По конкурсу - Зима плюс
http://stihi.ru/2023/03/15/7838 - Итоги конкурса
Конкурс вызвал интерес у наших читателей - я очень быстро собрала 70 заявок на его участие, в том числе, 8 - от судей ТМА. Последние могут подавать свои заявки только вне конкурса: их стихи как возможный пример для подражания я иногда размещаю в итоговой статье, но в голосовании их тексты не участвуют и потому никаких мест в таблице итогового протокола не занимают. Есть предложение в следующих конкурсах ограничить число внеконкурсных произведений - 5-ю, иначе мои статьи с обзором будут состоять только из одних судейских произведений! ))
Участникам показалась, что тема в этот раз нетрудная - у кого из нас нет стихов о зиме? Но мало у кого из нас есть привычка до конца прочитывать конкурсное задание (не название конкурса, а все те пояснения, которые я пишу для будущих участников в своем объявлении!). А там было сказано:
«Представить стихи о зиме, в которых обязательно присутствует ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ. Пейзажная лирика предполагает особый поэтический язык, который невозможно себе представить без использования тропов - оборотов речи, все слова и выражения которого употребляются в переносном значении для создания художественного образа. Желательно - авторского, небанального. Но в отличии от чисто пейзажного стихотворения, где описание пейзажа - это единственная тема, в произведении, поданном на конкурс, обязательно должна присутствовать ВТОРАЯ И ГЛАВНАЯ ТЕМА (ЛЮБАЯ), в которую зимний пейзаж включен как необходимый элемент содержания. НЕ СТИХИ ПРО ЗИМУ, а стихи, где зимний пейзаж присутствует и помогает раскрыть главную тему. Кроме того, приветствуется и будет способствовать успеху яркая концовка, несущая основную авторскую мысль стихотворения Стихи только рифмованные».
Не читавшие этого авторы радостно предложили мне свои имеющиеся у них стихи, где наблюдалось следующее:
а) присутствовал один только зимний пейзаж, и он был главной и единственной темой стихов;
б) стихи были о чем-то другом, где о зиме очень мало упоминалось, в лучшем случае имелось несколько строк, но не было описания пейзажа - ни интересных тропов, ни авторского взгляда на наблюдаемое;
в) стихи были мало или очень плохо срифмованы, часто еще и без четкой повторяющейся структуры строф, то есть, с очень слабой базовой техникой исполнения;
г) стихи содержали неудачно подобранные - дикие - образы и сравнения или местами были написаны плохим языком, с неестественным порядком слов в предложениях, затрудняющим понимание их смысла.
Я принимала все стихи, но далеко не всё из этого обилия поэтических творений могло было быть отобрано судьями в свои шорт листы, состоящими из не более, чем из 12-и лучших произведений. Хотя кое-что из вышеперечисленного в шорт листы все же попадало - то ли по недосмотру, то ли по доброте судейской души.
Все принятое на конкурс я публиковать и комментировать здесь не буду - вы просто утомитесь читать! Покажу вам только лучшее, и вдобавок к нему опубликую еще несколько интересных, хотя и не во всем совершенных стихов.
Начну свою статью с 8-и внеконкурсных произведений, принадлежащих судьям ТМА, которые в моих комментариях не нуждаются.
МЕЛАНХОЛИЯ. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ. ВНЕ КОНКУРСА
У вас, наверно, щедро льют дожди,
А здесь... метель за стенами гудит,
Да снегом забивает плотно окна...
Но правда солнце слепит, днём теплей,
А ночью индевеют вдоль дверей
Растрёпанные войлока волокна...
Да оживились во'роны, они,
Над тундрой рыщут в поисках земли
И на проплешинах дороги мусор,
Который бросили ещё с зимы
Где он, разводами болотной хны,
Лежит на белой скатерти закуской.
Мечты сбываются... ЗАО "Газпром"...
А сменщик ноет: "Скучно мол живём..."-
В календаре вычёркивая даты.
Вчера нечётные, сегодня чёт...
Так весело грустить, побрал бы чёрт!
И чай дешёвый пить, не раз женатый...
Весна, ау? Так надоело... Жуть!
Сорваться бы, да в ресторан махнуть?
Но путь не близкий, даже до Тюмени...
Знакомый бригадир-оленевод
Сказал, до трассы точно довезёт,
Иль даст упряжку северных оленей...
Но это временно... и до утра
Пройдёт усталость, кончится хандра
И меланхолия в работе схлынет...
А там, глядишь, придёт досрочно борт,
Вахтовка, самолёт, аэропорт
И... барабанит по асфальту ливень...
ПО БЕЛОЙ ДОРОГЕ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ. ВНЕ КОНКУРСА
По белой дороге, по этой бескрайней зиме
Мы едем навстречу заранее выбранной цели,
И, нас охраняя в пути к заповедной земле,
Стоят с двух сторон караульные строгие ели.
Метнется лиса от обочины – факелом хвост,
Сорочий галдеж растревожит морозное царство;
Река не река, а поземками вышитый холст
Откроется вдруг, в окоем упирая пространство.
Ах, Господи Боже, тот самый песчаный откос,
Где в лагере летнем, насквозь земляникой пропахшем,
Под пение горнов и шепот смешливых берез
Мои сыновья вырастали – и старший, и младший.
Родительский день напоен был любовью сполна,
Но в час расставанья всегда обливался слезами.
А что было делать – семейная наша казна
Едва бы осилила отдых в приморском сезаме.
Из сумрака веток, из чащи годов свиристель
Негромкой морзянкой доносит до нас позывные.
Все так отдалилось: на памяти наших детей
Иные зарубки и кольца на спилах иные.
Когда-то казалось: у нас даже мысли одни
И видится мир одинаково – в радостном свете,
Теперь же с трудом понимаю, чем дышат они,
О чем говорят на недобром, чужом диалекте.
И здесь, на тропе, у подножий гигантских стволов,
Себя ощущая отставшей в пути малолеткой,
С тревогой слежу за надломленной грузом снегов
И рухнувшей наземь, не нужной для дерева веткой.
В ОЖИДАНИИ ЗИМЫ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО. ВНЕ КОНКУРСА
"И в сочельник самый, в ночь,
Бог дает царице дочь..."
/ А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»/
Зима стекает по стеклу
И носом шмыгает в трамваях.
Москва, как видно, привыкает
К предновогоднему теплу,
К тому, что во дворе трава,
К вечерним «ноль – плюс два, местами...»
К тому, что Ленинградка встанет,
Как только грянет минус два...
Но я другую зиму жду:
Мохнато-вьюжную, большую,
Где шубы, шаркая, шуруют
К метро по сколотому льду,
Где горбится под снегом ель,
Где взрослым так по-детски страшно,
Когда ветра скулят протяжно,
Почуяв скорую метель,
Где в полночь, в самый Новый год
Господь сыночка мне пошлет...
О МНОГОМ НЕ ПРОШУ. ВЛАДИМИР КУРКОВ. ВНЕ КОНКУРСА.
Стемнело, и утихла кутерьма.
Вернулась жизнь в уютные квартиры.
Накрыла припоздавшая зима
озябший двор пушистым кашемиром.
Так хочется поверить что сейчас
на всей Земле царят покой и счастье.
Звезда упала. Может в этот раз
всё сбудется?.. Ведь это в чьей-то власти.
Пусть сохранит он семьи от потерь,
стреляющим в детей собьёт прицелы.
Пускай, наутро открывая дверь,
увидят снег нетронутым и белым.
НАДО ЛИ? ВАЛЕНТИНА КАЛЁВА. ВНЕ КОНКУРСА
Лесная дорога уводит в деревню,
Машины нечасто тревожат гудком,
Гуляем с подружкой мы здесь ежедневно –
Бывает, на лыжах, но чаще пешком.
Любуемся лесом и речкой, болтаем,
Морозный денёк так чудесно бодрит,
Родная природа нам кажется раем:
Куда ни посмотришь - божественный вид.
Простор, тишина, свежий воздух в придачу,
Тут вирусов нет – сосны, ели и снег,
Но встречный мужчина считает иначе,
Он в маске идёт и доволен вполне.
Да, есть чудаки, носят их непрерывно,
Но - чтобы в лесу! - увидала впервой:
Ведь здесь не больница, не офис, не рынок!
Команду услышал и верит – герой...
Покрытая инеем маска-тряпица:
Какая в ней польза? По-моему – вред!
Нам только осталось тайком подивиться
И снова на сосны и речку смотреть.
ЗИМА. МИЛА АНДАНТЕ. ВНЕ КОНКУРСА
Небо низкое, ватно-беззвёздное…
Слышишь звук, словно призрачный хруст?
Бьюсь в стекло твоё крошкой морозною,
И позёмкой под ноги мечусь.
Как простуда, тоска застарелая
Стала самой привычной из бед.
Я шелками холодными белыми
Устелила дороги тебе.
Но опять молчаливый, простуженный
Ты бежишь через двор налегке,
От меня непонятной, завьюженной
Закрываешься в тёплом мирке.
Вновь к весне за бесценок распродано
Серебро - весь запас годовой...
Через город, ветрами изглоданный
Я лечу – нелюбима тобой.
ЗИМНИЙ ТРЕСК. РЕДЖИНА 80. ВНЕ КОНКУРСА
Скупой рассвет декабрьского дня,
Огонь трещит в растопленной печи...
Сижу, смотрю на всполохи огня,
Но вспомнились весенние ручьи.
Позёмка пятый день уже метёт,
Зима берёт законные права.
С задержкой, но пришёл её черёд
Послушать, как в печи трещат дрова.
Стареет печка, трещинки ползут.
Её ещё мой дед с соседом клал.
Тепло печи - особенный уют.
Трещит сверчок, забравшийся в подвал.
Родимый дом дороже всех столиц,
Надёжной крыше бури не страшны.
Согреет сердце скрип от половиц
В пристанище тепла и тишины.
ГОРЧИТ КАЛИНА... МАРИНА ФОМИНА. ВНЕ КОНКУРСА
Горчит калина. И рябины сок
Совсем не сладок, только краски ярки,
Как будто чей-то сочно-красный маркер
Коснулся и внимание привлёк:
Ноябрь на разноцветье не богат.
Любуемся на ягодные кисти,
Но не срываем: мало в них корысти,
Лишь красотой своею тешат взгляд.
Но стоит снегу лес припорошить,
На ягоды рябин слетятся птицы.
Не для того, чтоб ими насладиться,
А просто, чтобы зиму пережить.
Есть у всего в природе назначенье,
А красота даётся во спасенье.
НЕ О ТОМ. ОЛЬГА АЛЕЙНИКОВА-ТИНЯКОВА. ВНЕ КОНКУРСА
Плыл закат по-зимнему устало,
Красил алым солнечную медь.
На замёрзший берег у причала
Он пришёл не жить, а умереть,
И застыл, задумавшись, у края
Снежно-накрахмаленного дня,
Будто в тишине, не прерывая,
Собираясь выслушать меня.
Розовые хлопья над заливом,
Белый блеск, морозные клубы.
Захотеть ли просто быть счастливым,
Глупым и не знающим судьбы?
Ночь, развесив звёздные кадила,
Тонко уколола душу льдом.
Слишком тихо, видно, я просила
И опять просила не о том.
Все наши судьи - просто молодцы, пишут они мастерски и конкурсное задание читают внимательно. Единственное, что меня огорчает, так это то, они гораздо добрее и снисходительнее к качеству стихов тех, кого судят, чем к своим стихам. То есть, иногда они милосердно берут в свои шорт листы стихи с ошибками, которых сами бы точно никогда не сделали! Хорошо ли это? Решать вам. Я бы предпочла, чтобы мои стихи на конкурсе судили без поблажек - дабы не возгордиться тем, что пока мною не достигнуто! )))
*************************************************
А теперь покажу стихи участников, которые мне чем-то понравились:
1. ПЕРВЫЙ СНЕГ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА
Вот он идёт, встречайте —
у окон, дверей, ворот
снег-радость, снег-грусть,
снег-мечтатель —
кому как повезёт.
1001010
0100101
010010010
010001
Стекает водой беглой —
у снега жизнь коротка,
но светел и лёгок — верил:
не падал он, а летал
для тех, кому был первым,
счастливым радостным днём,
для тех, для кого был прерван,
став белым последним сном.
Ритмика стихов необычная - это дольник тонической системы стихосложения. Небольшой, но симпатичный этюд о снеге, а если покопаться глубже - о человеке, размышляющем о себе, глядя на снег.
5. ГЛОТОК ЗИМЫ. АННА ШЕР
Воздух морозный –
Белый, розовый, голубой.
Хрустальные розы
Цветут над снежной рекой.
Полёт декораций,
Зимы серебристый глоток...
Кого нам бояться,
Если за нас – Сам Бог?
Тоже очень лаконично - одними четверостишием о красках зимы , а к концовке - религиозно-философская лирика, где одним штрихом, но глубоко: "Кого нам бояться, если за нас – Сам Бог?"
9. ЗА ЗИМОЮ СЛЕДОМ. ОЛЬГА ГРУБСКАЯ
Февральский день, от солнышка искристый,
Плетёт в морозных окнах кружева.
Зима фасонит в пончо серебристом,
Слепит подола снежная канва.
Узором на дорогах и тропинках
Строчит следы размашистым стежком.
НА КАЖДОЙ ВЕТКЕ — ЗАЯЧЬЯ КОСЫНКА
Лебяжьим оторочена пушком.
Мне следом за зимой спешить куда-то,
Едва касаясь снега, править след
И точно знать - внутри души запрятан
Кусочек лета... без потерь и бед.
Туда, где всё знакомо и привычно,
Где тёплый день уютен и погож
И каждый испечённый мамой блинчик
На солнышко весеннее похож...
О чем эти стихи? Конечно, не о зиме, а о своих воспоминаниях, на которые навел автора пейзаж зимы. Пейзаж написан выразительно: "Зима фасонит в пончо серебристом", "Строчит следы размашистым стежком"... Только вот одной строки я не поняла: "На каждой ветке — ЗАЯЧЬЯ КОСЫНКА". Возможно, я просто не знаю этого выражения, поскольку не поняла, о какой косынке идет речь.
12. ВСЕМУ НАСТУПИТ СРОК. ОЛЬГА БУРЫГИНА
Карминовый закат на горизонте
Сливался постепенно с темнотой,
Но я держу из грёз цветастый зонтик,
Ноябрь оставив плакать за спиной.
Декабрь ворвётся, снежным палантином
Укроет лужи, рытвины и грязь,
Пушистый снег присядет на морщины
Дорог, карьеров, нежно серебрясь.
Найдут покой в объятьях белоснежных
Деревья. И бессильны холода,
Когда в перинах пышных безмятежность
И сладок сон. Ненастий череда
В былое канет. Мудрая природа
Нам преподносит жизненный урок.
Восполнить чтоб энергию, погода
Меняется. Всему наступит срок.
Начинаются стихи как пейзаж, а в концовке видим философское умозаключение, которое наполняет стихи новым содержанием. Мы не просто наблюдаем природу, а, рождая в себе ассоциации, размышляем о "мудрой природе", которая "преподносит нам жизненный урок": "Восполнить чтоб энергию, погода меняется. Всему наступит срок". В пейзажной части мне понравился образ: "Пушистый снег присядет на морщины дорог...". Из недостатков техники - слишком много переносов, т.е., начал предложений в середине строки, что для данного жанра - недостаток. (Для эпистол и монологов - допустимо).
14. ПТИЦА. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ
Птица проснётся от запаха снега,
Чем, интересно, он пахнет для птицы?
Бронзовый Ленин у Политеха,
Булочка с маком. Кофе с корицей.
Птица глядит в этот мир удивлённо,
Словно здесь всё происходит впервые.
Бомж на скамейке, хрустальные клёны
И в камуфляже городовые.
Птице уже любопытно до жути,
Может сегодня откроется космос?
Ждут свой автобус снежные люди,
Белые люди чёрный автобус.
Птица взлетит и рассыплются эхом
Стоны клаксонов, звон колокольный,
Город бетонный умер под снегом,
Это не страшно, это не больно.
Птица устанет, ляжет на ветер,
Смотрит ей вслед одинокий прохожий,
Снег всё идёт, превращается в пепел
И на кресты перекрёстки похожи.
Рыжий мальчишка из хрупких кристаллов
Лепит Волшебное, сняв рукавицы,
Кончился год, мы другими не стали,
Серое облако, белая птица.
Интересная композиция : выпадение первого снега здесь описано глазами птицы, которая "глядит в этот мир удивлённо", ей все "любопытно до жути", потому что "Город бетонный умер под снегом", а "снег всё идёт, превращается в пепел, и на кресты перекрёстки похожи". Несколько неожиданное авторское заключение в концовке: "Кончился год, мы другими не стали", которое явно принадлежит человеку, а не птице, глазами которой описан зимний пейзаж города. Стихи интересные, но мысль произведения (логика рассказа) здесь выражена туманно.
16. БУДЕТ ВЕТРОМ КАЧАТЬСЯ МЕТЕЛЬНЫЙ ФЕВРАЛЬ. НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА
Будет ветром качаться метельный февраль,
Будет танец снежинок безропотно тихим,
И устанет бежать отрывной календарь
За тобой, унесённым безжалостным вихрем.
Будут слепнуть в метелях глаза фонарей,
Будет меркнуть их свет в чёрно-белой раскраске,
И в пустой суете мною прожитых дней
Буду тщетно искать след исчезнувшей сказки.
Разве только о зиме эти стихи? Скорее - о беге времени и о безжалостном мельтешении "в пустой суете... прожитых дней". Не законченный, но симпатичный этюд.
21. В НОЧЬ ВЫПАЛ МАЛЕНЬКИЙ СНЕЖОК. ГАЛИНА СКУДАРЁВА
В ночь выпал меленький снежок.
К утру светлее стало в мире
Так, будто в сумрачной квартире
Вдруг кто-то лампочку зажёг.
В лесу немного веселей:
Берёзы в новеньких платочках,
Что дарит им - любимым дочкам,
Волшебник леса - Берендей.
А в нашем стареньком саду
Под мокрым снегом гнутся кроны
И кружат наглые вороны,
Вновь предвещая нам беду.
Но слышен дивный благовест
От дальней церкви на опушке,
Где богомольные старушки
Вновь запоют:"Христос воскрес!"
А эти стихи - позитивные и умиротворяющие, их трудно отнести к философской поэзии. Они просто описывают гармонию мира, в котором появился "меленький снежок", и он везде благостен: и в квартире, где "будто кто-то лапочку зажег", и в лесу, где "берёзы в новеньких платочках", и в саду, где "кружат наглые вороны", но даже это автора стихов не страшит, потому что скоро опять "запоют Христос Воскрес!".
22. ФЕВРАЛЬ. НИКА ГИР
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд… Б. Пастернак
Февраль… Но негде взять чернил,
чтобы заплакать над стихами.
И облака, как оригами,
в размытой щедрости белил
венчают тишину зимы.
На белых простынях из снега
видны следы людского бега
цепочкой вечной кутерьмы.
И снисходительность к судьбе,
и ожиданье дней весенних,
как от уныния спасенья,
будь то в квартире иль избе –
для нас примета февраля.
Он по обычаю простужен,
всё чаще мрачен и не нужен
надеждам всё начать с нуля.
Губами трогая весну,
как спившийся влюблённый трагик,
в своих заснеженных тетрадях
Февраль рисует тишину.
Он этим заболев всерьёз,
смирившись с ролью столь печальной,
в душе свой след оставит тайной
и каплями хрустальных слёз.
Эти бы стихи, да на конкурс "Литературная цитата"!!! Стихи содержат аллюзию на известное стихотворение Бориса Пастернака (оно в эпиграфе) и по-своему рассказывают об олицетворенным автором феврале. Много интересных метафор: "На белых простынях из снега видны следы людского бега цепочкой вечной кутерьмы", "Губами трогая весну, как спившийся влюблённый трагик, в своих заснеженных тетрадях февраль рисует тишину". Разве только о зиме эти стихи? О человеке, ищущем "снисходительности к судьбе" и ожидающем "дней весенних, как от уныния спасенья, будь то в квартире иль избе".
26. СНЕГ ВОСПОМИНАНИЙ. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ
Вновь зима под ФАТОЙ НОВОБРАЧИЯ
с декабрём повенчалась в степи.
Всё отраднее даль, всё прозрачнее,
сколь впустую её не тропи.
Но сюда я бегу от реальности,
лишь снежком с перелесков пахнёт,
где малины окажется сладостней
перемёрзший калиновый мёд.
Где покажется, что за сугробами,
за искрящей с берёз пеленой,
как и раньше, идём тихо оба мы,
по бескрайней дорожке одной.
Но на ней день за днём – всё пустыннее,
всё метелью вдали занялось.
Для чего-то осыпало инеем
ковыли непокрытых волос.
Время выйдет, и тоже отрину я,
утомившись от ясности дней,
и отпетую стынь глухариную,
и калиновый отблеск над ней.
Но лелею с несбыточным встречу, и
в огрубевших ладонях своих
мну зимы я фату подвенечную,
будто сам ей сегодня жених.
Качественная лирика с размышлениями о своей жизни, воспоминаниями прошлых событий - "покажется, что за сугробами, за искрящей с берёз пеленой, как и раньше, идём тихо оба мы, по бескрайней дорожке одной", с выражениями надежд -"но лелею с несбыточным встречу, и в огрубевших ладонях своих мну зимы я фату подвенечную...". Этот образ фаты (выпавшего снега) работает в стихах как рефрен - с него начинается стихотворение, описывающее зимнюю картинку и им завершается. Но эпитет к фате в начале стихов мне показался неудачным: что это за фата НОВОРБРАЧИЯ? Это тавтология (фата - символ целомудрия в брачной церемонии), и звучит это цинично, с намеком, что брак - явление столь же повторяющееся, как наступление зимы...
29. ДОРОГА МЕЖДУ НАШИМИ ДОМАМИ. ОЛЬГА КОРОЛЕВА
Снег осенней штукатуркой
Обновил с утра дворы.
Нет ни грязи, ни окурков.
Мост воздушный – до поры.
Зимний вечер раньше срока
Тихо входит. Посмотри:
ИЗ ТУМАННОЙ ВИШНИ СОКА
На снегу следы зари.
Сразу звуки стали тише.
С пустыря собачий лай
С разных точек лучше слышим.
Наш район – ОТШИБ И КРАЙ.
Словно в сказке, он добреет,
Вспомнив детство, лес и глушь.
Жизнь – у теплой батареи,
В разговоре близких душ.
Ты отставишь чашку с блюдцем.
Рук, лежащих на столе,
Горячо хочу коснуться
Друг, пока я на земле.
Ты прости, что очень поздно.
Годы – словно бурелом.
И библейские угрозы
На крутом пути моем.
Я приду – закатным светом –
Отогреть тебя чуть-чуть.
Даже если будет это
По земле последний путь.
Стихи с сюжетом, где пейзаж зимы - совсем не значим, он просто деталь. Деталь задумана красиво: образ зари как "сока туманной вишни" мне нравится, только построение предложения, в которое он натужно вписан, не нравится совсем: "Посмотри: из туманной вишни сока на снегу следы зари". Не по-русски сложена фраза, мутно. От фразы "Наш район – отшиб и край"я тоже не в восторге. Есть устойчивое выражение "на отшибе", но само по себе это слово не употребляется. Смысл слова "отшиб" - край, поэтому получаем еще и ненужную тавтологию. Возможно, я тут слишком придираюсь, авторская мысль мне понятна, но... царапает исполнение.
32. НОВЕНЬКАЯ ЗИМА. УЛЯ ПОЛИКАРПОВА
А снег всё летел с небес. Свежий, неторопливый,
сеялся сквозь фонарный жёлтый неяркий свет.
Сквозь белую кисею глядели окошек лики
на мой, уходящий в небо, почти заметённый, след.
Ночь прилегла на крышу, свесилась, наблюдая,
как засыпает город, вывалянный в снегу,
как на высокий тополь присела снежинок стая,
как завилась позёмка в прозрачный холодный жгут,
как в тонких ветвях берёзы гнездо тишина свивала,
как, оседая набок, дремали снеговики.
Трудяга-декабрь сугробам простёгивал одеяла.
Слетались в депо трамваи, горланя во все звонки.
Пустынные русла улиц вели за собой куда-то.
010 010 10 010 010 10
На пенных волнах качались уплывшие в ночь дома.
На рваный подол двора ставил декабрь заплаты,
вдевала в иголку нитку новенькая зима.
010 010 1 10 010 10
Мне не спалось. Неспешно я между миров бродила -
меж прошлым и ненаставшим, меж ночью и белым днём.
А снег всё летел с небес - свежий, неторопливый.
Горело во тьме окошко призывным живым огнём.
Мне понравились стихи содержанием. Начинаются они зимним пейзажем, а завершаются лирическим откровением автора, описанном очень выразительно: "Мне не спалось. Неспешно я между миров бродила - меж прошлым и ненаставшим, меж ночью и белым днём". И вообще образный язык очень хорош: "Пустынные русла улиц вели за собой куда-то. На пенных волнах качались уплывшие в ночь дома. На рваный подол двора ставил декабрь заплаты, вдевала в иголку нитку новенькая зима". Стихи написаны длинной строкой, состоящей из двух полустрок не очень чистого амфибрахия, между которыми автор не предусмотрел промежуточной рифмовки полустрок. Наверное, зря. И то, что ритм не везде чистый - это тоже нехорошо. Любительски написанные стихи...
34. МЕТЕЛЬ. РОЗА ДАНЧЕНКО
Сыплет, сыплет зима-королева
На озябшие улицы снег.
Сыплет щедро – направо, налево –
От морозов седых оберег.
Целой пригоршней в воздух бросает
Свой пушистый диковинный лёд
И, баюкая снежную замять,
Колыбельную песню поёт…
Мне мелодия эта знакома.
С давних пор я грущу под неё
О тепле деревенского дома,
Где оставила детство своё…
…Треск огня и гудение печки.
Стопка книг и ночник на столе.
Санки с лыжами <там>у крылечка нехватка слога
И ветвистый узор на стекле…
Как давно… и недавно всё было!
Много лет… или миг <лишь> назад. нехватка слога
Светлым облаком детство уплыло,
И уже на висках – снегопад…
А зима всё поёт и танцует.
Время мчит всё быстрей и быстрей…
…Златовласая девочка дует
На снежинку в ладошке своей…
Здесь к содержанию нет вопросов - симпатично, по заданию, хорошим и ясным языком. К сожалению, в 4 и 5 строфах автор потерял слоги и произошла ошибка ритма (я на этих местах в угловых скобках свое слово вставила, чтобы ритмику подлечить - автор может сам придумать поинтереснее). Если бы не эта ошибка, стихи можно было бы номинировать. И концовка хороша, лирическая, светлая: "Время мчит всё быстрей и быстрей… Златовласая девочка дует на снежинку в ладошке своей…" Я бы только посоветовала автору сократить число многоточий, которые многие так любят использовать вместо знаков препинания. Умно расставленные знаки препинания - в плюс любым стихам и они - отличный инструмент передачи акцентов смысла.
43. РОЖДЕНИЕ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
Пушистых ветвей вологодское кружево.
ВорОжа и Устюжна снегом завьюжены.
Под шалью тяжёлой уснула река,
Свеча колокольни над ней на века.
И колокол больше ни слова, ни слова...
Над мостиком Козьим застыла подкова –
Чугунная арка в заречный портал...
Ты в зимнюю сказку сегодня попал.
Но колокол дрогнул, вспорхнула пичуга,
И благовест чистый поплыл над округой.
Серебряный звон-перезвон неспроста.
Морозная полночь. Рожденье Христа.
О чем стихи? Конечно о Рождестве и о Вологде. А зима здесь - фон, средство для передачи содержания, причем, красиво сделанное средство: "Пушистых ветвей вологодское кружево. ВорОжа и У’стюжна снегом завьюжены. Под шалью тяжёлой уснула река". Все требования конкурса выполнены, с техникой все в порядке. Можно было бы номинировать, а судьи даже последнего из десятки имеющегося свободного места почему-то пожалели. Зато...
49. ОТПЕЧАТОК ЛАДОНИ .РИТА КРИХЕЛИ
Отпечаток ладони на мёрзлом стекле
Уходящего в утренний город трамвая.
А вокруг снегопад без конца и без края
Засыпает осколки промчавшихся лет.
Фонари освещают оранжевым СНЕГ
И меня — одинокую в центре Вселенной,
И трамвай, увозящий обиды, измены
И на каждую встречу предъявленный СЧЁТ. ???
Это странно и глупо — спокойно стоять,
Провожая глазами трамвайное счастье,
Ощущая физически, как на запястье
Память стрелки стремительно двигает вспять,
Оживляя дыхание возле виска
И ладошку, что плавит оконную льдину,
И две тени в квартире одной карантинной,
И блокнот, что прошила словами строка,
Возвращая туда, где косые лучи
Прошивали узоры деревьев ажурных,
Где на кухне под старым цветным абажуром
Так молчать хорошо... Но кричи — не кричи,
А густой снегопад заметает следы -
От трамвайных путей две неясные нити.
Я уже на другой, слишком дальней орбите,
Перестал быть моим притяжением ты -
Человек, превратившийся вдруг в силуэт,
В отпечаток ладони в окошке трамвайном.
Я осталась стоять в этом утре бескрайнем,
Соло снега , окончился прежний дуэт.
Лёд заполнил собою потерянный рай,
Оставляя меня в нарисованном прошлом.
Как последний привет, отпечаток ладошки
Спрятал в городе утреннем первый трамвай.
...Зато на эти - действительно прекрасные стихи - мои дорогие судьи своих баллов не пожалели: три девятки и восьмерка от четверых судей сразу же выдвинули стихи в пятерку призеров, а ведь не имели они на то права! По Правилам ТМА высшие баллы (как бы ни были хороши стихи!) можно ставить только стихам без технических ошибок исполнения. А здесь во второй строфе "снег" срифмовано со "счёт". Возможно, это недосмотр, но перед конкурсом автору необходимо свои стихи перечитывать - проверить их. И всяческие судейские домыслы и оправдания типа "это чисто человеческий фактор. Там, наверное, лёд был... а автор поменял на снег, по прошествии времени, не подумав, что рифма ушла" прокатывать в учебной Творческой Мастерской не должны. У нас не платное издательство, где печатают все, что оплачено, здесь мы учимся быть внимательными к своим творениям!! Стихи действительно хорошие, и автор - молодец, но в этот раз она вышла в победители по нашему судейскому недосмотру.
50. У МОЛЬБЕРТА... НИКОЛАЙ БЕЛОЗУБОВ 2
Ах, как они мчались -
Ну, просто летели! -
Сквозь горе-печали,
Сквозь вьюги-метели,
Сквозь тени-покровы
Непрожитых судеб,
Сквозь каждое слово,
Которое будет...
А рядом - художник
С волшебною кистью,
Который сегодня
Талантом неистов,
Который придумал,
Быть может, во сне,
Неясные образы
Дивных коней,
Которые мчались -
Ну, просто летели!
Которые в лето
Ворваться хотели,
Но стали-остались
Мгновеньем отныне
В ещё недописанной
Снежной картине...
Очень симпатичные стихи - с воображением, с чувством полета, светлые! Жаль только, что зимнего пейзажа в них почти нет, потому и не отобраны. Есть в стихах ощущение метели, но она больше в воображении, чем в тексте.
51. СНЕЖНОЕ НАСТРЕНЧЕСКОЕ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА
Не плетётся кружево из слов –
настроений нити спутал ветер...
Снега не по-детски намело –
снеговик столбом стоит, ДИСКРЕТЕН,
недоволен липкой кутерьмой,
угольками глаз сверлит пространство.
Вечереет вдруг, – пора домой,
только снег, ведь это, – вроде рабства –
не пускает, ноги обхватив,
по рукам связав морозцем лёгким…
Пелена маячит впереди,
в снежный плен заманивая ловко…
Но природой меря суть вещей,
отложив заботы в долгий ящик,
настроенье штопает ущерб
нежным флёром вёсен предстоящих…
Отличные стихи - размышления. Здесь все картинки зимы - не более, чем повод, ассоциация с тем, что приходит автору на ум: "Не плетётся кружево из слов –настроений нити спутал ветер", "снег, ведь это, – вроде рабства – не пускает, ноги обхватив", "пелена маячит впереди, в снежный плен заманивая ловко" О своем личном пишет поэт, а вовсе не просто описывает то, что видит. И сам подтверждает, что он "природой меря суть вещей, отложив заботы в долгий ящик, настроенье штопает ущерб..." Все мне понравилось, только одно слово озадачило, взятое в эти стихи из совсем иного стиля речи: снеговик стоит.... ДИСКРЕТЕН. ...Это как? Неужели только из-за этого слова судьи эти стихи не заметили?
52. ПИСЬМО. ВИКТОР КОСОЛАПОВСКИЙ
Пишу письмо Зиме-подруге.
В строках заманчиво хваля.
Давно мечтаем мы о вьюге,
полях заснеженных в округе
и злых морозах февраля.
Ты не филонь, возьмись за дело.
Дожди метелью одолей.
Пускай пейзажи будут в белом,
чтоб на холсте обледенелом
замёрз в кристаллы водолей.
Скрепи подрамник льдом хрустальным.
Картину инеем прикрой.
Подбрось снежинок карнавальных,
развей хандру средь дней печальных
небесно-кипенной порой.
Сегодня всё не так, как раньше
с погодой, так же и с людьми.
В прогнозах разных много фальши,
с волненьем жду, что будет дальше
в кругах вселенской кутерьмы?..
Влекомый зимними мечтами
смотрю осенний сериал...
Была бы ты, как прежде с нами,
тогда б студёными ночами
тебе стихи я посвящал.
В этих стихах очень импонирует поэтический слог - легкий, правильный, летящий. Ни одна фраза не царапает неестественным построением, нигде мелодия прочтения не спорит с форматом строки - читается, как поется! Для меня такой стиль письма - признак мастерства. Стихи написаны в эпистолярном жанре - как воображаемое письмо к Зиме. А написано так красиво и поэтично, как будто к любимой женщине. Мастерские стихи! Искренне не понимаю, почему они были отобраны только одним судьей?!
57. ЗИМНЯЯ ИМПРЕССИЯ. СУЛАМИФЬ7
Луна мерцает в призрачной тиши.
Лиловый снег, топча дворы и сходни,
следы в деревне мелко порошит,
петляя, словно опытный охотник…
Дома плывут в лагуне голубой,
вот-вот бесшумно к берегу пристанут,
и нежится лазоревый прибой
в морозной дымке зыбкого тумана.
Художник ищет свет и нужный миг —
импрессию на уличных полотнах,
где мир теней размыт и многолик,
дрожит и тает маревом бесплотным
в ночном плену сиреневых сетей...
Моне зиме закладывает душу,
и снег, сливаясь с небом на холсте,
внезапно вырывается наружу.
Это стихи особого жанра, стихи по картине (экфрасис) Клода Моне, "Дорога в Живерни зимой", который из-за появившейся проблемы зрения тогда видел мир в других красках - в голубом цвете. Образно и красиво написано стихотворение: "Дома плывут в лагуне голубой, вот-вот бесшумно к берегу пристанут", " где мир теней размыт и многолик, дрожит и тает маревом бесплотным в ночном плену сиреневых сетей". Хорошая работа!
58. СКАЗКА О ЗЕЛЕНОМ ЛИСТОЧКЕ. ВЕЧНАЯ УЧЕНИЦА
Снега год за годом, снега век за веком…
Невечные люди средь вечного снега.
В чернеющем небе лиловое солнце
У самого края – когда-то вернется…
Рождались, рожали, в снега уходили -
Ложились, ложились, ложились в могилы…
Рыдали, шептали: «Да будет снег пухом…»
Кружили над мертвыми белые мухи.
…Наставник подул на озябшие пальцы:
«Мальчишка! Довольно тебе заблуждаться!»
«Но Древний Завет…» «Это миф, несмышленый!
Поверь мне: листок быть не может зеленым!
Упрямец, мы только вчера проходили
Ученье великого Сэра Дарвилли:
Ненужные дереву бурые листья
Зовутся – за мной повторяй! – а-та-виз-мом!»
«Но Древний Завет говорит, что весною…»
«Молчи! Или рот тебе с мылом умою.
В наш век просвещенья – довериться бреду?
Весна – что за ересь! Три дня без обеда!»
…И руки дрожали, и таяли силы,
Но мальчик подмешивал к желтому синий
И тайно зеленый картонный листочек
Носил под рубашкой на тонкой цепочке.
Стихи в жанре "рассказ в стихах", в жанре, допускающем язык приближенный к языку прозы, тем не менее фрагмент с зимним пейзажем написан очень выразительно: " Снега год за годом, снега век за веком… Невечные люди средь вечного снега", " Кружили над мертвыми белые мухи." В этом стихотворении зима - не пейзаж, не время года, а состояние души людей, символ.
.64. НЕ ЗАБУДЬ МЕНЯ, УХОДЯ.... ЛЮДМИЛА ГАЙДУКОВА
Не забудь меня, уходя по первому снегу.
Застывает река, и клятвы вмерзают в лёд.
Тихо падает снег, словно капают слёзы с неба,
И дрожит тонкой вишни ствол у твоих ворот.
Ты идёшь туда, где ты обо всём забудешь
Среди ярких красок и зноя чужих ветров.
В круговерти дней, в мелькании лиц и судеб
Не забудь, пожалуйста, запах моих цветов.
Солнце клонит к закату, и дни летят, как на крыльях.
Был таким горячим голос — остыл уже.
Но как прежде будешь гордым и будешь сильным.
Только помни меня! —Не забудь о своей душе.
Жанр интимной лирики, стихи о любви, о личном, здесь тоже зима - только символ отношений, настроения, пейзаж - не самоцель, его всего три строчки. "Застывает река, и клятвы вмерзают в лёд. Тихо падает снег, словно капают слёзы с неба, и дрожит тонкой вишни ствол у твоих ворот" А стихи написаны мастерски.
*****************************************************
Примеров использования пейзажа в разных жанрах поэтических произведений, мне кажется, уже достаточно. Осталось прояснить вопрос: почему было такое странное задание - не проще было бы собрать пейзажные стихи о зиме без всякой второй, тем более, главной темы?
Не проще. Пейзажная поэзия - это один из самых трудных жанров, хотя каждый из нас имеет на своих страницах множество разных зарисовок времен года, погоды и природы, описаний того, что видит глаз. На эти темы уже столько в русской поэзии написано, а природа наша все та же, и погода узнаваемая! Тут требуется или писать гениально, или не рисковать с подачей на конкурс своего простенького пейзажа: очевидные наблюдения в рифму - полезная тренировка техники стихосложения, но все равно не высокая поэзия! Для пейзажа нужны свежий взгляд, авторские, не затертые образы, самобытные способы описания природы. Помните наш зачетный конкурс "Ветер"? Я там в текстах выделяла капслогом отдельные "изюминки" - нетривиальные, интересные образы и использованные выразительные средства языка поэзии - разные лексические украшения, которые мы изучали в течение последних лет на ТМА? В стихотворениях лучших поэтов нашего сайта таких к месту примененных "изюминок" найдешь от силы две, а что говорить о тех, кто пока еще в стадии роста? Но для поэта всегда есть спасительный инструмент привлечения внимания к своим пейзажным стихам - ввести туда вторую тему, от лицезрения природы перейти к личным ассоциациям и размышлениям. И ваши стихи хотя бы через это приобретут какую-то индивидуальность - запомнятся и откликнутся в душе читателя. Вторая тема и авторский вывод в концовке - это полезный прием, который стоит знать и иногда использовать...
*********************************************************
В заключение, чтобы добро даром не пропадало, опубликую анонимные выдержки фрагментов стихов участников, которые (на мой взгляд!!) помешали тому, чтобы судьи их отобрали в свои шорт листы. Среди них и те, что судьи милосердно отобрали, а я бы не стала по причине либо плохо выстроенного предложения, либо неадекватности и странности сравнения или эпитета, либо использовании слова не по его значению. Комментировать ничего не буду - авторы свои строки узнают сами.
ВОЗНИК В ПУТИ БОЛЬШОЙ СУГРОБ,
ТО В ПОМОЩЬ — ЛЫЖИ.
Ныряешь в дом — от печки ПЫЛ ( жар)
врачует тело.
__________________________________________
КАК СКОРОСТНОЙ ЛИХОЙ ЭКСПРЕСС
Под шубы нагло ВЕТЕР лез.
ВУАЛЬЮ ПАДАЛ снег на город.
В ЛУЧАХ фонарного ОГНЯ (света)
Холодный снежный КАРНАВАЛ
Вдруг СНИЗОШЁЛ.
_________________________________________
НАД РОЩАМИ ПРОСТОРНО И СЕДО,
И снег ЛИНУЮТ белки и вороны
НА крестики и нолики следов.
Ещё НЕЛЮДНО НА ДОРОЖКАХ, только
ВозлЕ конечной станции метро...
ВАГОН В МЕТРО ПОКАЧИВАЕТ нудно.
ИСКРЯТ снежинки СКВОЗЬ ЛЕСНОЙ ОЗОН,
НЕДАРОМ говорят, что мир наш ТЕСЕН,
НО ОН ЗАПОЛНЕН пустошью невстреч.
_______________________________
лишь иногда С НЕБЕС ВОРОНА ТИХО КАРКНЕТ.
Смеркается уже и СКВОЗЬ РЯДЫ СТВОЛОВ
РОДНЫХ ХРУЩЁВОК свет уютом жёлтым манит.
Там хорошо сейчас: НАРОД ВОКРУГ СТОЛОВ
ЗА УЖИНОМ СИДИТ, А ТЕЛЕК УРАГАНИТ.
_________________________________
НЕ СЫСКАТЬ ЗА СНЕГОМ ВИД ЦВЕТУЩЕЙ ФЛОРЫ,
НАДОЕЛИ ФАРАМ ПРАЗДНОГО АВТО.
И особым снегом на проспекте БЛЁСТКОМ
Под цветным САЛЮТОМ звёздных галерей!
Стал БИРЮЗОВАТЫМ снег, что вниз СТРУИТСЯ,
ЩЕДРО РОЗОВЕЯ НА ЩЕКАХ ЗЕМЛИ.
Гладь её, как платье из РЯБОГО ситца:
Листья, ветрогоны, ЧАСТЬЮ замели.
Град ГОРИТ В НЕОНЕ и ВО ТЬМЕ объятий,
Чтобы с новым счастьем встретить Новый Год,
НЕ ЖЕЛАЯ СНИТЬСЯ ЧУТЬ БЕЛЕСОВАТЕЙ,
Вплоть до лучезарных мартовских погод!
_________________________________
ЛЕТИМ В САНЯХ - СТИХ ПОБЕЖДАЕТ ПРОЗУ,
ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР КОНЦЕРТ ИГРАЕТ СВОЙ!
А там, на склоне, ЛЫЖНИКИ РИСУЮТ
НАМ ЗМЕЕК, ОСТАВЛЯЯ БЕЛЫМ ЛИСТ
СЧАСТЛИВЫЕ РУМЯНЕЦ ТРОНУЛ ЛИЦА -
сегодня Дед Мороз у них КУМИР!...
Но Зимушка не радует поэта:
СТОИТ БЕССНЕЖЕН, ОБЕЗЛЫЖЕН СКЛОН.
____________________________________
Ложатся снежинки на грязный капот,
В МосквЕ вездЕ слЯкоть. Пришел Новый год. РУ
МОЛЧАНИЕ УЛИЦ, НАРЯЖЕННЫХ В ХЛАМ,
Блестит мишура позабытых надежд
Покрыт позолотой унылый КОРТЕЖ. ?
протяжные звуки стоящих машин
СТИРАЮТ ИЗ ПАМЯТИ БОЛЬ ГОДОВЩИН.
Меняется год, уносЯ с собОй грУсть, РУ
растаявших льдинок ПОТЕРЯННЫЙ ВКУС. (???)
А ПРОЖИТОЙ жизни НОВЫЙ РУБЕЖ
опять нас толкает НА СКРЫТЫЙ МЯТЕЖ.
_________________________________
Но мама говорит, ОПЯТЬ
Сегодня ночью — минус пять,
И куртку теплую ОПЯТЬ рифма
Придется завтра надевать.
_______________________________
Я, как ПРИШЕСТВИЯ, ждала субботы -
Уют домашний и диван зазывный.
А тут метель - постылые осадки.
Земля смешалась с небом - ЗГИ НЕ ВИДНО.
И ГЛАЗЕНАПА запускал... охальник.
И срочно всё - ДО ГОРЛА ВСЕМ ПРИСПЕЛО*!..
И кот мой рядом в позе Бонапарта,
ГЛЯДИТ В ОКНО ВАЛЬЯЖЕН И МОЛЧАЛЬНИК.
_________________________________
Гудит и поёт СКВОЗЬ ВИСОЧНЫЕ ВЕНЫ.
Орган в голове у меня или хОры?.. (если не про галерею, то хорЫ)
И с этих небес ВНЯТЬ заветную ВЕСТЬ.
___________________________________
Под ногами вязкий снег - РАСХОДИЛОСЬ в небе СОЛНЦЕ,
ЛЕС за городом - мой щит, ЗАМЕЛЬКАЛ на горизонте...
Настоящее окно в феврале - скорей ОКНИЩЕ,
СНЕГ, ЧТО КОРЖИК С МОЛОКОМ, не успеет СПОХВАТИТЬСЯ,
превратится в водный мир и землёю поглотится.
Что там Ницше говорил: "Жизни можно не страшиться,
__________________________________
СНЕГОМ ЗАБИТА ПУШИСТАЯ ЁЛОЧКИ ЛАПА.
Месяц короткий вернёт нам небесную синь.
СОЛНЦЕ В ЗАТИШЬЕ...но день ото дня всё светлей.
ВДАРИТ мороз, напоследок пощиплет не раз,
_____________________________
Улыбки стеснительной нежности
В лучиках света ИГРАЮТСЯ -
Яма впереди БЛЕДНИТСЯ.
____________________________________
Он шёл на лыжах - не брала его усталость,
ЗА НИМ ПЫХТЕЛИ ПАРОВОЗОМ БРАТЬЯ - два мальца.
К ЧЕМУ ПРИСНИЛОСЬ, РАЗБЕРЕДИВ ВЫТЕРТУЮ ПАМЯТЬ?
Не сплю, СМОТРЮ В СЛЕЗАХ НА ФОТОГРАФИИ В ЭКРАН.
_________________________________________
Ночных старинных сказок тяжек груз,
Они опутать сном тебя приходят.
МАЯЧИТ НЕБО ПОД КРЫЛАМИ МУЗ
Промёрзшим сизым ОКОМ ПОЛОВОДИЙ.
В ПЫЛУ МЕТЕЛЕЙ кружит ВЕТХИЙ МИР
СЛЕД ОДИНОКИЙ ЗВЁЗДОЧКИ САЛЮТНОЙ.
В морозных дебрях окон тих и сир
БЛУЖДАЕТ ВЕЧНЫЙ ПРИЗРАК БЕСПРИЮТНЫЙ. ???
И ВРЕМЯ ПТИЦЕЙ БЬЁТСЯ В СЕРДЦЕ МНЕ.
НА ЛАПАХ ЕЛЕЙ ВИСНУТ ДНИ И НОЧИ.
Ни близкий, ни далёкий рай в окне,
НЕ ВИДЕН ВСТРЕЧНЫЙ, НЕБОМ НАПРОРОЧЕН,
В лавандово-кофейной белизне
В колючем хороводе многоточий
(на первый взгляд - очень красиво, но если представить - очень сложно и запутано... Такой винегрет из разных образов и ни одной ясной мысли в итоге)
_________________________
А это творение даю целиком в авторской орфографии:
Февраль короткий месяц,
И как же не усомнится,
Что он прекрасен и порочен.
Любовью он окружён и не ценичен.
Пусть долго мы ждём,
Когда наступит день
И масленица затмит блинами
И всех на праздник пригласит.
И всех целую неделю блинами
Угостит и пары на свадьбу не примено
Кольцами и семьи укрепит.
Пусть это неделя блинами хороводит.
И всех весну на порог приглосит,
Чтобы мороз и метель убавит
И на неделе Масленицы гуляньях
Попросит у февраля прощенья.
______________________________
С небесных высот этой скуке назло,
Из ВЕЧНОГО КРУГА, добром АТМОСФЕРЫ ???
Снежинками нежное чудо пришло;
И даже СКВОЗЬ ГОДЫ гулять захотелось,
Под скрип серебра по тропе сосняков!
Всего-то красивые виды былого...
А СЕРДЦЕ В ГРУДИ - СЛОВНО ТАМ НАЯВУ!
Волнуется помня, что СГИНУТЬ ДОРОГА,
НЕ СМОЖЕТ ТУДА, где я в мыслях живу!
_______________________________
Зацепилась зима СЕРЕБРИСТЫМ КРЫЛОМ
ЗА РЖАВЕЮЩИЙ ШПИЛЬ городской нашей башни.
И РАССЫПАЛАСЬ белым искристым ДОЖДЁМ
Вылетали с утра из под крыш воробьи.
Вот их клинопись здесь, на снегу молодом.
Выпуская людей, что спешат по делам,
ДЫШИТ тёплый подъезд РАСПАХНУВШИМСЯ РТОМ.
Ты спускаешься вниз, чтобы выйти во двор,
А потом до метро тебе десять минут.
НО СИДИТ НА СТУПЕНЯХ РАСТЕРЯННЫЙ КОТ,
ЗНАЧИТ ЖДАТЬ БУДЕТ ДОЛЬШЕ ПРИВЫЧНЫЙ МАРШРУТ.
На этом, все. Спасибо всем участникам за ваши стихи, этот конкурс подарил много интересных открытий. С теплом, Ваша Алкора, 16.03.23.
Свидетельство о публикации №123031604841
Большое спасибо за конкурс "Зима плюс", за ваши разборы и комментарии. Как всегда интересно и полезно.
С уважением,
Ксения Вишневецкая 2 20.03.2023 10:39 Заявить о нарушении