбы, на которые навешиваются ворота (Ред.).
7. Покривились.


Курочка

СКАЗКА №70 ИЗ СБОРНИКА «НАРОДНЫЕ РУССКИЕ СКАЗКИ» А. Н. АФАНАСЬЕВА

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте[1] под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня[2], спрашивает: что они так плачут?
Старики начали пересказывать:
— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему всё горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?
Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
2 Женщина при церкви, которая пекла просвиры — хлебцы особой формы
3 Записано в Архангельской губ. А. Харитоновым.
4 Кадочка, выдолбленная из цельного дерева или пня.
5 Нищий, калека.
6 Вереи — столбы, на которые навешиваются ворота.
7 Покривились

Вот такие дела случаются: из-за маленькой неприятности (разбитого, обычного яичко) и чей-то глупости последствия оказались чересчур большими... Как заметил Пропп В.Я. "Поэтика фольклора", "и ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало: разбилось яичко, конец - сгорает вся деревня)".

Исследователи придают этой сказке много смыслов и смыслы множатся. Каждый найдёт в ней свой смысл.

Курочка Ряба (белорус. Курачка-рабка; укр. Дід, баба та курочка-ряба) — сказочный сюжет в восточнославянской фольклорной традиции. В  указателе сюжетов фольклорной сказки этот сюжет обозначается как «Разбитое яичко» (раннее: «Курочка ряба сносит яичко, мышка его разбивает») (индекс 2022В=АА); в Указателе сказочных сюжетов Н. П. Андреева по системе Аарне обозначается как «Курочка снесла золотое яичко» (индекс *241 III) и группируется с сюжетами «Смерть петушка» и «Петушок вышиб глаз курочке». Структура текста сказки — цепь повторов. В «Курочке рябе», как и в группе родственных кумулятивных сюжетов с моделью «оплакивания» («Петушок подавился», «Вошка и блошка») каждый новый персонаж выражает своё сочувствие по поводу случившегося несчастья.

В настоящее время «Курочка ряба» — одна из первых сказок, которые родители читают детям. Используемый для этого текст — ставший каноническим вариант одной из упрощенных (без повторов) версий сюжета «Сказки про курочку Рябу»; при этом сюжет получил «хорошую» концовку — обещание курочки снести новое яичко вместо разбитого. Педагог и писатель Константин Ушинский в своей обработке оставил небольшую часть сказки с доступным и понятным для детей смыслом.


Курица и золотые яйца
Басня Эзопа в переводе Л.Н.Толстого

У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри ее большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.

"Курица, несущая золотые яйца" - это выражение применяется по отношению к чему-либо, что обладает свойством приносить стабильный доход.

Возникновение фразы: первоисточник - басня древнегреческого баснописца Эзопа (VI в. до н.э.) "Гусыня, несущая золотые яйца".


Басня Гусыня, несущая золотые яйца
в переводе Гаспарова М.

Один человек особенно чтил Гермеса, и Гермес за это подарил ему гусыню, которая несла золотые яйца. Но у того не было терпения богатеть понемножку: он решил, что гусыня внутри вся из золота, и, недолго думая, зарезал ее. Но и в ожиданиях он обманулся, и яиц с этих пор лишился, потому что в гусыне он нашел одни потроха.

Так что люди корыстолюбивые, льстясь на большее, теряют и то, что имеют.


Золотое яйцо
Португальская сказка

Жила-была бедная вдова со своими двумя сыновьями. Старший был смышленый мальчик и своим трудом зарабатывал на хлеб себе, своей матери и брату, бедному дурачку, который целыми днями только и делал, что лазал по деревьям и высоким утесам, разоряя птичьи гнезда.
В один прекрасный день дурачок принес матери удивительно красивое яйцо, на котором виднелись какие-то буквы. Матери яйцо очень понравилось, и, будучи женщиной неглупой, она пошла в город, чтобы его продать. Придя в мастерскую ювелира, она показала его хозяину; ювелир прочел надпись и был поражен.
— Это очень красивое яйцо, я возьму его для моей дочурки, — сказал он, постаравшись скрыть свое удивление, и дал женщине золотую монету.
Женщина поблагодарила его и собиралась уходить, когда ювелир сказал:
— Я дам вам большие деньги, если вы поймаете птицу, которая снесла это яйцо.
— Я скажу сыну, чтобы он поставил силки.
— А когда поймаете, придите и известите меня.
Женщина вернулась домой и велела сыну поставить силки. Сын так и сделал и вскоре поймал птицу. Вдова пошла с этой вестью к ювелиру, и тот, весьма довольный, сказал:
— Ступайте домой и прикажите зажарить птицу, а я скоро зайду к вам вместе с моим братом.
Говоря это, ювелир дал женщине большой кошелек с деньгами и пообещал:
— Дома вы получите от меня еще больше.
Женщина вернулась домой, ощипала птицу и обжарила ее на вертеле. У обоих сыновей слюнки текли, так им хотелось попробовать жаркого, и мать, чтобы успокоить их, дала старшему голову, а младшему сердце. Они проглотили угощение в один миг и пошли каждый по своим делам: старший — ему было четырнадцать лет — пас коров у одного крестьянина, а младший, двенадцатилетний, снова отправился искать птичьи гнезда.
Пришел ювелир со своим братом, и они сразу же сели за стол. Когда женщина подала им птицу без головы и сердца, ювелир поднял крик, что его обокрали.
— Обокрали? — вскричала женщина в недоумении.
— Что вы сделали с головой и сердцем этой птицы?
— Что все делают: отдала кошке, — ответила женщина, не желая упоминать о детях.
— Так знайте же, что на том яйце было написано: кто съест голову птицы, снесшей это яйцо, станет папой римским, а кто съест сердце, станет королем; а теперь, раз мне не досталось сердце, а моему брату голова, давайте назад мои деньги.
— Сеньор ничего не сказал мне заранее и не ставил никаких условий, поэтому денег я вам не отдам и буду жаловаться правосудию, ибо это вы попытались украсть у меня то, что по праву принадлежало моему сыну-дурачку: именно ему провидение предназначало эту птицу.
Пришлось ювелиру с братом убираться прочь и распроститься с деньгами.
Вечером мать рассказала сыновьям о своем разговоре с ювелиром. Младший принялся смеяться, но старший попросил мать отдать ему его долю и на другой же день поступил в монастырь.
Старший сын проявил большие способности к учению, и настоятель монастыря послал его в Рим. Позже умер папа, и все голоса были поданы за молодого человека, который к тому времени стал ученым и всеми уважаемым кардиналом. На все это ушло много лет. Сын-дурачок, не получая известий от брата и зная, что тот в Риме, попросил у матери позволения и отправился к нему. Он приехал в Рим как раз в тот день, когда был провозглашен новый папа. Войдя в толпу, он пробился поближе к новому папе и сразу же его узнал. Не удержавшись, он принялся звать брата; папа заметил его и привел к себе во дворец. От младшего брата папа узнал, что их мать стала совсем старая, и приказал послать за ней, а у брата спросил:
— Ну, а ты что думаешь делать?
— У меня нет денег…
— Так слушай: возьми этот кошелек, который мне преподнесли сегодня. Всякий раз, когда тебе понадобятся деньги, развяжи кошелек, и найдешь в нем столько, сколько тебе нужно. Но не будь простофилей, не давай себя обмануть.
Младший брат уехал из Рима и попал в одну столицу; там он купил дворец напротив королевского, а у этого короля была дочь, очень красивая и очень хитрая.
Дурачок целыми днями не отходил от окна, глазея на принцессу; она быстро догадалась, с кем имеет дело, и захотела этим воспользоваться. В один прекрасный день она заявилась к нему во дворец. Дурачок был очень доволен и пригласил ее садиться. Она вмиг разузнала, что все богатство идет от знаменитого кошелька, захотела его посмотреть, и дурачок охотно его принес. Тогда она сказала, что хочет пойти и показать кошелек ее отцу, королю, и дурачок это разрешил. Не стоит и говорить, что больше она не показывалась, и через несколько дней все заговорили о близкой свадьбе принцессы и ее двоюродного брата.
Дурачок, оказавшись без денег, вернулся в Рим и рассказал обо всем брату. Тот сказал:
— Дураком ты был, дураком и остался. Денег я тебе не дам, а возьми-ка эту дудочку: увидишь покойника, заиграй на дудочке, и мертвец воскреснет. Этим ты добудешь себе много денег.
Так оно и случилось: когда дурачок добрался до столицы, где стоял его дворец, он уже поднакопил немало денег. Как раз в то время умер двоюродный брат принцессы, за которого она собиралась замуж. Во дворце плакали день и ночь, и тогда дурачок сказал, что может воскресить мертвеца.
Король приказал его позвать и наобещал ему такое богатство, что дурачок воскресил своего соперника.
Узнала принцесса, что у дурачка есть таинственная дудочка, и решила завладеть ею. Это ей удалось: она притворилась влюбленной в дурачка и легко заполучила дудочку. Дурачок снова вернулся в Рим повидать брата. Все, что с ним случилось, кое-чему его научило, и он уже не был тем простофилей, что когда-то лазал за гнездами.
Папа на этот раз дал ему красивый ковер и сказал:
— Притворись, будто тебе не жаль вещей, которые она у тебя отобрала, и предложи ей этот ковер. Как только она ступит на него, становись рядом и говори: «Ковер, неси нас в Рим». Прилетите сюда, и я тут же вас обвенчаю.
Младший брат понял, что от него требовалось, и вернулся к себе. После воскрешения королевского родственника он мог заходить в королевский дворец, когда ему вздумается, и беседовать с королем. Много раз он встречал там принцессу и обращался с ней с прежним почтением. Однажды он заговорил с ней о прекрасном ковре, который недавно купил, и принцессе немедленно захотелось его получить. В тот же день она пришла во дворец к дурачку и попросила показать ей ковер. Дурачок расстелил перед ней ковер, и она ступила на него своими маленькими изнеженными ножками. Дурачок сделал то же и сказал:
— Ковер, неси нас на Корсику.
Он ошибся и, вместо того чтобы сказать «в Рим», сказал «на Корсику». В мгновение ока перенеслись они на корсиканские поля, где в те времена еще никто не жил, и оказались в пустыне. Дурачок поднялся на холм, чтобы оглядеться, а принцесса, которая не сходила с ковра, сказала:
— Ковер, отнеси меня в мой дворец.
И она исчезла. Спустился дурачок с холма и не нашел ни ковра, ни принцессы.
Делать нечего; побрел он куда глаза глядят. Усталый и голодный, увидел он фиговую пальму с черными плодами и съел несколько штук. Сразу же у него на голове и на спине выросло десять рогов. Стало ему совсем плохо. Испугавшись, он пошел к другой пальме, с белыми плодами, и съел одну фигу, и у него отпал один рог. Он съел еще девять и освободился от этих неудобных отростков.
Тогда он наполнил один карман черными фигами, другой — белыми и пошел в город. Там в порту стоял корабль, направлявшийся в столицу, где жила принцесса. Он сел на корабль и вскоре вернулся домой; переоделся и пошел в королевский дворец продавать фиги. Через несколько часов стало известно, что у короля, у королевы и у принцессы выросли на голове рога. Призвали всех врачей, и было решено отрезать рога. Но боль была такой невыносимой, что король отказался продолжать операцию.
Тогда по столице распространилась весть, что из Индии приехал знаменитый врач, который берется удалить рога. Конечно же, этим врачом был наш дурачок. Врача позвали в королевские покои. Король его не узнал, потому что он приклеил себе бороду и надел парик. Он дал королю поесть белых фиг, сказав, что это восточное лекарство, и король тут же излечился.
— Теперь необходимо, чтобы король не выходил из своей комнаты и ни с кем не разговаривал в течение восьми часов, — заявил врач.
Он направился в комнату королевы и сделал то же самое. Затем пошел к принцессе. Принцесса съела больше фиг, чем другие, и у нее на голове выросли ветвистые оленьи рога. Дурачок увидел на полу свой ковер, а на ночном столике лежали его кошелек и дудочка. Притворившись, что ничего не замечает, он попросил принцессу встать с постели.
— Мне голова мешает, — ответила она, обливаясь слезами.
Тогда он ласково помог ей подняться и усадил в кресло, так, чтобы ее ноги стояли на ковре. Незаметно спрятав в карман кошелек и дудочку, он спросил у принцессы:
— Вы меня не узнали?
— Я узнала вас по голосу. Но дурачок уже успел сказать:
— Ковер, неси нас в Рим, во дворец моего брата — папы римского.
И оба они оказались в покоях папы, который поначалу не понял, кто появился перед ним, но дурачок сорвал приклеенную бороду и парик, и папа его узнал.
Папа ласково поговорил с принцессой и вскоре сумел ее убедить выйти замуж за его брата. Тут же папа их и обвенчал.
Через несколько дней королю рассказали обо всем, и он очень порадовался замужеству дочери.
После венчания принцесса съела белые фиги и исцелилась.
Дурачок понабрался ума-разума и с той поры, после всего, что с ним было, стал очень осторожным. Старушка, их мать, была на венчании младшего сына. А двоюродный брат принцессы остался с носом.



ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА - 1
Эхо Эзопа
Феана

Учёный чтил Гермеса Тота, и Гермес
Ему за это подарил такое чудо:
Павлин, что яйца золотые нёс на блюдо,
Когда хотел явить воочию мир чудес.
Учёный долго изучал того павлина,
Хотел узнать, как появляются желанья.
И препарировать решил во благо знанья,
Да рассмотреть, какая в чуде сердцевина...

Там оказались потроха одни, увы...
Он в ожиданиях обманулся, всё - тщеты...

ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 2
Эхо Эзопа
Феана

Учёный чтил Гермеса. Бог Гермес такой,
Что покровительствует знанию торговли...
Тот подарил ему павлина: - Только помни,
Два золотых яйца он дарит в день земной...

Учёный очень захотел разбогатеть.
А два яйца... Что два яйца, внутри же... клад!
И он разрезал птице брюхо, сам не рад...
А в потрохах... уже и нечего смотреть...

ЗОЛОТО СКРЯГИ
Эхо Эзопа
Феана

Один богатый человек богатство всё
Продал и золото купил одним куском.
Да закопал его под домом он тайком.
И приходил туда проведывать его...

Другой крестьянин, что работал недалёко,
Приметил эти посещения: - Не зря,
Приходит скряга регулярно, как заря...
И догадался: клад скрывается глубоко.

Когда же скряга был в отлучке, раскопал
Он это золото. И вот вернулся скряга.
Узрев пропажу, зарыдал взахлеб бедняга,
Остатки собственных волос во гневе рвал...

Сосед заботливый узнал, в чём было дело,
Да так ему и говорит: - Ты не горюй,
Возьми, да камень положи туда, поплюй,
Да помечтай, что это... золото поспело!

Когда лежало там оно, что было пользы?
Тогда зачем же проливать напрасно слёзы?


Подробнее, с картинками см. https://kovcheg.ucoz.ru/forum/232-2883-8



Сотворение мира

   Каких только трактовок смысла не пишут в книгах и Интернете о золотом яйце и птичке, которая его снесла. Это, пожалуй, для людей с высоким уровням сознания. Мне нравится смотреть на сказки детскими глазами. Для меня яичко золотое иль птичка – подарок судьбы/ богов. Незнакомый такой подарок, с которым порой не знаешь, что и делать: любоваться, чтоб не нарушить закономерность, или разбить/ разрезать, заглянуть внутрь, чтобы увидеть, как он устроен… Процесс познания особенно увлекателен для детей, и, не разбив яйца, не познаешь то, что скрыто за скорлупой…

   Яйцо часто упоминают в мифах разных народах о сотворении мира. Например:

Древнеегипетское сказание о сотворении мира гласит:
   «В начале времен существовал бескрайний океан, Нун, и он был домом Великого Отца. Океан дал жизнь богу солнца, который сказал:
   «Смотрите! Я – Хепри утром, Ра в полдень и Атум на закате». Бог света сначала появился как сияющее яйцо, плавающее на поверхности океана, и духи глубин, которые были Отцами и Матерями, находились рядом с ним, поскольку они были спутниками Нуна.
   Затем Ра стал более великим, чем Нун, из которого он возник. Он был отцом богов и их могущественным правителем…
   Ра произнес слово в начале Творения и приказал земле и небесам подняться из водных глубин. Они появились в свете своего величия, и Шу поднял Нут на небо. Она образовала купол, который изогнулся над Гебом, богом земли, распростертым под ней. На восточном горизонте находились ноги Нут, а на западном горизонте, вытянув руки, она опиралась на кончики пальцев. В темноте становились видны звезды, мерцающие на ее теле и больших, обнаженных конечностях.
   Когда Ра, согласно собственной воле, произносил вслух свои сокровенные мысли, то, что он называл, возникало из небытия. Ра смотрел в пространство и все, что он желал увидеть, появлялось перед ним. Он создал всех живых существ, которые передвигаются в морских глубинах и по сухой земле. Затем из его ока родилось человечество…» («Египетская мифология» Энциклопедия. – М. Изд-во Эксмо, 2007. – 592 с.)

Индийские «Веды»:
   «В начале не было ни сущего, ни несущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Не было ни смерти, ни бессмертия. Не было дня и ночи. Но было нечто, что дышало, не колебля воздуха. И не было ничего, кроме него. Мир был сокрыт мраком. Все было неразличимой пучиной, пустотой, порожденной силой жара. Первым пришло желание, семя мысли… Воды возникли ранее всех иных творений. Они породили огонь. Огнем же в них рождено Золотое яйцо. Неведомо сколько лет оно плавало в безбрежном и бездонном океане. Из золотого зародыша в яйце возник Прародитель Брахма. Он расколол яйцо. Верхняя часть скорлупы стала небом, нижняя – землей, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. На земле, плавающей среди вод, он определил страны света, положил начало времени. Так была создана вселенная («О том, что было в начале» (Немировский A.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., Просвещение, 1994). *1

   Наиболее распространенным сюжетом является  сотворение  мира  уткой,  плавающей  по безбрежному мировому океану. В одних вариантах (русский, мордовский, марийский,  волжско-булгарский) утка (гоголь) достает кусочек земли со дна первичного океана  и  творит  земной  мир. Изображения  этого  акта  встречаются на многочисленных древних украшениях и орнаментах – вплоть до  трансформированного образа в узоре на белокаменном Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском (1236 г.).  По другому варианту, дошедшему  через  карело-финский  эпос "Калевала", космическая утка сносит шесть золотых яиц. *2


Дочь воздушного пространства,
Стройное дитя творенья,
Долго девой оставалась,
Долгий век жила в девицах
Средь воздушного простора,
В растянувшихся равнинах.
Так жила и заскучала,
Странной жизнь такая стала:
Постоянно жить одною
И девицей оставаться
В той большой стране воздушной,
Средь пустынного пространства.
И спустилась вниз девица,
В волны вод она склонилась,
На хребет прозрачный моря,
На равнины вод открытых;
Начал дуть свирепый ветер,
Поднялась с востока буря,
Замутилось море пеной,
Поднялись высоко волны.
Ветром деву закачало,
Било волнами девицу,
Закачало в синем море,
На волнах с вершиной белой.
Ветер плод надул девице,
Полноту дало ей море.
И носила плод тяжелый,
Полноту свою со скорбью
Лет семьсот в себе девица,
Девять жизней человека —
А родов не наступало,
Незачатый – не рождался…
Тихо стала дева плакать,
Говорить слова такие:
«…Лучше б в небе на просторе
Дочкой воздуха осталась,
Чем в пространствах этих чуждых
Стала матерью воды я:
Здесь лишь холод да мученья…
О ты, Укко, бог верховный!
Ты, всего носитель неба!
Ты сойди на волны моря,
Поспеши скорей на помощь!
Ты избавь от болей деву
И жену от муки чрева!
Поспеши, не медли боле,
Я в нужде к тебе взываю!»
Мало времени проходит,
Протекло едва мгновенье —
Вот летит красотка утка,
Воздух крыльями колышет,
Для гнезда местечка ищет,
Ищет места для жилища…
«Коль совью гнездо на ветре,
На волне жилье поставлю,
Мне гнездо развеет ветер,
Унесут жилище волны».
Мать воды то слово слышит,
Ильматар, творенья дева,
Подняла из волн колено,
Подняла плечо из моря,
Чтоб гнездо слепила утка,
Приготовила жилище.
Утка, та красотка птица,
Полетала, осмотрелась,
Увидала в синих волнах
Матери воды колено…
На колено опустилась
И гнездо себе готовит,
Золотые сносит яйца:
Шесть яичек золотые,
А седьмое из железа.
Вот наседкой стала утка,
Греет круглое колено.
День сидит, сидит другой день,
Вот уж третий день проходит —
Ильматар, творенья дева,
Мать воды, вдруг ощутила
Сильный жар в своем колене:
Кожа так на нем нагрелась,
Словно в пламени колено
И все жилы растопились.
Сильно двинула колено,
Члены сильно сотрясает —
Покатились яйца в воду,
В волны вод они упали,
На куски разбились в море
И обломками распались.
Не погибли яйца в тине
И куски во влаге моря,
Но чудесно изменились
И подверглись превращенью:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать – земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились.
И вперед уходит время,
Год вперед бежит за годом,
При сиянье юном солнца,
В блеске месяца младого.
Мать воды плывет по морю,
Мать воды, творенья дева,
По водам, дремотой полным,
По водам морским туманным;
И под ней простерлись воды,
А над ней сияет небо.
Наконец, в году девятом,
На десятое уж лето,
Подняла главу из моря
И чело из вод обширных,
Начала творить творенья,
Создавать созданья стала
На хребте прозрачном моря,
На равнинах вод открытых.
Только руку простирала —
Мыс за мысом воздвигался;
Где ногою становилась —
Вырывала рыбам ямы;
Где ногою дна касалась —
Вглубь глубины уходили.
Где земли касалась боком —
Ровный берег появлялся;
Где земли ногой касалась —
Там лососьи тони стали;
И куда главой склонялась —
Бухты малые возникли…
Вот уж созданы утесы,
Скалы в море основались,
Уж столбы ветров воздвиглись,
Создались земные страны,
Камни ярко запестрели,
Встали в трещинах утесы…
(«Калевала». Пер. с фин. Л.П. Вельского. СПб., Издательский Дом «Азбука-классика», 2007)  *1

   Изначальное Космическое яйцо, согласно древнеегипетским текстам, содержит воздух и может считаться Великой  опорой,  разделяющей землю и небо и одновременно соединяющих их. Космическое яйцо, содержащее дыхание, побеждает "вчерашний день" – время хаоса и небытия. Птица, которая  выступает творцом (демиургом) мира у разных народов, иногда меняет свое обличие. У северо-американских индейцев тлинкитов – это ворон,  у якутов – ворон,  утка и сокол, у некоторых австралийских племен – орел-сокол. В русской традиции Птица-Космотворец – как правило, селезень (гоголь) или изредка какая-либо другая водоплавающая птица (например,  лебедь). Народ свято хранил в памяти наидревнейшие представления  о  сотворении мира.  *2


Источники информации:
*1. Анна Бену «Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты»
*2. Валерий Демин «Тайны русского народа: В поисках истоков Руси» 


Системы миропонимания

   Можно выделить шесть  мифологических архетипов,  причем по мере языковой и этнической  эволюции каждый предшествующий уровень не отбрасывался, а сохранялся, вписываясь в новую систему миропонимания.

1. Эпоха Космического яйца
2. Эпоха Космического колеса (Солнца)
3. Эпоха Космического древа
4. Эпоха Космической коровы (быка)
5. Эпоха Космического коня
6. Эпоха  Космизированной земли (Матери Сырой Земли)

   Формационно-экономически перечисленным эпохам  соответствуют разные хозяйственные уклады:  охота и собирательство;  пастушество и  скотоводство;  коневодство; земледелие.  Почти все эти уклады связаны с оседлым или переселенческим образом жизни;  в свою очередь миграция может быть ограниченной или непрерывной,  пешей или колесной. Охотники и земледельцы ведут сравнительно оседлый  образ жизни,  мигрируя только после истощения угодий. Скотоводы и коневоды менее привязаны к постоянному месту жизни, хотя в конечном итоге предпочтение отдается стойловому животноводству.  Лишь в эпохи великих переселений  народов  (а  нас здесь интересуют арийские и доарийские времена) огромные  массы  людей  и  животных устремлялись в избранном направлении,  на много десятилетий превращаясь в скитальцев и кочевников.

   Предложенная  классификация  сугубо  приблизительна и заведомо неполна.  Не упомянут, к примеру, такой важнейший вид первобытной деятельности,  как  рыболовство, и связанная с ним целая система мифологических сюжетов и образов. Правда, в русской фольклорной и околофольклорной  традиции  они сохранились в сильно измененной форме,  превратившись в волшебные образы-символы исполнителей  любых пожеланий главного героя:  чудесной щуки (сказка "По щучьему велению")  или  золотой  рыбки (сюжет,  наиболее  известный в стихотворном переложении Пушкина, хотя существуют записи его финских вариантов). Между тем корни легенд о рыбе,  исполняющей любые желания (первоначально – маленькой рыбки, но по ходу действия вырастающей в большую рыбу), уходят в самые глубины индоевропейской  и  доиндоевропейской  культуры.  По крайней  мере уже в Яджурведе содержится рассказ о пойманной маленькой рыбке, которая обязалась исполнять все желания Прародителя людей – Ману,  а когда он выкормил ее и превратил в большую рыбу, она в знак благодарности спасла Первочеловека от потопа.

По материалам книги Валерия Демина «Тайны русского народа: В поисках истоков Руси»


Аполлон и мышь

     Расшифровка закодированной   архаичной   символики сказки о золотом яичке дана еще в знаменитом эссе  Максимилиана  Волошина "Аполлон и мышь" (1911),  которое в свое время пленило о. Павла Флоренского (он так и написал:  "плененный...  мышью  – Священник Павел Флоренский).  Все дело в том,  что и мышь и  золотое  яйцо  – аполлонийские образы.  Издревле известен культ Аполлона Сминфея (Мышиного) (см.,  напр., Иллиада, 1, 37 – 42), впитавшего  память  о древнейших исторических событиях, истинный смысл которых был неясен уже во времена  Гомера.
               
      Странное прозвище Аполлона предполагало победу над мышами.  Победителем мыши, наступившим на нее  стопой, изображен  Солнцебог в известной скульптуре Скопаса.  В память об этом совершенно непонятного  с  точки  зрения современного  обывателя  события жрецы Аполлона держали при храмах белых мышей.  На монетах троадской Александрии  и о.  Тендоса фигура мыши выбивалась перед фигурой сидящего или идущего Аполлона.  А в храме,  посвященном "Мышиному" Аполлону в Тимбре,  совершались человеческие жертвоприношения.
               
      Аполлон – Бог Солнца,  а золотое яйцо – его символ.  Знаменитая  коллизия ныне детской русской сказки: "мышка бежала,  хвостиком махнула – яичко упало и разбилось"  – закодированная нформация о борьбе Солнца с Мышью,  в которой Аполлон первоначально терпит  поражение,  так  как олицетворяемое им золотое яйцо оказалось разбитым.  Волошин блестяще проанализировал  на  первый взгляд незамысловатый сюжет русской сказки с символистской точки зрения,  выявив глубинный смысл борьбы жизни со смертью: "Нет сомнения, что золотое яичко, снесенное рябою курочкой, – это чудо, это божественный дар. Оно прекрасно,  но мертво и бесплодно.  Новая жизнь из него возникнуть не может.  Оно должно быть разбито хвостиком пробегающей  мышки для того,  чтобы превратиться в безвозвратное воспоминание,  в творческую грусть,  лежащую на дне аполлонийского искусства. Между тем простое яичко – это вечное возвращение жизни, неиссякаемый источник возрождений, преходящий знак того яйца, из которого довременно возникает все сущее".
               
      Но Волошин и другие комментаторы прошли мимо  другого  –  этносоциального  –  смысла борьбы Аполлона с Мышью, заключающегося в древнейшем противоборстве между двумя первичными  родоплеменными  общностями на стадии расщепления и обособления  языков  и  культур.  В  этом смысле Мышь – тотем той доиндоевропейской этносоциальной  структуры,  которая  противостояла   родоплеменной структуре,  связанной с Аполлоном, тотемом которого был Лебедь.               

      Первоначально победил  этнос,  чьим  тотемом  была Мышь.  Возможно и даже скорее всего, эта победа выражалась не в физическом истреблении людей или целого народа, а в вытеснении аполлонийской родоплеменной общности с ранее занимаемых северных территорий,  что в конечном счете  привело  к  продвижению и переселению прапредков эллинов на Балканы.  В итоге же Аполлон  и  аполлонийцы могли  считать себя победителями,  ибо восторжествовала Жизнь, сохранилась Культура и возникла новая  Религия. Потому-то Аполлон Сминфей представлялся эллинам Победителем Мыши и изображался наступившим на нее пятой.    

      Заставляет задуматься и установленный учеными  еще в прошлом веке факт,  что мышь выступала в качестве тотема у семитских племен.  Не свидетельствует ли  это, что борьба Аполлона с Мышью (а быть может,  тотемов Белой и Серой Мышей) отражает эпоху первоначального  разделения индоевропейцев и семитов и вычленения их из некогда единой этнической общности? Что касается русского народа,  то отголоски тотемических верований, связанных с мышью,  сохранились и по сей день в некоторых обычаях и фольклорных сюжетах. Так, элементы принесения в жертву прослеживаются в  поговорке,  сопрягаемой  с  зубной болью или удалением молочного зуба: "Мышка-мышка, возьми зуб!" Оберегательные функции, присущие всякому тотему,  явственно  проступают  в популярном сюжете русской сказки, где мышка помогает падчерице спастись от медведя:  бегает  от него с колокольчиком при игре в жмурки, где ставкой является жизнь ("Поймаю – съем!").      
   
      Еще один  отголосок   древнейших   космологических представлений, закодированных в русских сказках, – яйцо, в котором сокрыта Кощеева смерть, а точнее – тайна бессмертия. Еще один популярный сюжет русского фольклора – золотое,  серебряное и медное царства,  каждое из которых  возникает  из яйца (и может опять в него свернуться).

    Это были отрывки из книги Валерия Демина. Подробнее в книге. Тема обширная.

               
Источник:
Валерий Демин «Тайны русского народа: В поисках истоков Руси»


*

Золотое яйцо также фигурирует в сказках о трёх царствах (золотое царство свернулось в золотое яичко), про Феникса ясна сокола (золотое яичко на серебряном блюдечке)

Подробнее см. Галактический Ковчег » ___Созвездия Таинственных миров » Семь Морей » Царства Семи Морей » Золотое Царство (путешествие по золотым волнам) 
https://kovcheg.ucoz.ru/forum/232-2883-8
 




 


Рецензии