Духовность Константина Случевского
Константина Константиновича Случевского (1837-1904) невозможно назвать великим поэтом: этот критически-умный человек, этот служитель слова никогда не абстрагировался от реальности такой «невеликой», что его портреты рисуют поразительный для поэта облик то ли земского врача, то ли правильного в своём убожестве древнего философа.
Едва ли не единственный из русских поэтов, Случевский, казалось бы, поклялся говорить о религии только неформально, без восторженно-возвышенного мишурного блеска.
Его стихи о молитве исковерканы внутренней рефлексией («СИРОТА-МОЛИТВА», «ДВЕ МОЛИТВЫ», «В ИЗБЁНКЕ БЕДНОЙ…», «ЧАС НОЧИ…», «ПУСТЬ МОЛЯТСЯ ЗА НАС…»), его богомыслие касается самых насущных проблем духа – и замирает на границе нерешаемых проблем.
Он пишет о зле диалектически, как о присущем механизму мира, природы («ВОПЛОЩЕНИЕ ЗЛА»), не понимая, что зло есть противоречие естественному предназначению, говорит о работниках зла как процветающих, властвующих («МЕФИСТОФЕЛЬ В ПРОСТРАНСТВАХ», «РЕЦЕПТ МЕФИСТОФЕЛЯ»). Он подходит к вопросу о том, что зло также происходит от Бога и служит Его Провидению – подходит и замирает: он вообще-то любит о другом писать, об игре светотени в цветном мире, а тут - на тебе!
Случевский говорит о присутствии таинств Божиих в природе, и единение с природой может отчасти заменить церковь («СЕГОДНЯ В ЦЕРКОВЬ НЕ ПОШЁЛ Я…»). Парадоксально рисует он присутствие Христа в мире, в Его мире.
«Опять Христос! Что Он меж нами,
Что каплет кровь с Его креста
На нас, здесь, подле, пред глазами,
Не видеть – злая слепота!
Христос везде! В скитаньях духа,
В незнаньи – где Ты, Бог живой?..
В обманах мысли, взгляда, слуха,
В гордыне мудрости людской!
Он страждет в грубости желаний,
В страданьях хилых и больных,
В ужасной музыке рыданий
Безсчётных горестей людских.
Он – у безвинно прокажённых,
Он в толчее дурных страстей,
Он – в грёзах мыслей воспалённых
И даже в творчестве людей.
Крест - у безвременной могилы.
Крест – в безобразьи диких снов
И в нерешительности силы.
И в тяжком звяканьи оков.
Да, снова чуются пророки…
Подточен всякий идеал…
Горят евангельские строки:
«Я к вам приду!» Он долго ждал…»
Понятно, что слово «нахождение где-либо» можно понимать двояко – и действительно, и страдательно. И строгие судьи могли отнести, впрочем, вполне справедливо, перечисленные горести к вине Самого Христа. Поэтому-то Константин Случевский долгие годы не воспринимался как Божий гуманист, правильный, думающий христианин.
Возможно, Случевский чуждался бы слова «прекрасно» в отношении своего творчества. И мы не будем нарушать его воли!
А. Михаил. 17 марта 2023 года.
Свидетельство о публикации №123031705968