Экзистенциализм. Бытие, ничто и нечто
Основной философской работой Сартра является «Бытие и ничто» (1943), но известным, в том числе и в философских кругах, он стал раньше, после того, как в 1938 г. был опубликован его роман «Тошнота», а в 1939 г. — сборник рассказов «Стена».
…Главный герой романа «Тошнота» историк Рокантен пишет биографию некоего маркиза де Рольбона оплаченную его наследниками, но дело движется медленно из-за отсутствия «творческого интереса» со стороны исполнителя. Вскоре у него появляется странное чувство отвращения, переходящее в тошноту. Ни один из моментов жизни провинциального городка, со старинным замком, зелёным парком, библиотекой, где Рокантен проводит по несколько часов в день, не приносит ему радости и удовлетворения. И вот однажды он понимает, что означают эти внезапные приступы тошноты: в них ему открывается в своём подлинном виде то, что философы называют «бытием».
«Итак, только что я был в парке. Под скамьей, как раз там, где я сидел, в землю уходил корень каштана. Но я уже не помнил, что это корень. Слова исчезли, а с ними смысл вещей, их назначение, бледные метки, нанесённые людьми на их поверхность. Я сидел ссутулившись, опустив голову, наедине с этой тёмной узловатой массой в её первозданном виде, которая пугала меня. И вдруг меня осенило.
У меня перехватило дух. Никогда до этих последних дней я не понимал, что значит «существовать». Я был как все остальные люди, как те, что прогуливаются по берегу моря в своих весенних одеждах. Я, как они, говорил: «Море — зелёное, а белая точка вверху — это чайка», но я не чувствовал, что всё это существует, что чайка — это «существующая чайка». Как правило, существование прячется от глаз. Оно тут, оно вокруг нас, в нас, оно мы сами, нельзя произнести двух слов, не говоря о нём, но прикоснуться к нему нельзя. Если бы меня спросили, что такое существование, я по чистой совести ответил бы: ничего, пустая форма, привносимая извне, ничего не меняющая в сути вещей…»
И, вот оно, почти декартовское резюме:
«Моя мысль – это я: вот почему я не могу перестать мыслить. Я существую, потому что мыслю, и я не могу помешать себе мыслить… даже в эту минуту… - это чудовищно – я существую потому, что меня приводит в ужас то, что я существую. Это я, я сам извлекаю себя из небытия, к которому стремлюсь: моя ненависть, моё отвращение к существованию – это всё разные способы принудить меня существовать…»
Хайдеггера и Сартра интересовали прежде всего вопросы бытия и сущностей как феноменов предметного мира, который формирует человек, являясь личностью. Но, эта личность (по Хайдеггеру) уже «утратила своё бытие», перестав ощущать связь с этим самым миром именно потому, что он стал «предметным». Хайдеггер считал, что «дом бытия» это - язык, а его хранителями (и ключниками) являются поэты, а не учёные. Но, Сартр испытывает ужас от того, что он как бы «вынужден» мыслить, т. е., лишён свободы выбирать между «бытиём» и «ничто» к которому «стремится». В этом, видимо, принципиальная разница между немецким и французским экзистенциализмом: для первого, Бога (после Ницше) уже нет, но поэты всё ещё есть (Гёльдерлин, Рильке), а для второго, если и остались поэты, то лишь «проклятые», вроде Бодлера с его «Цветами зла». Времена Виктора Гюго прошли:
И тщетно капает Христова кровь святая,
Тьмы восемнадцати веков не разгоняя…
Когда «культурная революция» во Франции набирала обороты, в печати стали появляться заявления Сартра, что вслед за Китаем она произойдет в Европе и что он, ни минуты не задумываясь, сжёг бы «Мону Лизу», а потом и некоторых профессоров университетов, да и сам Шарль де Голль тоже оказался в «списке на ликвидацию»: не стоило ему обменивать доллары на золото…
…«Революция», как того и хотел экзистенциальный философ продолжается до сих пор, только она уже давно перестала быть «культурной» и теперь это даже не «ничто», а в полном смысле слова: «нечто»…
Свидетельство о публикации №123031500894