О, Днепре Словутицю! Ты пробилъ еси каменныя горы
178. «О, Днепре Словутицю! Ты пробилъ еси каменныя горы сквозе землю Половецкую.
179. Ты лелеялъ еси на себе Святославли носады до плъку Кобякова.
180. Възлелей, господине, мою ладу къ мне, а быхъ не слала къ нему слезъ на море рано»
Объяснительный перевод Лихачева: «Ярославна рано плачет в Путивле городе на забрале, приговаривая: „О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы (в местах днепровских порогов) сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе Святославовы (Святослава Всеволодовича киевского) насады (суда с „насаженными“, надшитыми бортами) до стана Кобякова (до стана половецкого войска хана Кобяка, разбитого Святославом за год до похода Игоря). Прилелей (же), господин, ко мне моего милого, чтобы не слала рано я к нему слез на море (где в Приазовских степях находился в плену Игорь).
Великого киевского князя зовут Святослав Ольгович и он является отцом Игоря и Всеволода. У ученых это не так, потому что они читают не Слово Христа, а фальшивые летописи, где нет Христа.
По-моему, суда сразу назывались насадами и ничего к бортам не пришивали. Потому что это глупость. Для чего надо было бы надшивать борта? Ну, надшил, чтобы больше войско посадить в судно. Но больше места не стало, а у судна появится ненужная парусность и его будет сдувать с курса. Кроме того, если ты надшил легкое судно и оно стало двухпалубным(а иначе какой смысл надшивать), то судно станет тяжелее и не пройдет пороги, а также судну понадобится вдвое больше весел, потому что еще надо будет возвращаться в Киев против течения Днепра. Короче, это - ерунда.
Насады – это, я думаю, не про подшивание бортов, а про насаживание войска на судно – можно насадить много войска. Тем более, что такое судно есть в словаре у протоиерея Дьяченко.
Насадъ. Мореходное гребное судно.
Сейчас подобное судно для перевозки войск называется десантным и это название тоже связано с войском, а не с бортами корабля.
Кобяк – это не половецкий хан, а русский князь Всеслав Полоцкий, которого Святослав купил у половцев за золото и посадил на цепь в тюрьму Киева.
В приазовских степях Игоря не было в плену. Бой с половцами был на Суле, пограничной с киевским княжеством реке. И потом, каким образом Днепр мог бы взлелеять Игоря по Днепру, если Днепр находится в 200 км. от Северского Донца, где по мнению ученых и фальшивых летописей был этот бой. Как ни крутись, а Слово против этой ученой глупости.
А как эта мысль про Днепр взбрела в голову Ярославне? По-видимому, из письма, которое гонец доставит Ярославне рано, на второй или третий день битвы. Помните в главе 69?
Игорь плъкы заворочаетъ, жаль бо ему мила брата Всеволода.
Был момент, когда Игорь понял, что проиграл и надо уходить к своим, через Сулу. Полки Игоря начали переправу, а сам Игорь мог сесть в лодку, которая была для него приготовлена:
39. сребрено стружіе – храброму Святьславличу!
Так вот, именно этот момент могли увидеть с русского берега и отправить гонца к Ярославне. Мол, всё хорошо, Игорь в лодке и скоро будет дома. А это донесение, Ярославна могла понять так: что Игорь на лодке поплывет по Суле до Днепра, а потом по Днепру к Киеву. Вот Ярославна и обращается к Днепру, уже с радостью, а Господь смеется – чего только женского сердце не на придумывает.
Так бывает с донесениями. Например, Александр 1 сначала получил от Кутузова рапорт о Бородинском сражении, что Наполеон разбит и в Петербурге стали праздновать победу.
Здесь надо уточнить, что Игорь заворачивал свои полки, которые уже начали переправу, а может кто-то уже и переправился.
Зашеломянем!
Все главы есть на Дзене в "Евангелие от Христа - Слово о полку Игореве" и в печатном виде.
Подписывайтесь!
Свидетельство о публикации №123031704546