Переложение 3 Псалма Давида
О, как Спаситель мой, умножились враги,
Твердят, что нет спасенья мне от Бога.
Покрова Твоего надежней нет брони,
Ты слышишь клич и подаешь подмогу.
И спящего Господь меня хранит.
Со всех сторон народы ополчились,
Напавших тьма, но дух не устрашили,
Опора мне Господь, Его надежный щит,
Спаситель мой, восстань, с Сиона слыша зов!
Пошли народу Твоему спасенье!
Да поразит Десница Божия врагов,
Над верными Твое благословенье.
Канонический русский перевод
1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; 3 многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге". 4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. 6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. 8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. 9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.
Толкование Псалма 3
Из первого стиха этого псалма следует, что он был написан Давидом, "когда он бежал от Авессалома, сына своего" (2-Цар. 15-18). Это глубоко личная молитва царя, попавшего в беду. Многочисленные враги Давида были уверены, что положение его безнадежно, но он, избранник Божий, чувствовал себя под защитой Всевышнего и днем и ночью и потому не сомневался в конечном своем избавлении.
А. В окружении врагов (3:1-3)
Пс. 3:1-3. Относительно стих 1 во вступительной части к этому комментарию. В стихе 2 Давид жалуется Богу на восставших против него врагов. (Из записанного во 2-ой книге Царств мы знаем, что "силы оппозиции" во главе с сыном Давида - Авессаломом, вынудив царя бежать из дворца, пустились за ним в преследование.) Враги дерзко насмехаются над ним, жалуется Давид, уверенные в том, что Бог от него отвернулся (стих 3).
Б. Господь - щит Давида (3:4-7)
Пс. 3:4. На опыте своей предыдущей жизни, с ее бесконечными войнами и превратностями, Давид убедился, что истинным его защитником ("щитом") является Бог. Это Он дает ему одерживать победы и прославляет его ("возносит голову его"). употребление того же идиома в Быт. 40:13.
Пс. 3:5-6. На опыте благотворного общения с Богом и зиждется упование Давида. Трудно понять грамматическую категорию времени, в котором стоят эти стихи в еврейском тексте. В переводах, как на английский язык, так и на русский, употреблено настоящее время, но, может быть, лучше читать стихи 5-6 в прошедшем времени: Я взывал… Он слышал? То есть Давид мог это говорить на следующий день после вознесения молитвы. Ответом на молитву объяснялось в таком случае, что и, будучи окружен преследовавшими его врагами, Давид ложился, спал, вставал (прошедшее время), ибо Сам Господь был на его защите.
Пс. 3:7. Убеждаясь в этом вновь и вновь, Давид перестает страшиться своих преследователей (коих - тысячи; русское "тем народа"); скорбные ноты в его молитве сменяются торжествующими.
В. От Господа спасение (3:8-9)
Пс. 3:8-9. Может быть, и вторую часть стих 8 следует читать в прошедшем времени. Зная (по опыту), что прежде Господь наносил поражение его врагам, Давид мог просить Его об этом и теперь. Но, может быть, лучше понимать образность этого стиха как выражение уверенности со стороны Давида: не сомневаясь в том, что Бог и на этот раз избавит его от врагов, он говорит об этом как о факте, уже совершившемся.
Псалом завершается (стих 9) нравоучением: "спасение приходит от Господа", и молитвой Давида о праведных (о "народе", угодном Господу). Тех, которые относят себя к Его народу, Псалом 3 наставляет молиться в тягостных и опасных обстоятельствах, не забывая, что "спасение… от Господа" и, доверившись Ему, спать спокойно.
Псалом 3
По мнению блаж. Августина, этот псалом предвозвещает о Воскресении Христовом. Слова: аз уснух и спах, востах яко Господь заступит мя (ст. 6) св. отец толкует следующим образом: под сном он понимает смерть, а под пробуждением – Воскресение Спасителя11.
А вот что пишет преп. Максим Грек, толкуя в мессианском смысле 4, 7–9 стихи псалма. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя (ст. 7) – “это я (то есть псалмопевец) сказал от лица воплотившегося Бога Слова, Господа моего, на Которого восстали не один и не два царя, как на меня Саул и Авессалом, но все по всей вселенной цари, князи и вельможи всех народов и взбесившийся против Него народ иудейский”14.
И далее: “и опять, молясь Отцу и Богу Своему, говорит: воскресни, Господи, спаси Мя, Боже Мой (ст. 8). И хорошо назвал зубами грешников неистовых гонителей благочестия, служителей скверным бесам… Но Бог и Отец сокрушил эти пагубные их зубы, а верующих во Христа Бога благочестивых людей возвысил и прославил; поэтому и говорится: Ты же, Господи, заступник Мой еси, слава Моя и возносяй главу мою; Господне есть спасение и на людях Твоих благословение Твое (ст. 4, 9)”14. Из этих слов ясно, что преподобный видел в восстании Авессалома прообраз гонений на Христа Спасителя и Церковь Его.
В таком же духе толкуют этот псалом и другие св. отцы, понимая, однако, стихи 8 и 9 как вопль ветхозаветного праведника ко Христу, Которого пророческими очами видел псалмопевец. В заключительных стихах псалма (ст. 9) многие св. отцы видят прямое указание на Крест Господень, который несет спасение миру и благословение христианам
Свидетельство о публикации №123031800683
Нина Шендрик 19.03.2023 15:34 Заявить о нарушении