Житие преподобного Зосимы Верховского. Часть 42
По правилам Василия Великого,
да Иоанна Лествичника старец
устраивал всю жизнь сестёр в обители,
помощником был в том его товарищ.
Хоть Василиск и жил за восемь верст,
Зосима с ним всегда держал совет,
В его пустыне, с ним, он жить не мог,
Ведь монастырь стал для него – приоритет.
Все сёстры жили в кельях возле церкви,
А сам Зосима поселился под горой,
На огороде присмотрел себе он келью,
Жил в старой бане, что стояла возле гряд.
По строгому уставу общежития
помывка в бане не рассматривалась даже,
вот он и занял то строение решительно,
был, для спокойствия сестёр, всегда на страже.
Его присутствие, его пример, молитвы,
его отеческая доброта, любовь, стремления
и добродетельные наставления, конечно,
производили удивительные действия.
Среди сестёр, которых было сорок,
из пожилых, лишь было шесть послушниц,
все остальные – это юные девицы,
от семи лет до двадцати пяти – их возраст.
За час до утрени все собирались в церковь,
Отец Зосима сам сестёр будил,
Он, к кельям подходя, стучал с молитвой,
И все немедленно бежали вслед за ним.
Не удивляйтесь! По уставу сёстры
не раздевались никогда, не разувались,
на сон – снимая только свои ряски,
вот потому-то в церковь скоро и являлись.
Пока Зосима отпирал замок на церкви,
Уже, все до одной, стояли рядом,
А после заходили все в храм Божий,
читали поклонение Страстям Христовым.
Воспоминание о страданьях Иисуса,
составленное Дмитрием Ростовским,
и размышление, полезное, в молитвах,
читать и слушать приходилось сёстрам.
А после сам Зосима вслух читал
о житиях святых, их поучения,
пока священник в храм не приезжал,
сидели на помосте все и слушали.
После прочтения шести псалмов все сёстры
на послушанья расходились и трудились,
а в церкви же, до окончания службы,
лишь немощные и церковницы молились.
К обедне вновь все неотложно были в храме,
после вечерни было правило – читать:
акафисты, каноны и молитвы,
короткий срок был отведён, чтоб отдыхать.
И перед каждым воскресеньем или праздником,
После недлинного трёхчасового отдыха,
Бывало в храме всенощное бдение,
До трёх часов утра – почти без продыха.
А в три часа утра был благовест,
и всенощное бденье со священником,
который жил от них вдали за много вёрст,
но приезжал, давал своё благословение.
По окончании церковной ночной службы
В молчании по кельям расходились,
И до обедни не ложились спать все сёстры,
То рукодельем занимались, то молились.
После обедни, с пеньем клиросных, священник,
с крестом, в сопровождении всех сестёр,
иной раз – и с толпою посетителей,
обед, всю трапезу, кропил святой водой.
А после все трапезничать садились,
читался жертвенник одною из сестёр,
Перед обедом все, конечно же, молились,
Сестра читала о каком-нибудь святом.
После обеда все мирские расходились,
Ворота плотно закрывались на засов,
Послушницы же отдыхали, спать ложились,
И пребывали, до вечерни, без трудов.
Почти весь год обед сестёр был постным,
кроме святых шести сплошных недель*,
По воскресеньям разрешалась рыба сёстрам,
По средам, пятницам, до трёх часов, никто не ел.
И в понедельники лишь раз все сёстры ели,
для них без елея готовилась еда –
тарелка постной пищи, кусок хлеба,
иль сухояденье бывало иногда.
В Пятидесятницу им раздавали паксимады*,
Обед был, общий, ровно в три часа,
На этот праздник разрешалось вкушать елей,
Лишь только мяса не давали никогда.
Великий пост был воздержанием отличен,
Сухоядением, усиленной молитвой.
Отец Зосима служил собственным примером,
имел он дар – разгорячать сердца к лишеньям.
Так что дружина новых ратников его
не тяготилась, не скучала, а рвалась
испрашивать благословений у отца
на голодание, хотя бы на три дня.
И как простосердечные детишки
рвались на подвиги и большие они.
Их останавливал, не позволял Зосима,
Чтобы подолгу пищи были лишены.
Себя лишая мягкого одра,
Иные спали на скамейке голой,
С поленом, кирпичом ли – в головах,
Иль с деревянною колодочкой Зосимы.
Сам старец, по их просьбам, делал им,
вместо подушек, деревянные колодки,
он разрешал и сидя спать – иным,
и даже стоя, привязав себя верёвкой.
Была одежда всех послушниц одинакова –
Весьма проста, удобна для движения,
Такая, что подходит для монашества,
Без рюшей иль иного украшения.
Ни денег, собственных, и никакого-то имущества
в монастыре иметь не разрешалось.
Всё, что родня везли, как дар, послушницам,
Отцом Зосимою, потом, распределялось.
Все, на труды обительские, вместе
ходили: на рыбалку, в лес за ягодой.
Сопровождал сестёр отец Зосима,
работал он, со всеми, одинаково.
Как дети с матерью иль овцы с пастырем,
Послушницы с ним были неразлучны.
Он занимался их духовным воспитанием,
Всегда при этом оставаясь простодушным.
Шесть сплошных недель*– неделя Пасхи, неделя Троицкая, две недели Рождества Христова, сплошная неделя Триоди и неделя сырная.
Паксимады* – половина булочки пшеничного хлеба, сухарик.
18.03.2023 г.
Свидетельство о публикации №123031807670