Большая Знаменка. Из истории основания
1. ПРЕДПОСЛЕДНЕЕ И ПОСЛЕДНЕЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПРЕДКОВ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ БОЛЬШОЙ ЗНАМЕНКИ
2. СУДЬБА МОНАСТЫРЯ ВОЗЛЕ МАМАЙ-СУРКИ.
ИЗВЕСТНО, что подавляющая часть наших предков - основателей Большой Знаменки - переселились на левый берег притока Днепра речки Конки из расположенной в двух сотнях вёрст от неё слободы Знаменка (ныне пгт. Знаменка Вторая)
КАКИМ ОБРАЗОМ там, на территории той слободы, оказались наши предки, потомки донских казаков-булавинцев, скрывавшихся от царской власти? И ГДЕ они до того проживали?
"Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., «между 1772 и 1773 годами», воспользовавшись перемирием в боевых действиях, командующий 1-й армией, генерал-фельдмаршал, граф П.А.Румянцев вывел на поселение в Новороссию из Польши и Бессарабии 1242 семьи русских раскольников. Возможно, что к этой же группе переселенцев принадлежали и раскольники, вышедшие в 1772 г. из Молдавии и основавшие в Елисаветградской провинции, Новороссийской губернии, около Черного леса, слободу Знаменка (ныне пгт. Знаменка Вторая, Кировоградской области)"
КТО занимался заселением возле Чёрного леса?
Заселением слободы Знаменка «беглыми российскими людьми», выходцами из «Молдавии и Безарабии», занимался осадчий Иван Панкеев (ск. ок. 1783), которому, на основании закона от 22 марта 1764 г., было выдано из казны, за каждую выведенную душу, по 1 рублю 50 копеек, да сверх того, от общества слободы Знаменка дано 1150 рублей. Во вновь основанной слободе раскольники в 1776 г. выстроили часовню, в которой служба отправлялась их духовным отцом, вышедшим с ними из Молдавии, беглым от официальной Церкви, иеромонахом Арсением и «другими приходящими к ним священниками.
Крымское ханства перестало существовать как самостоятельное государство, Была образована новая административно-территориальная единица Российской Империи - Таврическая область. В связи с чем перед правительством встали хозяйственные и стратегические задачи по освоению обширного, но малозаселенного края.
КТО был инициатором и организатором переселения наших предков на нынешнюю территорию?
10 августа 1785 г. князь Г.А.Потемкин (1739-1791) представил императрице Екатерине II свой доклад «о установлении» Таврической области. В докладе князь просил императрицу рассмотреть и утвердить предлагаемые им способы «к населению» земли, которая ,по мнению князя, не имела «еще ни десятой доли жителей по ея пропорции». Второй пункт доклада гласил: «Дозволить всем старообрядцам, которые переселятся на места, лежащия между Днепром и Перекопом, получая попов от архиерея Таврическаго, отправлять служение по старопечатным книгам, приписав к нему в епархию Стародубенския слободы, которыя по частому к нему обращению верно узнав места, туда переселятся. Заграничным же прописав сии выгоды, сделать вызов; для перваго опыта я уже переселяю Знаменскую слободу из Елисаветградскаго уезда на Конския воды».
Проект князя Г.А.Потемкина по переселению в Таврическую область «на Конския воды» старообрядцев стародубских слобод Новгород-Северского наместничества и слободы Знаменка, Елисаветградского уезда, Екатеринославского наместничества, основывался на хорошо известных князю обстоятельствах отношений между властью и Расколом, сложившихся на начало 80-х гг. 18 в.
Надо отметить, что старообрядцы могли иметь в устроении своих дел особую надежду именно на князя Г.А.Потемкина, так как им было наверняка известно, что князь принадлежал «к тем Потемкиным, которые в первые же времена раскола выставили в защиту древлего благочестия замечательных деятелей», одним из которых был прапрадед князя - архимандрит Спиридон (Семен Федорович Потемкин, ск. 1665).
26 августа 1785 г. князь Г.А.Потемкин получил от императрицы Екатерины II рескрипт от 13 августа 1785 г., по делам вверенных ему губерний. 9-тая статья рескрипта, свидетельствовавшая о Высочайшем одобрении 2-го пункта проекта князя по заселению Таврической области от 10 августа 1785 г. гласила: «для поселения старообрядцов назначить места лежащия между Днепром и Перекопом, с тем что они будут получать попов своих от архиерея Таврической области определенного, приписав к епархии его и слободы их в Черниговском и Новгород-Северском наместничествах лежащия, и дозволяя всем им отправлять служение по старопечатным книгам. А дабы разсеянных вне границ Империи нашей старообрядцов вызвать в Россию, можете публиковать сии свободы им дозволенныя». В тот же день, 26 августа, князь Г.А.Потемкин сообщил митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу о получении рескрипта императрицы, «как ради сведения оного, так и для подлежащих, в сходственность Высочайшаго Ея Императорскаго Величества повеления, распоряжений».
27 августа 1785 г., в столице генерал-губернатором Екатеринославского наместничества и Таврической области, генерал-фельдмаршалом, князем Г.А.Потемкиным было дано «Объявление» за № 1154, в котором были окончательно определены условия союза между властью и старообрядцами, и которое должно было освободить старообрядцев, искавших законного епископства, от иллюзий насчет создания собственной Церкви.
Несомненно, что деятельность архимандрита Иоасафа была определяющей в становлении, в 80-х гг. 18 в., союза между староверами и главенствующей Церковью, на определенных, приемлемых для обеих сторон условиях (впоследствии «правила» этого согласия, названного митрополитом Московским Платоном (П.Г. Левшин, 1737-1812) - Единоверием, были утверждены 27 октября 1800 императором Павлом I Петровичем.). Однако результата, к которому в конечном итоге пришли раскольники во главе с архимандритом Иоасафом в 1785 г. (имеются в виду условия «Объявления» князя Г.А.Потемкина от 27 августа 1785) еще в 1780 г. достигли и воспользовались его плодами, т.е. получили законно освященный храм и законно поставленного священника, а также возможность употреблять в богослужении старопечатные книги, и старые обряды - старообрядцы слободы Знаменка, Елисаветградского уезда, Елисаветградской провинции, Новороссийской губернии. И они же, согласно 2-го пункта доклада князя Г.А. Потемкина от 10 августа 1785 г., назначенные «для перваго опыта» к переселению в Таврическую область, оказались действительно первой и самой многочисленной группой старообрядцев поселившихся «между Днепром и Перекопом».
В силу того, что старообрядцы решили перейти в единоверие (при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признать иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата), князь Григорий Потемкин обратился с прошением к святителю Амвросию, в котором просил благословить грамоту для постройки храма в честь Преображения Господня.
«Преосвященнейший владыко, милостивый государь и архипастырь. Ваше высокопреосвященство, благословя здешних старообрядцев на построение церкви во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, снабдить их изволили на то и грамотою. Но как храм сей долженствует быть во имя Преображения Господня в знак собственного их преобразования: помятую грамоту при сем препровождая, покорнейше прошу пожаловать другую с наименованием уже храма Преображения Господа нашего и прислать оную ко мне, пребывающему с истинным к вам почтением и преданностью. Вашего высокопреосвященства, милостивого государя и архипастыря покорнейший слуга князь Потемкин-Таврический,
Генваря 29-го дня 1788 г.
Елисаветград».
Когда благословение на возведение храма было получено, община единоверцев при поддержке князя Григория Потемкина, воздвигла однопрестольный деревянный храм.
22 августа на старом антиминсе храм был освящен архимандритом Иоасафом, который в то время игуменствовал в единоверческом мужском монастыре.
В 1790 г. ДЕРЕВЯННЫЙ храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был ПОСТРОЕН, однако в 1792 г. ЭТОТ ХРАМ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА СГОРЕЛ.
В 1795 г. НА ЭТОМ ЖЕ МЕСТЕ была ВОЗВЕДЕНА НОВАЯ Корсунская церковь с приделом святого Иоанна Златоуста, а МОНАСТЫРСКАЯ ЧАСОВНЯ БЫЛА ОБРАЩЕНА В ЦЕРКОВЬ и освящена во имя святого Николая Чудотворца.
ордере ещё от 11 сент. 1787 г. кн. Потёмкина правителю Таврической обл. Каховскому значилось: «...вашему превосходительству предписываю на тот конец поблизости селения Знаменки, на речке Конской, ежели при сих урочищах есть праздная, и ни с каким препятствием не соединенная земля, отвесть потребное число десятин оной под строение старообрядческого монастыря... В случае же там каковой-либо неудобности, имеете позволить им избрать для того самого другое приличное место» (Мурзакевич. 1848. С. 310).
Поскольку МЕСТО ДЛЯ МОНАСТЫРЯ НЕ БЫЛО УДАЧНЫМ ввиду недостатка леса и отдаленности от Днепра, игум. Иоасаф просил Екатеринославского и Таврического ген.-губернатора кн. Зубова выделить братии 120 дес. из лесных дач жителей г. Никополя.
Правитель наместничества отказал монастырю в выделении лесных угодий, т. к. САМИМ НИКОПОЛЬЧАНАМ МЕСТА НЕ ХВАТАЛО, и тогда игумен с братией обратили внимание на местность ниже мест Каховка и г. Берислава по течению Днепра, а именно на урочище Фролово.
Уже 9 марта братия старообрядческого мон-ря приступила ТАМ к строительству деревянного храма свт. Николая Чудотворца.
9 окт. того же года из урочища Мамай-Сурка близ с. Большая Знаменка все насельники Корсунского монастыря переселились в урочище Фролово.
ИТАК, 9 октября 1797 года МОНАХИ ОТСЕЛИЛИСЬ ИЗ СВОЕЙ ОБИТЕЛИ, РАСПОЛОЖЕННОЙ ВБЛИЗИ МАМАЙ-ГОРЫ, НА МЕСТО СВОЕГО НОВОГО ОБИТАЛИЩА НА 179 ВЁРСТ НИЖЕ ПО ТЕЧЕНИЮ ДНЕПРА. Ныне здесь село Корсунка Каховского района Херсонской области.
Свидетельство о публикации №123031700652