Гинзбург Ф. В. Педагог К. Д. Ушинский
1. Инспектор института благородных девиц, и.о. профессора, юрист,
во взглядах на природу - дарвинист, на общество - идеалист.
Крупнейшее его создание - " Человек как предмет воспитания "
2. Должны мы все учитывать – он первым смог понять,
что прежде чем воспитывать - ребенка нужно знать!
"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях."
/К.Д.Ушинский. Собрание сочинений, т.8. М-Л.,1948, С.23.
3. Предмет его особой гордости - обоснование народности.
Немецкое воспитание не мог Ушинский терпеть:
что немцу хорошо - для русского просто смерть!
Воспитывать в духе народности нужно детей в России,
чтоб Родину знали до тонкости и всею душой любили.
4. Особенно родной язык Ушинский ярко воспевал,
ему статьей "Родное слово" непревзойденный гимн создал:
"Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы...Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое,
исторически живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, - народа нет более!" Там же, С.557.
5. "Труд в его психическом и воспитательном значении"
Ушинским признаваем был важнейшим, без сомнения.
Не только физическим, но и, при том,
и умственным нужно заняться трудом.
6. Обладавший огромным научным талантом
Ушинский крупнейшим был русским дидактом.
Дидактика, по его пониманию,
процесс восхождения от незнания к знанию.
Как нужное и важное условие воспитания
рассматривал ученый учащихся внимание.
Но, вместе с тем, он придавал значение
вниманию в процессе обучения.
Не подвергал Ушинский своему сомнению
значение упражнения, повторения.
И меткое он сделал заключение
о том, что нужно повторение
активное с пассивным различать.
При этом именно активное в учении должно преобладать.
Ведь смысл повторения не в том, чтоб вспоминать.
Его предназначение - вообще не забывать!
7. Ушинский ратует за знания систематические
и резко осуждает схоластические!
Пусть знаний много - взять их неудобно
и голова кладовке с рухлядью подобна.
Для знания, и это - несомненно,
нужна и глубина, и четкая система!
8. Дидактику Ушинский изучал, и принципы ее обосновал.
Теперь мы принимаем их за данность:
сознательность, посильность, последовательность и наглядность.
( И до него их, правда, называли, но глубоко так не обосновали.)
К наглядности он относил и образное слово,
советуя, по мере сил, использовать толково.
Ученый воспитание, обучение всегда в единстве понимал.
Их цели и предназначение при этом он не отделял.
Воспитывающий характер обучения не потерял еще свое значение.
9. Классно - урочной системы обучения
Ушинский был крупнейший теоретик. Его мнение:
Класс – неизменное и составное
школы народной звено основное.
Форма занятия изначальная –
индивидуальная или фронтальная.
Их нужно чаще сочетать,
чтобы внимание сохранять.
Урок проверки и оценки знаний
советовал он чаще проводить,
чтоб объективно и без наказаний
детей успехи оценить.
Ну а для закрепления понятий -
уроки устных и практических занятий.
Уроки чтения и письма
полезны, по Ушинскому, весьма.
10. Опыт русских, зарубежных школ Ушинский обобщил,
но не к теории свел - на практике претворил.
Книги "Русское слово" и "Детский мир" написал,
и в них он непревзойденно основы дидактики дал.
"Проект учительской семинарии" создан был им для нас.
Идеи, что им сформулированы, используются и сейчас!
Во исполнение его идей педклассы открывались,
будущих учителей тысячи в них обучались!
Свидетельство о публикации №123031707086