Гинзбург Ф. В. Педагог К. Д. Ушинский

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ (1824 - 1870).
1. Инспектор института благородных девиц,  и.о. профессора, юрист,
   во взглядах на природу -  дарвинист, на общество - идеалист.
   Крупнейшее его создание - " Человек как предмет воспитания "
2. Должны мы все учитывать – он первым смог понять,
   что прежде чем воспитывать - ребенка нужно знать!
  "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она  должна прежде узнать его тоже во всех отношениях."
/К.Д.Ушинский. Собрание сочинений, т.8. М-Л.,1948, С.23.
3. Предмет его особой гордости -  обоснование народности.
   Немецкое воспитание не мог Ушинский терпеть:
   что немцу хорошо - для русского просто смерть!
   Воспитывать в духе народности нужно детей в России,
   чтоб Родину знали до тонкости и всею душой любили.
4. Особенно родной язык Ушинский ярко воспевал,
   ему статьей "Родное слово" непревзойденный гимн создал:
"Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке  одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой  силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее  бури и грозы...Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь,  соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое,
 исторически живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но  есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, - народа нет более!"        Там же,  С.557.
5. "Труд в его психическом и воспитательном значении"
    Ушинским признаваем был важнейшим, без сомнения.
    Не только физическим, но и, при том,
    и умственным нужно заняться трудом.
6.  Обладавший огромным научным талантом
    Ушинский крупнейшим был русским дидактом.
    Дидактика, по его пониманию,
    процесс восхождения от незнания к знанию.
    Как нужное и важное условие воспитания
    рассматривал ученый учащихся внимание.
    Но, вместе с  тем, он придавал значение
    вниманию в процессе обучения.
    Не подвергал Ушинский своему сомнению
    значение упражнения, повторения.
    И меткое  он сделал заключение
    о том, что нужно повторение
    активное с  пассивным различать.
    При этом именно активное в учении должно преобладать.
    Ведь смысл повторения не в том, чтоб вспоминать.
    Его предназначение - вообще не забывать!
7.  Ушинский ратует за знания систематические
    и резко осуждает схоластические!
    Пусть знаний много - взять их неудобно
    и голова кладовке с рухлядью подобна.
    Для знания, и это - несомненно,
    нужна и глубина, и четкая система!
8.  Дидактику Ушинский изучал, и принципы ее обосновал.
    Теперь мы принимаем их за данность:
    сознательность, посильность, последовательность и наглядность.
  ( И до него их, правда, называли, но глубоко так не обосновали.)
    К наглядности он относил и образное слово,
    советуя, по мере сил, использовать толково.
    Ученый воспитание, обучение всегда в единстве понимал.
    Их цели и предназначение при этом он не отделял.
    Воспитывающий характер обучения не потерял еще свое значение.
9.  Классно - урочной системы обучения
    Ушинский был крупнейший теоретик. Его мнение:
    Класс – неизменное и составное
    школы народной звено основное.
    Форма занятия  изначальная –
    индивидуальная или фронтальная.
    Их нужно чаще сочетать,
    чтобы внимание сохранять.
    Урок проверки и оценки знаний
    советовал он чаще проводить,
    чтоб объективно и без наказаний
     детей успехи оценить.
    Ну а для закрепления понятий  -
    уроки устных и практических занятий.
    Уроки чтения и письма
     полезны, по Ушинскому, весьма.
10. Опыт русских, зарубежных школ Ушинский  обобщил,
    но не к теории свел - на практике претворил.
    Книги "Русское слово" и "Детский мир" написал,
    и в них он  непревзойденно основы дидактики дал.
   "Проект учительской семинарии" создан был им для нас.
    Идеи, что им сформулированы, используются и сейчас!
    Во исполнение его идей педклассы открывались,
    будущих учителей тысячи в них обучались!

               


Рецензии