Звёздный разбор полетов
(Вот так следует читать название. Но стихира упорно убивает все неординарные знаки препинания в заголовках.)
Да! Чудны дела твои, Господи! Случайно «нарвался» я тут, намедни, на очень странный стих. «Сириус-далёкое прошлое». Очевидно, привлеченный «звёздной темой» не очень частой на стихире и очень близкой мне, как ровеснику космической эры и крестнику Юрия Гагарина.
Не буду приводить текст полностью. Это совершенно лишнее. Для моего анализа достаточно двух-трёх первых строф. Позже вы поймёте почему.
Кратко. Как правило, первая строфа стихотворения задает нам ритм, настроение, темп и пр. У музыкантов есть ноты, задающие темп, мелодию, тональность. У нас есть структурная схема в нотации 10о+, позволяющая описать любой темпо-ритм стиха. Я даже иногда перед стихом рисую его схему. Особенно, если это строчный логаэд. Я бы под первой строфой всегда расписывал схему.
Обычно опытный читатель улавливает метр и ритм по первой строфе стихотворения без труда. Особенно, если он ярко выражен – без обилия односложных или многосложных слов, сбивающих с толку. И ему никакая нотация не нужна. Но в этом стихе наш «умудрённый читатель» конкретно встал бы в тупик. Судите сами:
В морозе, в ночь, выходит на востоке
Большого Пса светящий Сириус-
Звезда Изиды…в царстве одиноки,
Взгляд торжествует тоном лирики…
Ну что? Лихо? Вы что-нибудь поняли?
Разберёмся вместе.
1-я строка:
В морозе, в ночь, выходит на востоке
о1 о1 о1 о1 о1 о
Нормальный пятистопный ямб. Ну, один икт на частицу «на» пришёлся. Бывает.
Хорошо. Мы настроились на этот пятистопный ямб и …
2-я строка:
Большого Пса светящий Сириус-
о1 о1 о1 о0 о1
Правда, тянет прочесть именно СириУс, а не Сириус, как положено????
(Иначе будет четырёхстопный ямб с дактилическим окончанием:
Большого Пса светящий СИриус-
о1 о1 о1 о1 оо)
Озадаченный останавливаюсь. Ладно, думаю себе, что дальше-то будет?
А дальше всё нормально, за исключением смысла, который плавно ускользает от нас:
3-я строка:
Звезда Изиды…в царстве одиноки,
о1 о1 о1 о0 о1 о
Непонимание моё нарастает. И наконец:
4-я строка:
Взгляд торжествует тоном лирики…
+0 о1 о1 о1 оо
Это как? Если рассматривать строку как четырёхстопный ямб с дактилическим окончанием. Автор считает, что «СИриус-лИрики» это - рифма? Однако. Никак не могу согласиться и принять.
Но если даже и посчитать эту рифму, нечистой, приблизительной, ассонансной (возможны варианты), то ритмическую схему – чередование пятистопного и четырёхстопного ямба, женского и дактилического окончания, что само по себе бред (я лично такого ни у кого не встречал), то в целом после прочтения такой строфы не хочется даже читать дальше не только этот стих, но вообще хочется бежать подальше от такого автора, с позволения сказать.
Но, движимый интересом исследователя, читаю дальше:
«ПредвосхищАющей» в Египте звали,
о0 о1 о0 о1 о1 о
Великолепна в бело- голубом…
о0 о1 о1 о1 о1
К нам «движется»…как фея из печали-
+1 о0 +1 о1 о1 о
Так получил замеры астроном…
+0 о1 о1 о0 о1
Вполне себе пятистопный ямб. Рифмовка: абаб с чередованием рифм жМжМ.
Совершенно не рассматриваю смысловые связи и прочее. Не тот предмет этого моего разбора. Невнятность изложения очевидна.
Ну и примите на веру, что дальше в общем рифмовка неизменна и вполне читаема. Для уверенности вот вам третья строфа:
В других веках цвет Сириуса красный:
Он жгучим был и знойностью мерцал…
Был взрыв - от спутника звезды, опасный,
И о другом нам древний мир сказал….
Кому интересно это «произведение» целиком, пусть обратится ко мне. Поисковик Яндекса по характерным строчкам «этого» не находит.
Я обещал ещё 15 лет назад не раскрывать имен авторов, попавших ко мне под разбор. Не отступаю от правила и в этом случае.
Итак, мне страшно интересно ваше мнение на этот счёт, друзья мои!
Свидетельство о публикации №123031805063
но без желания учиться, учить бесполезно.
А это по теме))))
Мой друг — великий, русский, не поэт,
сказал однажды:"Будь собой, Володя!
Не всякий, кто рифмует много лет,
находит понимание в народе.
Не всякий, кто поэтом наречён,
способен мыслить и писать красиво.
Поэзия струящимся ручьём
питает души, радует мотивом".
Сегодня я все чаще вижу сам:
бурлит "вода", несёт крупицы-чувства.
Петляет мысль и скачет по листам,
разбив на ручейки сюжета русло.
Не надо говорить:"Пишу душой".
Так пишут все, но далеко не каждый,
построив кособокий дом, собой
доволен будет... Иль душе неважно,
что гости, заглянув, увидят грязь;
споткнутся о корявые размеры;
устав читать запутанную вязь,
уйдут, бранясь на редкие "шедевры".
Мой друг был прав:"Поэзия — есть храм!"
Служенье музам — дело одарённых.
Поэтам воздаётся по словам,
запавшим в души, чувствам утонченным.
Ни пафос, ни надуманная грусть,
ни "протоколы", пахнущие брагой —
всё не стихи... Писать не тороплюсь:
не всё достойно замарать бумагу.
Сказал о том, и легче на душе,
как будто исповедался пред Богом.
А в спину дышит чей-то протеже
и просит уступить ему дорогу.
Советовать глухому — что ежу.
Торопится — вот флаг и ветер в спину,
а я, пожалуй, чуть приторможу:
эмоции должны слегка остынуть.
Владимир Курков 21.03.2023 20:47 Заявить о нарушении
Вот уж, воистину, "шило в строку"!
Пусть знают.
Прям хочется опубликовать на странице семинара в сборнике иллюстративных материалов.
А это у Вас на страничке опубликовано?
Можно же ссылку в статье какой нибудь. типа "Каждый пишет как он слышит" оставить.
Семинар Юрия Петровича 21.03.2023 23:04 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 21.03.2023 23:06 Заявить о нарушении
конечно у меня опубликовано))
в папке "Мысли о стихах".
Есть и другие размышления, но
сейчас смотрю и понимаю, что
перерос их.)))
Владимир Курков 22.03.2023 12:08 Заявить о нарушении