Философский камень этики

Культ "современити", выражаясь словами Алексея Чадаева, по сути, есть культ "чтойности". Которую, в свою очередь, отлично проработал до философии "мгновенно появляющихся и исчезающих дхарм" тот же махаянский, и даже ваджраянский буддизм. И это нормально.

Другое дело, что остался в стороне культ "ктойности", которая есть краеугольный абстрактный философский камень всех теистических религиозных традиций.

"Здесь-и-сейчас" — это рафинированная оптика буддизма, чтойности, ответ на вопрос: "Что есть истина". Но "современити" — это такой, усеченный в отличие от буддийской традиции, ответ. Поскольку отброшен в сторону культ "линии бытия", а взят на вооружение только голый культ "линии знаний", если говорить языком Гурджиева.

"Мы в прошлом и будущем" — это оптика теистических религий (иудаизм, христианство, ислам, индуизм). Это оптика ктойности, ответ на вопрос: "Кто есть истина". И тут просто высок риск утерять "линию знаний", культивируя только "линию бытия".

Истина, как водится, в пропорциях, в правильном сочетании ктойности со чтойностью и пониманию того, какой будет эта самая "каковость". И эту каковость демонстрирует этика. Этика Христа, этика того же Будды, этика Лао-цзы, этика Кришны... Этика, которую нужно институализировать в новых формах, более интегральных, обладающих нулевым уровнем этического отторжения. Нужны новые меха, а вино всегда одно и то же.

08.10.2022, Астана


Рецензии