Ньютон, Эйнштейн и Д. Барбур

Во времена Ньютона время и пространство воспринимались просвещенными людьми как самостоятельные категории. они как бы существовали сами по себе и независимо друг от друга.  время было реальной физической величиной, а пространство реальным физическим объектом.
спустя 200 лет Эйнштейн время и пространство связал вместе в единый континуум.  однажды он решил, что мир наш четырехмерный. это - длинна, ширина, высота и время.  и что в физическом мире эти величины находятся в прямой зависимости от находящихся в них материальных объектов.  и если Общая Теория Относительности мне не совсем понятна, то догадаться что пространство без времени существовать не может, совсем не трудно.  точнее, не пространство, а материя в ней находящаяся. как же материя может двигаться и существовать без времени? конечно не может. сегодня к пространству отношение не поменялось. а вот со временем беда. не знает оно четкого и ясного определения до сих пор. ученые договорились сегодня до того, что время вообще не существует в природе.
если верить Эйнштейну и исходить из его соображений о единстве пространства и времени, то в случае исчезновения времени должно исчезнуть и пространство с материей. а что тогда остается? остается одна сингулярность, математическая точка и все.  т.е. остается то, что существовало еще до Большого Взрыва. т.е. ничего не остается.   но мы же с вами существуем.  существует наше сознание, наша субъективная реальность.  где же и в чем тогда мир наш находится? если не в голове, то где тогда? тупик.
можно, конечно, предположить другой вариант существования Вселенной, в которой время не существует от слова совсем.   представим себе Вселенную в виде гигантской киноленты. то есть она будет состоять из кучи последовательных фотокадров, которые  оживают как бы во времени если их рассматривать последовательно и с определенной скоростью. об этом я упоминал еще в своем эссе  «О времени»  5 лет назад. а сегодня я натолкнулся на статью. пишет Кама Мамедова.  «Существует ли время на самом деле?» вот отрывок из этой статьи:
«Британский ученый Джулиан Барбур в своей книге «Конец времени»  пишет, что вселенная представляет собой набор цельных, завершенных, статистических моментов. Он называет из «сейчасами».   Представьте себе стопку с фотографиями, каждый снимок – это «сейчас» целой вселенной, уникальный набор всего, что в ней есть, начиная от мельчайших частиц, заканчивая галактиками, где-то там мелькаем и мы со своими воспоминаниями, планами и надеждами. В этом мире прошлое, настоящее и будущее существует одновременно и, если все эти снимки сложить в альбом, получится история. Многие современные физики придерживаются похожей теории, так называемой – блоковой вселенной.»
собственно, статья эта один в один перекликается с моими мыслями. только я рассматривал эти фотографии, пропуская их через свое сознание, а ученые предполагают, что мы только мелькаем где-то там со своими мыслями... что весьма и весьма туманно и неопределенно на мой взгляд.
гораздо проще и продуктивнее рассматривать этот последовательный набор фотографий, запечатлевший субъективный мир неких индивидуумов, то есть «кино» их жизни, чем впихивать в один кадр цельный набор всего что есть в бесконечно огромной Вселенной. да и что такое есть кадр или фотография?  а кто был фотограф и светооператор,  каков был ракурс , каково было разрешение снимка? нет ответа.
а вот если мир воспринимать как запечатленный в глазах определенного субъекта, то и проблем не будет, ни с ракурсом, ни с освещением. конечно, фотография в данном контексте понятие условное, но тем не менее, тем не менее... 
 
гораздо лучше будет предположить, что физический мир или так называемая объективная реальность не является таковой вообще, а является лишь нашей умственной, надуманной моделью. в этом случае картина кардинально поменяется в лучшую сторону.  тогда действительными становятся наше сознание и субъективная реальность в которой мы обретаемся.  ведь и в самом деле, только эти две субстанции существуют в нашей жизни как реально ощутимые и значимые для нас. и выдумывать больше ничего не надо. открыл глаза утром – бац! и ты уже в мире настоящей материи находишься, а не какой-то там надуманной и не до конца определенной.  и время в этом мире существует реальное и ощутимое, и пространство реально перед глазами присутствует.  рукой проведи у себя под носом и увидишь реально существующее пространство наяву и  как оно есть в натуре своей, а не математическое множество, имеющее структуру, определяемую аксиоматикой свойств его элементов.  нет, говорят ученые, это только твое субъективное отражение физического мира.  не верь глазам своим!   реальный мир на самом деле к твоему сознанию никакого отношения не имеет. он другой, он материальный, существующий независимо от твоего сознания.   и мы верим ученым, потому что им виднее. они же атом расщепили, в космос людей запустили, рак почти победили. как можно им не верить? мир материи реален. его можно изучать. можно математически описывать происходящие в нем процессы и даже предсказывать некоторые из них. это ли не подтверждение реальности материального мира?
правда не все так гладко. есть нестыковки и темные пятна в ихней этой парадигме. есть в ней неразрешимые и вечные вопросы.  и местами случаются в ней даже наглые нарушения законов природы, которые ставят в тупик ученое сообщество.  но в общей стройной картине мироздания - это же такие мелочи. ими можно и пренебречь.
вот так мы со своим «внутренним» миром и оказываемся на задворках истории материального мира. только спрашивается, какой такой истории?  не высосана ли из пальца вся эта наша история?


Рецензии
***
Об этом впервые Пьер Абеляр писал))
Ну ладно...
А физический мир существует действительно и независимо от нашего восприятия.
Если бы мира не существовало и он был бы лишь нашей иллюзией, то очевидно, эта иллюзия должна откуда-то исходить, а это значит, что носитель иллюзии должен существовать. Следовательно, мир реален.
...
Вот времени— нет. Время это понятие, оно у нас в голове)
***
Всё очень просто 🍻

На Небесах   22.11.2023 23:44     Заявить о нарушении
а почему иллюзия должна исходить обязательно от некоей материальной сущности?
что нам мешает думать наоборот?
в конце концов, в нашей жизни субъективный опыт является куда большей реальностью, чем всякая другая, самая объективная.)

Ясерый   23.11.2023 06:22   Заявить о нарушении
А из какой ещё сущности может исходить иллюзия? Само слово сущность означает существующее)
Определяйте значение слов и вы избавитесь от половины сомнений.

На Небесах   23.11.2023 08:13   Заявить о нарушении
не все так просто.
Квалиа существуют, но к сущностям не относятся.

Ясерый   23.11.2023 10:16   Заявить о нарушении
Если умнику вколоть галоперидол, вся Квалиа переменится)

На Небесах   23.11.2023 12:14   Заявить о нарушении
это не ответ.

Ясерый   23.11.2023 13:40   Заявить о нарушении
а ты никогда не задумывался над тем, что ты — несуществующая иллюзия, исходя из своего эмпирического опыта?
...
Что такое ответ?
...
Что такое красота?
...
Выше я тебе в двух словах сказал, что есть что.
Это есть система образования.
***

На Небесах   23.11.2023 14:00   Заявить о нарушении
Юпитер сердится.

Ясерый   23.11.2023 14:13   Заявить о нарушении
Дурдом открывается.
...
Не пиши мне больше.
К психиатру обратись.
Я тебе добра желаю🍻
...
ps
Задумайся,
если Бог всемогущ,
он может себя убить?

На Небесах   23.11.2023 14:27   Заявить о нарушении
Бог либо всесилен и тогда он не всемогущь.
Либо всемогущь, но тогда не всесилен.

Если бог может создать такой тяжёлый камень, который сам на может поднять,
Значит он не всесилен.
А если бог сможет поднять любой тяжёлый камень, значит он всесилен, но тогда он не всемогущь.

Ангарский   03.05.2024 21:00   Заявить о нарушении
Не в силе Бог, а в правде.

Ясерый   09.08.2024 18:54   Заявить о нарушении
Не в силе Бог, а в правде, ребята, потому что сила это мера физическая, а правда – мера духовная.
В этом разница большая заключается, если вдуматься всем коллективом.
Человек, подобие божие, он обязан быть сильным духом, а не только своею физической силою хвастаться тленною. Ибо мера физическая есть в нем преходящая, ничего не представляющая из себя существенного и особенного. Сегодня она есть у его, а завтра один пук от нее остается.
Надо смотреть всегда в корень, как говаривал Козьма Прутков.
Добра всем!

Ясерый   26.08.2024 15:27   Заявить о нарушении
Абеляр, выдающийся философ и теолог XII века, был известен своими новаторскими взглядами, которые вызывали споры и осуждение со стороны Церкви. Среди его учений, которые были признаны еретическими, наиболее известны следующие три:

Троица: Абеляр утверждал, что традиционное понимание Троицы как трех различных Лиц в одном Боге можно объяснить через рационалистический подход. Он предложил философскую интерпретацию Троицы, в которой Лица Троицы представлены как три аспекта одного Божества: Бог как Могущество (Отец), Бог как Мудрость (Сын) и Бог как Любовь (Святой Дух). Это учение было осуждено как подрывающее ортодоксальную доктрину Троицы.

Этика и намерения: Абеляр учил, что моральная ценность поступка зависит от намерений человека, а не только от самого поступка. Это означало, что даже если действие внешне кажется греховным, оно может быть оправдано, если намерения человека были добрыми. Этот взгляд вызвал значительное недовольство среди теологов, которые видели в этом угрозу традиционному пониманию греха и покаяния.

Искупление и Жертва Христа: Абеляр предложил теорию морального влияния искупления, в которой утверждал, что жертва Христа на кресте не была необходима для удовлетворения Божьего правосудия (как в классическом учении Ансельма Кентерберийского), а скорее служила примером высшей любви, призванным пробудить в людях ответную любовь к Богу. Это учение также было осуждено, так как оно подрывало традиционное учение о заместительном искуплении.

Эти идеи Абеляра были осуждены на церковных соборах, в том числе на Соборе в Суассоне в 1121 году, и Абеляр был вынужден отказаться от своих учений.

Ангарский   26.08.2024 18:36   Заявить о нарушении
Пьер Абеляр был оскоплён в результате драматического и трагического инцидента, связанного с его романтической связью с Элоизой, племянницей влиятельного каноника Парижа по имени Фульбер.

Абеляр, будучи известным философом и учителем, начал роман с молодой Элоизой, которая была его ученицей. Их отношения были страстными и бурными, и в конечном итоге Элоиза забеременела. Чтобы избежать скандала, Абеляр тайно женился на Элоизе, но пара держала этот брак в секрете, чтобы не повредить его репутации и карьере.

Однако, несмотря на их старания, слухи о связи достигли Фульбера, который был разгневан как самим фактом этой связи, так и тем, что Элоиза, как казалось, была оставлена Абеляром ради его карьеры. В отместку за позор, нанесённый его семье, Фульбер организовал жестокое нападение на Абеляра. В 1117 году, ночью, люди, нанятые Фульбером, ворвались в покои Абеляра и оскопили его. Этот акт был как местью за отношения с Элоизой, так и попыткой навсегда прекратить его дальнейшие любовные связи.

После этого инцидента Абеляр покинул светскую жизнь и ушел в монастырь, где продолжил заниматься философией и теологией. Элоиза также ушла в монастырь, и хотя они больше не жили вместе, они продолжали переписываться, и их письма стали одними из самых известных в средневековой литературе.

Ангарский   26.08.2024 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.