Запланированное, преждевременное устаревание

Запланированное, преждевременное устаревание.
Planned, premature obsolescence


Как ни странно, начало запланированному устареванию вещей положила обычная лампочка. Еще господин Т. Эдисон предвидел, что нельзя делать долговечные изделия. Он, к слову, был одним из тех, кто сидел в патентном ведомстве.

К Эдиносу приходило множество ученых с разными идеями. Если продукт грозил долговечностью службы, капиталист лично выкупал права и прятал их в далекий ящик. Несмотря на заслуги изобретателя в мировом масштабе, нельзя игнорировать вышеозвученные обстоятельства.

Однако вернемся к лампе накаливания. Обращали ли вы внимание, что они служат очень недолго? Только купишь — а через пару месяцев нужно снова бежать в магазин. Кажется, стоит не дорого, но если посчитать суммарные траты за год, то станет грустно.

Изначально инженеры стремились увеличивать сроки службы своих изделий. У них это вполне получалось. До того момента, пока консорциум мировых производителей не «договорился» об ограниченном сроке их службы. Сначала он составлял 5 тыс. часов, затем 3 тыс. часов. Мы не удивимся, если сейчас он составляет 1000 часов.

Такие гиганты, как Osram, General Electric и другие, владевшие 90-95;% мировых производственных мощностей в сегменте ламп, обязывали производителей всего мира следовать вышеуказанным правилам (Картель Фебус). В случае несогласия или нарушения – огромные штрафы и санкции.

Доказательств запланированного устаревания (planned obsolescence), т.е. стремления вывести товар из эксплуатации максимально быстро, немало. Их можно найти и в документах, и в распоряжениях крупных корпораций, да и немного покопавшись в сети.

Памфлет Бернарда Лондона «Преодоление Депрессии через запланированное устаревание», 1932 год. План Лондона заключался в том, чтобы правительство наложило законное устаревание на потребительские товары, чтобы стимулировать и увеличивать потребление. Эта фраза была популяризирована в 1954 году американским промышленником Бруксом Стивенсом.

Стивенс выступал с докладом на конференции по рекламе в Миннеаполисе в 1954 году. Не задумываясь, он применил сей термин в качестве названия выступления. С этого момента «запланированное устаревание» стало визитной карточкой Стивенса. По его определению, запланированное устаревание было «внушением покупателю желания приобрести что-то поновее, немного получше и немного раньше, чем необходимо»..
Лампа накаливания из штата Калифорния, которая находится в пожарной части Ливермора, горит более 100 лет. У нее необычная нить, которая была изготовлена до сговора гигантов электроиндустрии.

Говоря о современных корпорациях: они не гнушаются использовать эффект запланированного устаревания. Скандал 15-летней давности с аккумуляторами iPod, которые быстро «умирали» и не предполагали замену, — тому подтверждение.

Преждевременное устаревание вещей
Концепция преждевременного устаревания (premature obsolescence) идейно продолжила плановое устаревание. Маркетологи и дизайнеры решили навязать обществу «модность» продукции.

Запланированное устаревание вещей никто не собирался отменять, но дополнить эту теорию некоторыми психологическими приемами посчитали вполне разумным.

Теперь товар стал служить вполне разумный срок, но пользоваться им больше, чем предусмотрено производителем, считалось старомодным. А кому хочется, чтобы в него тыкали пальцем и говорили, что у него замшелый и убогий телефон, автомобиль, телевизор, компьютер?


Рецензии