Микеланджело говорил

Микеланджело говорил: Господь Бог не видит нашу одежду, он видит душу и тело
обнажёнными. Поэтому все обнажены на фреске. Всё происходит перед нами, как перед
очами Господа.

Обнажённые юноши целуют друг друга в губы и крепко обнимаются. Юноша лобызает
старика в бороду. Официальное истолкование этих сцен – встреча родственников после
нового обретения плоти.

Скорее всего, мастер просто дал волю собственным эротическим фантазиям и сексуальным
предпочтениям. Чего стоит один только мускулистый красавец, показанный в сильном
движении со спины, с пышными, крепкими ягодицами.

Ещё более откровенные фигуры и целые группы старательно драпировал другой художник –
Даниэле да Вольтерра, прозванный “исподнишником”. Если вдуматься, Микеланджело
изначально обрёк свою фреску или на уничтожение, к чему многие церковники призывали,
или, в лучшем случае, на известную проработку.

Есть же пределы дозволенного и допустимого в публичном пространстве!

Тридентский собор 1564 г. поставил точку в этом вопросе, и Даниэле приступил к работе,
предварительно обсудив с Микеланджело разные деликатные моменты. С манерой мастера
да Вольтерра был хорошо знаком: для него флорентинец исполнил картон “Распятия” –
рисунок в натуральный размер будущей картины.


*********

В 90-х годах прошлого века масштабную реставрацию росписей произвели японцы. Задача
состояла в очистке фрески от вековой копоти и других загрязнений, а также в закреплении
штукатурки. Реставраторы сняли позднейшие записи и наслоения. В правой части алтарной
стены обнаружилось нечто любопытное: мускулистый чёрт злодейского вида тащит
грешника в ад, ухватив того за мошонку. Эту сцену снова скромно прикрыли ворохом
живописного тряпья по распоряжению действующего на тот момент папы римского.
Таким образом, никто до сих пор не решился вернуть провокационному шедевру
подлинный, первоначальный вид. Проработка 16 века по сей день считается оптимальной
и соответствующей нынешним вкусам и представлениям о приличии, тем более что она
велась с согласия самого Микеланджело.

Св. Симон и св. Екатерина – самая эпатирующая группа. Художник изобразил их в позе
животного совокупления. Поворот головы Симона впоследствии изменили, чтобы
перенаправить его внимание. Обе фигуры одели. Об их первоначальном виде можно судить
по копии XVI века.
 
Ангелы держат книги со списком всех живших когда-либо людей. Это значит, что никто не
забыт, все явятся на Страшный суд, и дела их жизни вынырнут из кажущегося забвения
и снова окажутся на виду.

Другие ангелы плотной группой несут на небо колонну, возле которой бичевали Христа.

Говорят, Микеланджело не видел обнажённых женщин. Так называемые “добропорядочные
женщины” – одна из частей фрески. К атлетичным мужским фигурам он просто приставлял
груди, а пенисы и мошонки заменял гладким лобковым треугольником. Так у мастера
получались фемины. Впоследствии их тоже задрапировали.

С Варфоломея живьём содрали кожу целым куском и затем били по оголённым мускулам
палками и сыпали соль. Лицу на свисающей коже святого мастер придал собственные черты.
Неспроста! Воскресший Варфоломей имеет прямое портретное сходство со скандальным
писателем Пьетро Аретино, прозванным “бич князей”, опасавшихся сатир борзописца и
зачастую откупавшихся от него. На этот раз Аретино замахнулся на Микеланджело; а
началось с того, что Пьетро изложил художнику в пространном письме своё видение картины
Страшного суда и, в частности, способ скрыть интимные части обнажённых фигур.
Праведникам, дескать, следует прикрыть стыд лучами божественного света, исходящими
от этого места, а гениталии грешников скрыть за языками адского пламени. Микеланджело
не нуждался в советчиках и проигнорировал это послание, после чего Аретино и ополчился
на него, понося фреску. Надо полагать, язвительные слова резали мастера подобно острым
ножам.

Варфоломея по характеру мученичества считали своим покровителем скотоводы,
кожевники, мясники, перчаточники, а также торговцы солью.

Плафон капеллы Микеланджело расписал тридцатью годами ранее. Он изображает Бога
в “интересном пространственном положении” в момент, когда давно уже не получал
оплату за свой мучительный труд. Более того, папа римский Юлий II серьёзно болел и
художник опасался, что работа останется без вознаграждения. Возможно, в момент
написания фрески жизнь повернулась к мастеру так же, как Господь повернулся к зрителю.

25. 10. 2022


25. 10. 2022


Рецензии
При реставрации подчас бывает,
новый слой другой сюжет скрывает:
в Софийском соборе часто находят,
древнейшие ими руководят.

Михаил Палецкий   07.08.2024 23:29     Заявить о нарушении
Это устаревшая концепция реставрации. Так поступали до 20 века, "поновляли" потемневшие и повреждённые росписи, причём всегда с поправкой на современные вкусы. И иконы, и фрески превращались в многослойный пирог и всё дальше уходили от оригинала. И только в 20-м столетии научились ценить древнее искусство как оно есть, и принялись расчищать позднейшие наслоения. Теперь сама идея что-либо "исправить" показалась бы нелепой и кощунственной. Даже утраченные участки тонируют таким образом, чтобы они отличались от оригинального письма, и зритель знал бы наверняка, что здесь подлинное.

Дмитрий Постниковъ   08.08.2024 00:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →