Воронка Карнавала

Навыворот за шиворот, всё задом наперед,
Кругом толпа блудливая, и жизнь наоборот:   *_1
Вон Страсти ростом с мельницу да голый Поп,     *_2
Судья как шлюха вертится, и Чёрт его загрёб,

Невеста в рваном белая, а следом тихо Смерть,    *_3
Там Скрипка звонко пела да вторила ей Медь.
Солдатик стойкий кренится, что спелый сноп.
К утру всё переменится, грядёт ещё потоп!      *_4

Плывут ладьи колесные на праздник Живота,    *_5
Как наступают Весны, всю грязь снесёт вода.            *_6
Чины пестреют масками, сегодня все равны,        *_7
Гримасы жизни красками на день заменены.        *_8

Себя в личине увидать не каждому под силу,
А на Миру один на рать идти хватает жилы.
Запрета плод расколется потоком круговерти,
Что холится от смеха ссыплется из тверди.

Сердца бубенчиком звонят, им в унисон Набат    *_9
На Старой площади гудит весь Карнавал подряд.
В надрыве жар колотит, весь пар идет в гудок ...
Ба, снова тихо чинным ходит по утру городок!    *_10


17.03.2023, МСК, по воспоминаниям лицезрения этого действия примерно в это время года, но в разные годы в Москве и С-Петербурге (Россия), в Ницце (Франция), Кёлне (Германия), Венеции (Италия), Канкуне (Мексика) и Которе (Черногория).

*_1. Главная черта карнавала - перевёрнутый мир, инверсия принятых в обществе представлений. В Средневековье был популярен продолжительный новогодний «Праздник дураков» (Лат. Festum stultorum, festum fatuorum; Фр. Fete des fous,  Нем. Narrenfest, Bischofsspiel) как карнавальное многодневное празднество и особая запрещенная в 15 веке церковная служба, зачинщиками и организаторами которой, как правило, выступали младшие церковные чины (Лат. Subdiaconi, hypodiaconi). Первое упоминание о празднике находится в трактате И.Белета «Summa de ecclesiasticis officiis» (около 1162 года).
В России издревле были популярны скоморошья потеха, Колядки в Святки, рождественские празднования с ледяными горками, скачками и кулачными боями, весенний праздник Кострома или Масленица с "солнечными" блинами и сжиганием отживших образов.  Традицию празднования праздника Карнавала на Русь привнес неугомонный Петр 1, он же Старший барабанщик лейб-гвардии Преображенского полка Петр Михайлов. «Господинь Петръ Михайловъ везде за исправного, осторожного, благоискуснаго, мужественного и безстрашного огнестрельного мастера и художника признаваемъ и почитаемъ быть можетъ» — такой сертификат был выдан прусским полковником Штейтнером фон Штернфельдом русскому царю Петру I (1672–1725), когда тот в 1697 г. изволил инкогнито отправиться в Европу в составе Великого посольства. Чем не карнавальный персонаж?

*_2. Типичные персонажи Карнавала и его главная черта – извращённые социальные образы, где всё нарочито доводилось до гротеска, показывая всех в несвойственных ролях для «выпуска пара», переосмысления и последующего принятия. Например, в Японии название популярного карнавального танца переводится как «танец дураков, на который смотрят ещё большие дураки».

*_3. Отрицание и утверждение, смерть и рождение, синтез и расчленение в праздничной карнавальной среде неразрывно слиты. Амбивалентность, двойственность и искусственная притворность общественного действа – это вторая отличительная черта самой карнавальности.

*_4. Все при этом осознают, что это «Бесовство» окончится точно в срок: власти вычистят улицы, хозяева приберут дом, намоют до блеска посуду, приготовят рыбу и спекут лепёшки. Карнавал будет изгнан Постом, а Порядок восстановлен.

*_5. По одной из версий, слово «карнавал» происходит от «carrus-navalis», что значит «повозка - корабль». Их использовали в римских праздниках «Сатурналиях» несколько сот лет до р.х. в качестве передвижной сцены для разного рода потех для народа и искупительных жертвенных трапез. Карнавальная стихия низводит восприятие на человеческий уровень к понятному телесному выражению. Здесь нет места высокому, всё ранее чужое и пугающее становится интимно-близким. Мировоззрение тут начинает говорить на языке материи и тела, а карнавальный смех направлен против всего прежде неприемлемого, ранее идеального, надмирного и надменного. Кстати, до Сатурналий были еще и принесенные до-Римскими выходцами из греческой Аркадии Луперкалии.

*_6. Эксперты до сих пор не могут окончательно прояснить этимологию названия «карнавал». По одной из версий, итальянское «carnevale» происходит от латинского «carnem levare», что буквально означает «освобождение от мяса», или народное «carne vale!», то есть «мясо, прощай!». Эта теория неразрывно связывает происхождение слова с периодом гуляний перед весенним Великим постом. Весне свойственны контрасты и противоположности как двигатель жизни.

*_7.  Карнавал стирает социальное разделение, на время отменяя всякую иерархию. Он выполняет объединяющую и скрепляющую общество роль, он отменяет всякую иерархию, не считаясь с чином и званием, и равно относится ко всем. Каждый заинтересован в исполнении обряда, чтобы выпустить всё накопленное за год: усталость, недовольство, нереализованную сексуальность, обиды и гнев.

*_8. Яркие костюмы и маски, задорная и громкая музыка, бесконечная смеющаяся процессия, даже пародийные похороны, когда с песнями и плясками несли ряженого «усопшего», продолжают языческий обряд умирающего и воскресающего бога плодородия. Смерть в карнавале всегда как-бы «своя», она высмеивается, она весёлая, совсем не устрашающая, а жизнеутверждающая. Так было и в прошлые столетия даже после опустошительных эпидемий Чумы и Испанки.

*_9. Колокола, являясь одним из основных элементом церковного ритуала, в процессе карнавала сопровождают запретные обычно действия и начинают играть по сути кощунственную роль, но одновременно освящая и возвышая до ритуала этот царящий и целительный праздник Живота. В этом же духе участниками карнавала понимается традиция украшать себя колокольчиками.

*_10. После Карнавала возвращаются тяжёлые и однообразные до серости будни, полные страха от неопределенности событий и надежд на перемены. По традиции ранее трубочисты обсыпали прохожих пеплом, напоминая о покаянии и смирении, и долгое чтение молитв и искупление грехов должно было занимать умы добропорядочных граждан.


Рецензии
Хотелось бы, чтобы и в наше время были кулачные бои, иногда так хочется наподдать очередному болтуну, вору и подлецу, но сейчас другая эра и другие привычки. А главное, в моде совершенное оружие, в не кулаки...

Наталья Грандэ   22.08.2024 12:33     Заявить о нарушении
Доброго дня, Наталья.
Интересен вопрос, почему идея шутовского действа притягательна и имеет древние корни? Это мероприятие антитела агрессии, войнушки и мести. Здесь главное оружие - смех и утрированное отражение с саморазоблачением. Это не вызывает индукцию насилия и зла, что принципиально. Что-то сродни "подставь другую щёку...", "если жар, то приложи холод".
На мой взгляд, более продуктивный подход к развитию.
С добром и уважением

Лев Дроздов -Лад   23.08.2024 13:01   Заявить о нарушении
Не "антитела", а "антитеза"!!!

Лев Дроздов -Лад   23.08.2024 13:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.