С. Суворов. Читательский обзор конкурса Анжамбеман

Дорогие друзья!

Представляю вам читательский обзор конкурса "Анжамбеман", написанный Сергеем Суворовым. Сергей уже не первый раз подробно излагает своё мнение о конкурсных стихах. Большое ему спасибо! И пример другим участникам.))

Редактор Елена Чалиева.


1. Дэн Мартини «Мало нужно человеку» http://stihi.ru/2022/07/27/1272

Мало нужно человеку -
Просто жить не приземлённо...
Всё послать : всю ипотеку,
Все кредиты, все заёмы,  (правильно - займы)
Все услуги и товары,
Все проценты и навары.
Только честным жить трудом
Самому построить дом...
-
Соблюдать обычай древний,
Да одеться по старинке.
Дом бревенчатый в деревне,
Печь с трубой посерединке.
С петухами под оконцем
Просыпаться на рассвете,
Подставляя щеки солнцу
Закружиться в круголетьи
Дней гармонии с природой.
Породниться с небесами,
Пса с дворовою породой
Завести, кота с усами.
А в ближайшую субботу,
Взяв отцовскую двустволку,
Прогулятся на охоту-
Не стреляя - так без толку
Отшагать и на опушке
Спать в траве - как на перине
Годы отсчитать с кукушкой
В центре мира, в середине
Этих ценностей нетленных...
Что там мира...
                Всей Вселенной!

Такое ощущение, что стихотворение составлено из двух. В первой части автор посылает всё на…, но тут же собирается построить дом. Даже если предположить, что построит его без единого гвоздя,  где он возьмёт инструменты - пилы, топоры, ведь он(автор) отказался от всех благ цивилизации. Во второй части - "одеваться по старинке" в домотканый материал? А двустволка откуда взялась, если связывать вторую и первую части? Вывод - это два самостоятельных стиха. Но читаются легко, без запинки.

2. Евгения Белто «Кольцо» http://stihi.ru/2022/08/30/784

Кольцо на безымянном - столько чувств,
Сознание находится в дилемме,
Бросаю мимолетный взгляд, кручу,
Как будто завожу на годы время.

Я опускаю в океан лицо,
Где - параллельный мир, чужой и темный,
Как в нем переливается кольцо,
Не станет ли оно другого тона?

От света под водой ловлю тепло
В одном звене неведомая сила,
Я думаю, моя ли это плоть,
Моя ли искра, что воспламенилась?

Я стала понимать деревьев шум,
Шуршание листвы и шепот ветра.
По-новому я чувствую, дышу,
Смотрю на небо, что лазури светлой

Сквозь листья винно-красные. Пою,
Примериваю праздничные платья,
Фломастерами крашу жизнь мою,
Как те обои в детстве над кроватью.

Я пропускаю краски сквозь себя,
Так тщательно и медленно. Как будто
Экзамен впереди. Но теребя
Кольцо, о прошлом плачу почему-то.

А в чём состоит дилемма? Автор так и не разъяснила - в каком выборе она затрудняется. Но в целом, стих оставляет хорошее впечатление.

3. Евгений Аксельрод «А я не знал...» http://stihi.ru/2012/04/01/4792

А я не знал,
не ведал я,
чего хочу,
и часто лгал
мой юный ямб
в надрыве чувств.

И часто я
в любовный раж,
как в жар, впадал,
и был, как явь,
любви мираж  -
но пропадал.

И как во сне,
роняла не-
жность лепестки
и падал снег
на потускне-
вшие зрачки…

Ну, а сейчас
не лжёт мой стих
и я не сплю  -
я каждый час
и каждый миг
тебя люблю!

Рифма, конечно, присутствует, но лучше для восприятия, если запись каждой строфы будет в две строчки. Присутствующие рифмы будут внутренними - это только украсит стих:

А я не знал, не ведал я, чего хочу,
и часто лгал мой юный ямб в надрыве чувств.

И часто я в любовный раж, как в жар, впадал,
и был, как явь, любви мираж  - но пропадал.

И как во сне, роняла нежность лепестки
и падал снег на потускневшие зрачки…

Ну, а сейчас не лжёт мой стих и я не сплю  -
я каждый час и каждый миг тебя люблю!

"Я" повторяется пять раз в таком коротком стихе - "это не есть хорошо!"

5. Вита Осенняя «Душа, звучи!»
http://stihi.ru/2023/02/16/3819

И каждый день
как день сурка.
Кто скажет, чья
вершит рука
мою судьбу
на кроссе лет,
и завтра бу-
дет ли рассвет.

Сама, навер-
но, враг себе,
душа – наверх,
а воля где?
С вопросом «жить
иль прозябать»
бегу от лжи
и к ней опять.

Как страус, пря-
чу клюв в песок,
но ведь не зря
мой груз весом,
в нём опыт дня
и дум в ночи,
все это для…
Душа, звучи!

То же самое, как у предыдущего автора, не вижу смысла так мельчить: только ради анжамбеманов? Но они здесь не такое уж и большое значение имеют. Внутренняя рифма воспринимается интересней:

И каждый день, как день сурка.
Кто скажет, чья вершит рука
мою судьбу на кроссе лет,
и завтра будет ли рассвет.

Сама, наверно, враг себе,
душа – наверх, а воля где?
С вопросом «жить иль прозябать»
бегу от лжи и к ней опять.

Как страус, прячу клюв в песок,
но ведь не зря мой груз весом,
в нём опыт дня и дум в ночи,
все это для… Душа, звучи!



6. Елена Биронт «Январь разбился на осколки» http://stihi.ru/2023/02/16/4196

Январь разбился на осколки
с печальным звоном, выпав из
руки моей, но мне  нисколько
не жаль его хрустальных брызг.

Зима внутри, зима снаружи.
Заледенела. Только не
перевелось вино из груши
и грусть, живущая во мне.

Фонарь, уставший от простуды,
глядит в окно моё из-под
бровей заснеженных и чуда
весны со мной на пару ждёт.

Почему-то вместо "Январь", хочется поставить "Бокал". "Зима внутри, зима снаружи.
Заледенела." Может всё вокруг заледенело, а не зима?
А в целом - интересно читается и анжамбеман создаёт своеобразный ритм.

7. Светлана Летунова 3 «Далёкое – близкое» http://stihi.ru/2020/07/17/7383

Необозримая даль. Неохватное
Буйство раздолья моё!
Узкая тропочка в поле - обратная
Связь человека с землёй.

Купол небес как шатёр опрокинутый,
Речки извилистой нить.
Терпкий на вкус, пряный, горько-рябиновый
Воздух. Его можно пить.

В капле росы целый мир отражается
В зеркале. Дальний лесок,
Где заблудилась берёзка-красавица,
Выйдя гулять на мысок.

Тихий заброшенный дом за околицей.
Скрип половиц под ногой.
И на суку, чёрный как богомолица,
Каркает ворон глухой.

Лист сиротливо упал. Одинокое
Чувство блуждает в душе...
Как ты мне близко, то время далёкое,
Что не вернётся уже.

"Неохватное Буйство раздолья моё!" - инверсия.

"В капле росы целый мир отражается
В зеркале. Дальний лесок,
Где заблудилась берёзка-красавица,
Выйдя гулять на мысок."
- В зеркале чего?  Может, как в зеркале? Берёзка заблудилась в лесочке или она всё таки вышла погулять на мысок?

"Тихий заброшенный дом за околицей.
Скрип половиц под ногой.
И на суку, чёрный как богомолица,
Каркает ворон глухой."
Если дом заброшенный, то не понятно под чьей ногой скрип половиц? И почему ворон вдруг глухой?

"Лист сиротливо упал. Одинокое
Чувство блуждает в душе..."
Чувство чего? Радости, тоски…?

Анжамбеман совсем не проявил себя.

8. Виктор Дванольодинвосем «Как это было. Пентон 1» http://stihi.ru/2016/04/03/2703?ysclid=le7nk9qru2706057894

Верил в несовершённое и смотрел /----/----/
В будущее испуганными глазами – /----/----/-
Сдержанность на недружественном костре /----/----/
Искренности устраивала экзамен. /----/----/-

Честность на недосказанность заменял, /----/----/
Скромность – на триумфальную позолоту. /----/----/-
Всё, что обескураживало меня, //---/----/
Сбрасывал, словно меченые банкноты. /--/-/----/-

Тысячу устремлённостей непростых /----/----/
Втискивал в зафиксированность абзаца… /----/----/-
И, по неосмотрительности, мосты /----/----/
Сжёг. Подразумевая не возвращаться. /----/----/-

По содержанию ничего не могу сказать, в философии не силён. По технике: сразу не понял,  где сбой ритма, пока не нарисовал схему  (третья и четвёртая строка второй строфы). И рифма "абзаца-возвращаться" желает быть лучше потому, что слово "возвращаться" труднопроходимое.

9. Виктор Колесников 6 «Судьба» http://stihi.ru/2014/08/10/2268

Жизнь не сложилась, и уже едва ли
Ей вымолить удачу повезёт.
Кого-то в церкви долго отпевали.
Она ждала. Крестилась. Весь приход

Заполнен был. А ей до слёз хотелось
Побыть в тиши, побыть наедине
С тем, кто её измученное тело
Спасти бы мог. На сумрачной стене

Заката луч блеснул как обещанье.
И стало легче. И не ей одной.
Как будто жизни приоткрылась тайна,
Чтоб даровать спасенье и покой.

Брела домой, стараясь не встречаться
Ни с кем глазами и в душе храня
Тот чистый миг надежды и участья
На склоне обезболенного дня.

Грустное стихотворение о судьбе женщины. По технике: с третьей в четвёртую строфу нет переноса, а по схеме - напрашивается. Чтобы стих лучше воспринимался читателем, делите на строфы, даже если есть анжамбеман.

10. Омарт Криевс «Жизнь» (Цветы) http://stihi.ru/2020/08/13/278

Раскрыв янтарный рваный зонт, -/-/-/-/8М
плаксивый день сбежал за горизонт -/-/-/---/10М
белёсо-рыжей каплей света -/-/-/-/-9Ж
вослед иссохшим краскам лета -/-/-/-/-9Ж
по теням длинным и покатым, -/-/---/-9Ж
по тонкой ниточке заката. -/-/---/-9Ж

Цветы – ночные звёзды в отражениях воды, -/-/-/---/---/14М
небесной наготы застывшие комет хвосты -/---/-/---/-/14М
в дожде бутонами раскисшими плывут к заре -/-/---/---/-/14М
с надеждой возродиться в солнечном луче, -/---/-/---/12М
мол, осень поменяют на весну; мечты, мечты, мечты... -/---/---/-/-/-/16М

Вновь сонно меркнет лето в голоде  тепла. -/-/-/-/---/12М
Уныния пора. Дождями осень зла, -/---/-/-/-/12М
земля  безбрежным морем слизкой гнили. -/-/-/-/-/-11Ж
Красу души, цветы в любви творили, -/-/-/-/-/-11Ж
а их в помойное ведро, теперь они  ... .-/-/-/-/-/-/-/14М
Душа свербит; цветам увядшим все равно. -/-/-/-/-/-/12М

Шуршат спадающие наземь листья, -/-/---/-/-11Ж
крадётся ночью изморозь по крышам, -/-/-/---/-11Ж
уснувшим лужам и бомжам... Потухшим  фонарям. -/-/---/-/---/14М
Тепло пропало в сумраке ненастья -/-/-/---/-11Ж
и крохи солнечного счастья по дням, -/-/---/--/11М
часам, минутам... Женщинам и пройденным годам. -/-/-/---/---/14М

Всё ближе-ближе холодок  миров //-/---/-/10М
застывших белизной ковров. Вдруг зов -/---/-///10М
колядок закружИл весельем святок -/---/-/-/-11Ж
и вновь желаешь зимней суеты -/-/-/---/10М
забыв из креп-шифона яркие цветы. -/-/-/-/---/12М

Такого винегрета я ещё не видел. Строфы:  первая - шесть строк, вторая - пять, потом опять две строфы по шесть строк и последняя - опять пять. Схемы рифмовки нет никакой:
1. ааввсс  ммжжжж
2. аавва    ммммм
3. ааввсд  ммжжмм
4. авсасс  жжмжмм
5. аавсс    ммжмм
Во всех строках количество стоп гуляет само по себе. Синтаксический разбор даже нет смысла делать.

11. Екатерина Чаусова «Опыты с водой» http://stihi.ru/2018/09/19/9079

   Эмбрион на 97 % состоит из воды,    
                новорожденный – на 90,
                ребёнок 5-7 лет – на 80...
                и понеслось…             
                (моим разновозрастным девочкам…)

             
У меня свои замашки, заморочек – полон двор!
Я гадаю на ромашке, а выходит – сущий вздор...

Волшебство кофейной гущи всё испито – без следа.
Только позже станет пуще эта горечь, чем тогда.
Говорят – такая сущность,– мне-то кажется – года---
ю---
по завиткам ладони и по линиям руки.
Хорошо быть молодою у излучины реки:

перекинул мостик шаткий, руки – лучший балансир!
Словно девочка на шаре – под ногами целый мир...
И от цели в полушаге – это выглядит краси---
во---
сторгается округа, аж захватывает дух!
Остальное – на досуге – если жизнь – сплошной досуг...

Всё успеется не завтра, а когда-нибудь с утра.
Повторяется как мантра, а закончится – вчера...
От любовного отвара – послевкусие утрат---

У судьбы свои повадки, сногсшибательный загад:
поскользнёшься там, где гладко, – можно биться об заклад!

Если б ветер шквальным не был, или мостик – не таков...
Мне в  ладони – слёзы неба, ну и – память облаков,
словно невидаль и небыль проникают глубоко...

Что же с нами всеми сталось – просветил бы кто меня –
то ль минутная усталость, то ли сумерки огня…

Эта страшная решимость ставить опыты с водой…
Неужели я ошиблась…
Не хочу быть молодой…

Жалко девочку, падающую с жёрдочки в речку…
А молодым хочется остаться как можно дольше…

12. Михаил Белоногов «Лондонский туман» http://stihi.ru/2019/02/27/2459

заваришь чаю с бергамотом,
добавишь сливки и ваниль,
поставишь тёпленький винил,
и реактивным самолётом

летишь… и «Лондонский туман»
лелеет твой уютный вечер,
сентиментальный меломан, –
ты не меняешь место встречи,

в незабываемой стране,
что на обратной стороне
луны… потом берёшь гитару,

выходишь в космос, как во двор,
где делал кавер на «шизгару»
и выносил на снег ковёр…

Как будто посмотрел на себя молодого со стороны. Гитара во дворе, зимой чистка ковров на свежем снегу, чай Эрл Грей с ванильным сиропом и сливками…
До мурашек…
После прочтения такого стихотворения, даже копаться и искать какие-то недочёты не хочется. Вот настоящая поэзия!

13. Лёля Строптивая «С утра опять зима...» http://stihi.ru/2023/02/21/7169

С утра опять зима, и белый вальс метели
танцуют. (Не забыть одеться потеплей.)
Мечтаю о весне, о песенках капели,
а может о тебе, а может о тебе.

Заела суета. (Дожить бы до субботы!)
Всё время что-то жду, былое теребя.
Привычно жду трамвай, чтоб ехать на работу,
а может и тебя, а может и тебя.

Я напишу стихи, когда наступит вечер,
и позову друзей, дарованных судьбой.
И этим буду жить: стихами, домом, встречей,
а может лишь тобой, а может лишь тобой…

Весёлая, жизнерадостная песня.
Анжамбеман только в первой строфе, а хотелось бы в каждой (для порядка).

14. Белый Ящик «Виток» http://stihi.ru/2022/07/16/905

Он с ней попрощался. И обречённо
спустился к воде по раскисшему склону.
Он знал, что там лодка и вёсла ждут.

Ей слышался плач – так ребёнок рыдает.
И слёзы свои рукавом утирая,
смотрела, как лодка уходит к закату,
оставив её одну.

Сперва приходила на берег поплакать.
Но позже сжилась и смирилась с утратой, –
и всё ж приходила опять.
Стояла, смотрела на воду. Молча.
Бывало, что днём, а бывало – ночью.
Бывало – одна, а бывало – с кем-то,
кто смог бы её понять.

Старела. Менялись цвета и оттенки.
И вдруг, обнаружив на склоне ступеньки, –
спустилась. Вдали пламенел закат…
Всё шло как всегда, – по извечному кругу.
Они изумлённо прильнули друг к другу…
И где-то снова плакал ребёнок
о том, что никто не придет назад.

Скрип уключин в Хароновой лодке, как плач ребёнка - оригинально.

15. Надежда Кульчицкая 2 «Не жди» http://stihi.ru/2023/02/26/5392

Очаровал  уменьем  привлекать...
Ты  не  раскрылся  сразу  пустоцветом.
Наивная! Я  обожала - стать,
Прикрытую  волнующим  куплетом...

С  тобой  познала  рыцаря  без  лат,
Копье  оставил  под  большим  секретом
В  пещере  недоступной. Видно,  фат
Преобладал  над  шармом - быть  поэтом.

Любовь  не  смог  отдать  ты  до  конца.
Себя  берег,  как  драгоценный  камень.
Остался  у  недружного  крыльца,
Где  в  доме  на  окне  закрытый  ставень.

Не  жди.  Я  не  приду  на  твой  порог.
Затихло  сердце,  больше  не  тоскует.
Душа  не  терпит  отравлений  смог,
Пусть  навсегда  обман  её  минует...

"Остался  у  недружного  крыльца,
Где  в  доме  на  окне  закрытый  ставень." - недружное крыльцо - это как? А в доме всего одно окно и один ставень?
"Душа  не  терпит  отравлений  смог" - разве у отравлений бывает смог? Вероятно - ядовитый смог…

16. Трунова Вероника «Ноябрьское» http://stihi.ru/2021/12/08/7228

Здесь время замедляется. А там -
Кури бамбук, каннабис, фимиам -
Неважно, морок всё равно порвётся.
Плеснув колючей мороси заряд,
Вернёт привычный голод ноября
По первоснежной чистоте, по солнцу.

А время что? - течёт себе, течёт.
Кораблику не справиться с ручьём,
А бригантине с гневом океана:
Доской смолёной, в клеточку листком
Мелькнут остатки. Точкой в мортал.ком
"Британник" лёг на дно в игре титанов.

Бросай стихи, учебники листай:
Цепочки углеродные, и сталь -
Всё станет прахом атомов отдельных.
Тогда зачем? -
Оставь пустой вопрос.
Вот дуб. Он жив, покуда крепко врос
В скудеющую год от года землю.

И ты живи: как тополь, дуб, ветла
От первого до первого тепла,
Часы сверяя по движенью солнца.
Найди приют в негромкой простоте
Без лишних дум, исканий и страстей,
Наращивая годовые кольца.

Наберусь наглости и скажу: А рифма желает быть лучше - "порвётся-солнцу", "отдельных-землю".

17. Николай Сыромятников «Однако и в Америке бардак» http://stihi.ru/2023/02/16/1017

ИБ

Лукавый ветер портит лексикон
и, попирая постулаты веры,
твердя ополоумевши: "ква-ква",
летят на запад гуси косяком.
София Мудрая и плаха Робеспьера, -
прощай навеки мачеха-Москва.

Картавый фавн, ты точно не "совок".
Есть Вечный жид, как пугало и знамя,
поскольку шалость - бесконечный квест,-
свисток, на одиночество наскок,
забытое давно: "Москва за нами" -
а также - тяга к перемене мест.

Тоска смеётся дулом у виска,
надысь - не давеча, но поелику.
Тоска - наркотик, псевдо одино-
чество... Америка во всём узка:
простора нет, берёз и земляники.
Тоска - постылый "принцип домино".

""Насвистывая с грустью " Мой сурок"",  (строка ИБ)
наш беглый новоявленный философ,
шлафрок сменив на нобелевский фрак,
подумал: как я *паче одинок!
"(и тоже) император Франц Иосиф".      (строка ИБ)
Однако, и в Америке бардак.

Сравнение - не шалость-гандикап.
Осёл и слон, увы! - не серп и молот!
Свобода-статуя - не girl с веслом ...
*Опричь всего, нам хочется пикап!
Но частью речи будет перемолот
назвавшийся слоном или ослом.

***
КВЕСТ - 1. жанр компьютерных и салонных игр, связанный с выполнением заданий, решением головоломок
2. Движение к определённой цели, связанное с трудностями и поиском чего-либо.

ПРИНЦИП ДОМИНО — распространение по цепочке (цепная реакция) определенного явления под действием к-л фактора, который влияет на первый элемент цепи.

ПаЧЕ, - в знач. сравн. ст. (устар.). Более, сильнее; употр. преимущ. в книжн. устар. выражениях:
1) тем паче — тем более; 2) паче чаяния — сверх или против ожидания. Смирение паче гордости. Поговорка.

ОПРиЧЬ - сверх чего-либо; наряду с чем-либо.

НАДыСЬ - совсем недавно, буквально на днях, т.е. - вчера, позавчера, поза-позавчера.

ШЛАФРоК - (устар.) домашний халат.

ГАНДИКаП - преимущество в условиях при состязаниях, предоставляемое более слабому противнику с целью уравновесить шансы на успех.

ОСЁЛ и СЛОН - символы партий в США.

Так как я пишу читательский обзор, то скажу, что стих очень тяжело читается и с трудом воспринимается. Анжамбеман вообще не понятно для чего был использован.

18. Ариша Сергеева «Ой ли?» http://stihi.ru/2018/06/27/4931

Ты научился проходить мимо,
Не спотыкаясь о мои взгляды -
Мол, подустал уже от экс...трима,
Мол, чудаков теперь других радуй.

Ты научился вышибать клином,
Чтоб не сходился свет в одной точке.
Ты научился бинтовать сплином
Дни без меня. Верней сказать, ночи.

Ты научился убегать лихо.
Да только лихо то скребёт душу.         
В твоём окне заподлицо тихо -
И полный вакуум, как спрут, душит.

Ты научился смаковать горечь
Из синей чашки. Пополам с кофе.
И делать вид, что кровоток строчек
Не бьёт в висок.
Ты делать вид - профи.

Ты научился мастерству мима,
Присыпав раны от любви перцем.
Но почему, когда идёшь мимо,
То в такт с моим стучит твоё сердце?

Ты говоришь, любви сухой климат
Виной всему, комком застряв в горле? -
Что можно выжить, проходя мимо.
Без драм. Без слёз. И без меня.
Ой ли?

Очень неудобочитаемый стих, хотя по содержанию - интересен. Смутило "заподлицо" - это технический термин и он здесь, мне кажется, не к месту, даже в переносном смысле. Анжамбеманы только затрудняют чтение, не добавляя какого-то нового интересного ритма.

19. Елена Чалиева «Письмо Греке» http://stihi.ru/2021/08/11/3697

Не войдёшь в одну и ту же душу,
не войдёшь в одну и ту же реку
дважды, дорогой и милый Грека.
Может, это даже и не нужно?

Ты поедешь в Грецию на виллу,
будешь есть там гречневую кашу
и почти забудешь о вчерашнем
раке, что свистит в горах тоскливо.

А когда прибудешь восвояси,
сунешь осторожно в реку руку,
рачью не забыв ещё науку,
приплывёт какой-нибудь карасик.

Вроде не расстроишься о том, но
спросишь всё же: "Где зимуют раки?"
Вдруг потрёшь невидимую рану,
и рука заноет вновь – фантомно.

Интересный рассказ о Греке в постскороговорочный период.


Рецензии
Здравствуйте, Сергей!

Думаю, что все, кто хотел, высказались по обзору. Хочу от имени всех участников конкурса поблагодарить вас за него, за неравнодушие и желание помочь авторам улучшить свои стихи. Ещё за смелость, так как знаю, что некоторые авторы и написали бы свои обзоры, да боятся обидеть участников и получить недовольство в свой адрес. И напрасно, кмк, так как любое замечание можно сделать в корректной форме.

Сергей, со многими вашими замечаниями я согласна и их поддерживаю. Но есть моменты, особенно по ритму, с которыми я согласиться не могу. Ну, например, со "сбоями ритма", как вы их называете. В любом стихотворении всегда присутствуют внеметрические ударения и, наоборот, пропуски ударений, которые должны быть согласно метру. Я не знаю ни одного с/т из классики больше двух катренов, где их нет. Если знаете, то приведите. И такой ритм - норма. Как правило не учитываются ударения на предлогах, союзах и других малозначащих словах (хотя могут и учитываться). Здесь надо быть осторожным при написании стихов. А вот пропуски метрических ударений из-за использования длинных слов не только не запрещены, но и украшают стихи.

В данном обзоре это касается с/т №8 (пентон), где внеметрические ударения не являются сбоями. Не знаю, почему молчит автор, который, кстати, и не проголосовал до сих пор.

Я не соглашусь с вами и относительно с/т № 10, которое вы назвали "винегретом". Оно написано вольным ямбом. Почитайте об этой форме стихов, она - силлабо-тоника, классическая форма. Так что давно придумана и имеет место быть. Её хорошо использовать, чтобы приблизить поэтическую речь к разговорной, когда это требует тема с/т. Например, "Горе от ума" полностью написано вольным ямбом. В этой форме как раз используется хаотическая рифмовка и хаотическая длина строки. Строф может вообще не быть. Другое дело, что Александр (Омарт) допустил сбои в этом вольном ямбе и не все строки чётко зарифмованы. Вот это и есть ошибки, этого быть не должно, поэтому в свой шорт с/т не возьму. Думаю, Александр сам сумеет их найти и поправить, если захочет.

Надеюсь, Сергей, что моя лёгкая критика вас не обидела, и вы ещё напишете нам обзоры. Только прошу вас быть осторожнее при оценке ритма стихов. Спасибо вам большое!

Е.Ч.

Чалиева Елена   19.03.2023 09:43     Заявить о нарушении
P.S.
Друзья, нашу конкурсную площадку отличало от других наличие обсуждения различных поэтических вопросов. Всегда эти обсуждения были в рецензиях и не только. Но последнее время я стала замечать, что авторы замкнулись в себе, мало высказываются. Хотя на площадке сейчас стало больше авторов, которые неплохо разбираются в поэтической технике и в поэзии в целом. Но почему-то молчат. Чем это вызвано, пока не пойму. Кто-то подскажет? Давайте как-то поактивнее что ли, хватит чахнуть над своими знаниями, как Кощей над златом.))

Чалиева Елена   19.03.2023 13:49   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей и Елена.
-
Сергею я уже написал своё мнение-ответ.
.
Елена, в стихотворении вольный ямб и я не вижу спонтанного сбоя в ритме.
Ниже я привёл ритмическое и грамматическое ударение,
может правильно называть их по-другому.)

Есть специально три одинаковых авторских сбоя ритма. Конечно, первые два, может и следовало отделить двоеточием, чтоб было явно показано, что пауза и перечисление, но решил оставить без двоеточия, почему? – Была причина.) Но думал самоочевидно, что одинаковый сбой через строчку в явном стилистическом повторе не сбой, а ритмический рисунок. (отметил в комменте * и **). Далее сбой, где применён анжамбеман, да ещё слово «вдруг», это всегда неожиданность, поэтому ритмический сбой, не случайность, а оправдан образностью, т.е. художественным сюжетным разнообразием, неким поэтическим экшеном. ( в комменте обозначен ***) Тем более, это концовка стиха, где завихрение, некий эпатаж текста просто необходим, да и ранее было два подобных/ тождественных сбоя ритма, то авторский рисунок ритма, а не сбой.
.
1-…крадётся ночью изморозь по крышам,..*
2-…и крохи солнечного счастья по дням,..**
3-…застывших белизной ковров. Вдруг зов..***
_

Рифмовка не исчезает, а пропущено слово «говно», ведь не поэтично его написать, но это словцо само считывается, а тем более отмечено ,как и положено многоточием, после которого стоит точка и читатель понимает, что там ( под многоточием и за ним точкой) что-то спрятано и рифмует со следующей строчкой « всё равно». Этим многие авторы балуются с давних времён.)))
.
Поэтому явных сбоев ритма в ямбе нет, да и рифмовка пусть и не везде блещущая оригинальностью иль составной красотой, но присутствует , кроме второго пятистрочного катрена, где ради худ. образности автор рифмой на конце строк сознательно жертвуют, но внутреннюю/строчную фифму и ритм строк сохраняет (это тоже повторяется в тексте). В стихотворении явно художественность преобладает над техническими изысками, но общие принципы техники тоже соблюдены, в рамках необходимого. Возможно, технические недостатки призваны подчеркнуть иные ( художественные) достоинства текста, но не всегда авторские задумки ясны и достигают своих целей, т.к. у каждого читателя свои пристрастия и многих читателей/авторов форма поэтического текста трогает даже в большей мере, чем смысловая образность, что НЕ плохо, а своеобразие поэзии т.к. в поэзия может существовать в звукопись презрев образность, художественность и любой смысл, наслаждаясь звучанием и некой оригинальностью языковых форм ;)
.
С теплом улыбки, Александр.
.
Раскрыв янтарный рваный зонт,
плаксивый день сбежал за горизонт
белёсо-рыжей каплей света
вослед иссохшим краскам лета
по теням длинным и покатым,
по тонкой ниточке заката.
.
Ритмическое ударение:
.
Раскрыв янтарный рваный зонт
-! -!- !- ! (8 слогов)
плаксивый день сбежал за горизонт
-!- ! -! - !-! (10 слогов)
белёсо рыжей каплей света
-!- !- !- !- (9 слогов)
вослед иссохшим краскам лета
-! -!- !- !- (9 слогов)
по теням длинным и покатым
- !- !- ! -!- (9 слогов)
по тонкой ниточке заката
- !- !-! -!- (9 слогов)

Грамматическое ударение:

Раскрыв -!
янтарный -!-
рваный !-
зонт !
плаксивый -!-
день !
сбежал -!
за !
горизонт --!
белёсо -!-
рыжей !-
каплей !-
света !-
вослед -!
иссохшим -!-
краскам !-
лета !-
по !
теням !-
длинным !-
и !
покатым -!-
по !
тонкой !-
ниточке !--
заката -!-
________________________________

Цветы – ночные звёзды в отражениях воды,
небесной наготы застывшие комет хвосты
в дожде бутонами раскисшими плывут к заре
с надеждой возродиться в солнечном луче,
мол, осень поменяют на весну; мечты, мечты, мечты...
.
Ритмическое ударение:
.
Цветы ночные звёзды в отражениях воды
-! -!- !- !-!-! -! (14 слогов)
небесной наготы застывшие комет хвосты
-!- !-! -!-! -! -! (14 слогов)
в дожде бутонами раскисшими плывут к заре
-! -!-! -!-! -! -! (14 слогов)
с надеждой возродиться в солнечном луче
-!- !-!- !-! -! (12 слогов)
мол осень поменяют на весну мечты мечты мечты
- !- !-!- ! -! -! -! -! (16 слогов)
.
Грамматическое ударение:
.
Цветы -!
ночные -!-
звёзды !-
в отражениях --!--
воды -!
небесной -!-
наготы --!
застывшие -!--
комет -!
хвосты -!
в дожде -!
бутонами -!--
раскисшими -!--
плывут -!
к заре -!
с надеждой -!-
возродиться --!-
в солнечном !--
луче -!
мол !
осень !-
поменяют --!-
на !
весну -!
мечты -!
мечты -!
мечты -!

¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬____________________________

Вновь сонно меркнет лето в голоде тепла.
Уныния пора. Дождями осень зла,
земля безбрежным морем слизкой гнили.
Красу души, цветы в любви творили,
а их в помойное ведро, теперь они ... .
.
(спрятано слово, то явно указано отделённым многоточием ,
т.к. вдруг за многоточием стоит точка и сразу появится рифма)
.
Душа свербит; цветам увядшим все равно.
.
Ритмическое ударение:
.
Вновь сонно меркнет лето в голоде тепла
- !- !- !- !-! -! (12 слогов)
Уныния пора Дождями осень зла
-!-! -! -!- !- ! (12 слогов)
земля безбрежным морем слизкой гнили
-! -!- !- !- !- (11 слогов)
Красу души цветы в любви творили
-! -! -! -! -!- (11 слогов)
а их в помойное ведро теперь они … .
-! -!-! -! -! -! (12 слогов)
Душа свербит цветам увядшим все равно
-! -! -! -!- ! -! (12 слогов)
.
Грамматическое ударение:
.
Вновь !
сонно !-
меркнет !-
лето !-
в голоде !--
тепла -!
Уныния -!--
пора -!
Дождями -!-
осень !-
зла !
земля -!
безбрежным -!-
морем !-
слизкой !-
гнили !-
Красу -!
души -!
цветы -!
в любви -!
творили -!-
а !
их !
в помойное -!--
ведро -!
теперь -!
они -!
Душа -!
свербит -!
цветам -!
увядшим -!-
все !
равно -!
_____________________________

Шуршат спадающие наземь листья,
крадётся ночью изморозь по крышам,
уснувшим лужам и бомжам... Потухшим фонарям.
Тепло пропало в сумраке ненастья
и крохи солнечного счастья по дням,
часам, минутам... Женщинам и пройденным годам.
.
Ритмическое ударение;
.
Шуршат спадающие наземь листья
-! -!-!- !- !- (11 слогов)
*крадётся ночью изморозь по крышам*1===?
-!- !- !-! + !- (11 слогов)
уснувшим лужам и бомжам Потухшим фонарям
-!- !- ! -! -!- !-! (14 слогов)
Тепло пропало в сумраке ненастья
-! -!- !-! -!- (11 слогов)
*и крохи солнечного счастья по дням**2===?
-!- !-!- !- + ! (11 слогов)
часам минутам Женщинам и пройденным годам
-! -!- !-! - !-! -! (14 слогов)
.
Грамматическое ударение:
.
Шуршат -!
спадающие -!---
наземь !-
листья !-
крадётся -!-
ночью !-
изморозь !--
по !
крышам !-
уснувшим -!-
лужам !-
и !
бомжам -!
Потухшим -!-
фонарям --!
Тепло -!
пропало -!-
в сумраке !--
ненастья -!-
и !
крохи !-
солнечного !---
счастья !-
по !
дням !
часам -!
минутам -!-
Женщинам !--
и !
пройденным !--
годам -!

__________________________
Всё ближе-ближе холодок миров
застывших белизной ковров. Вдруг зов
колядок закружИл весельем святок
и вновь желаешь зимней суеты
забыв из креп-шифона яркие цветы.
.
Ритмическое ударение:
.
Всё ближе ближе холодок миров
-!- !- !-! -! (10 слогов)
*застывших белизной ковров Вдруг зов***3===?
-!- !-! -! + ! (10 слогов)
колядок закружИл весельем святок
-!- !-! -!- !- (11 слогов)
и вновь желаешь зимней суеты
- ! -!- !- !-! (10 слогов)
забыв из креп шифона яркие цветы
-! - ! -!- !-! -! (12 слогов)
.
Грамматическое ударение:
.
Всё !
ближе !-
ближе !-
холодок --!
миров -!
застывших -!-
белизной --!
ковров -!
Вдруг !
зов !
колядок -!-
закружИл --!
весельем -!-
святок !-
и !
вновь !
желаешь -!-
зимней !-
суеты --!
забыв -!
из !
креп !
шифона -!-
яркие !--
цветы -!
______________________

Омарт Криевс   19.03.2023 18:28   Заявить о нарушении
Александр, уж извините, но я такую простынь разбирать, тем более подробно, не имею возможности по времени. Я написала ошибки, которые я вижу. Вольный ямб предусматривает чёткий ямбический метр в каждой строке и чёткие рифмы, и никакими художественными целями нарушения не оправдываются. Вот строка, где ямб делает сбой (я выделила заглавными буквами ударения, которые требует метр ямб):

"и крОхи сОлнечнОго счАстья пО дням..."

Рифмы вообще неважные, а к этим строкам их просто нет:

"а их в помойное ведро, теперь они ... .
Душа свербит; цветам увядшим все равно.

Шуршат спадающие наземь листья,
крадётся ночью изморозь по крышам..."

"Тепло пропало в сумраке ненастья"

"колядок закружИл весельем святок"

Если вы не хотите соблюдать правила вольного ямба, то зачем вообще писать, что это вольный ямб? Соглашайтесь с С.Суворовым: "Да, это - винегрет, но мне такой винегрет по душе". Посмотрим, что напишет Ирина Кабачкова. От её оценок многое зависит (+10 баллов всё-таки). Обзор от неё ещё не получила, но почему-то думаю, что ей ваши ошибки тоже не понравятся. Надеюсь, что вы не обиделись. Ждём.

Чалиева Елена   19.03.2023 19:28   Заявить о нарушении
Елена, спасибо за мнение-впечатление и Сергею спасибо за "винегрет",т.к. каждый читает стих по-своему, выделяя своё . Мне главное художественная оригинальность и яркость образов,Сергею,как музыканту чистота звучания строк,это прекрасно,что все мы разные.)
-
Елена, я в своём комменте объяснил почему нет рифмы в строке:
"а их в помойное ведро, теперь они ... ."
и рифмы не обязательно должны быть в конце строк.
Рифма может быть внутри строк, а так же строки рифмуются начальными словами и серединой строки, через строку и через две ит.д. Вольному стиху --- воля,поэтому с рифмой пусть и неавторской,а б/у всё впорядке и в тех примерах.что ,Вы,Елена, привели: Листья-несчастья,крышам -бомжам и т.д. ,то не броское и привычное,но практичное и обычное, когда рифмовка середины,конца и начала строки,но не постоянная,а вольная,но довольно таки частая)
--
Мне уже подсказали ранее,что лучше было поставить два пропущенных двоеточия,тогда провал ритма, как авторский рисунок,но я решил, что и так нормально и оказался не прав.
--
Спасибо, Елена за прочтение,своё экспертное мнение, хотя в конце строки "всё равно" ох как гладко в стихе рифмуется.)))
-

Ирина Кабачкова любитель сверх особого мнения, что здорово!!, но Турнир Поэтов показал,что не любит тех,кто против шёрстки её мнения,а мне ближе поэтика Сергея Каратова, а Ирина считает всё советское плохо,что соцреализм это бяка и только, а это дилетантский подход, поэтому ничего лестного не жду на 100%.
--
Я всегда относился к мнению из любых социальных сетей с осторожной улыбкой и поэтические сайты не исключение, да и поэтом себя не считаю, но автором художественного слова – запросто, без различий поэтический иль прозаический
текст.
--

С широченной улыбкой тепла, Александр. Написал в одну строку,в комменте всяких ошибок навалом от стилистики до грамматики; прошу понять и простить.)))

Омарт Криевс   19.03.2023 20:52   Заявить о нарушении
"Вольному стиху --- воля" - нет, Александр, не всё так просто. Вольный стих не означает, что пиши всё, что хочешь, и так сойдёт. Вас, видимо, название неправильно ориентирует. Повторюсь: вольный стих - силлабо-тоника с её чётким ритмом. А ритм создаёт не только метр, но и рифма. Внутренние рифмы - это хорошо, но в данном случае должны быть чёткие рифмы на концах строк, чтобы ритм сохранять. Поэзия - речь звучащая, а как на слух в вашем с/т определить конец строки, если в вольном стихе длина строки гуляет? Только с помощью рифмы на концах строк, естественно. Поэтому в вольном стихе, как и в акцентном, требования к рифмам на концах строк особенно жёсткие. А без этого получается то, что Сергей обозначил как "винегрет", а правильно говоря, бесформенный текст. Ведь в начале с/т рифмы на концах у вас были, слух привык их воспринимать как конец строки, а потом вдруг исчезли. Но вы ведь всё равно не собираетесь ничего исправлять в своём с/т, как я поняла, и я только зря трачу время. Поэтому давайте закончим на этом обсуждение.

Чалиева Елена   20.03.2023 07:35   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена. На любую критику не обижаюсь, если она не в грубой форме. А обзоры стал писать именно для того, чтобы научиться анализировать стихи. На чужих это делать проще. Что-то, конечно, ещё не понимаю, но быстро учусь.Не хочу повторно заниматься стихом Александра. Про свой разбор я обратился к известному критику и литературоведу, который мне про Александра ответил следующее:
"…автор не без способностей. Но совершенно не слышит себя. Не работает над собой. что пришло в голову, то и пишет. Приходит-то неплохо. Образы интересные есть. Но если человек не огранит свои камни. Не выкинет словесную руду. Не найдет единственно верное слово, то это так и останется словесной рудой . По выражению Маяковского Владимира Владимировича.Жаль человека. Мог бы прилично писать".
О сбоях ритма. Мы ведь пишем для читателя.
Я бы сравнил чтение стихов с ходьбой по лестнице. Первый пролёт (первая строфа) задаёт ритм и когда на следующем вдруг не хватает ступеньки? Можно бежать через ступеньку или две, возможно и перепрыгнем через отсутствующую, а если - нет?
Для свободного и разностопного ямба, тем более если не выдержан альтернанс, есть вариант - записать прозаически.
С уважением.

Сергей Суворов 60   20.03.2023 11:26   Заявить о нарушении
Понимаете, Сергей, в чём дело. Вы - музыкант, как я поняла, поэтому вам ближе классическая поэзия. Она вам нравится, вы её пишете. Но когда вы делаете обзор, пусть даже читательский, то вы должны учитывать, что поэзия гораздо шире, чем классическая поэзия, она выходит за её рамки. И такая поэзия тоже имеет право быть, и в ней надо разбираться. Поэтому не стоит отвергать другие поэтические формы, если даже они вам не близки. И с этой точки зрения стоит в обзорах подходить к неклассическим формам, в первую очередь по ритму. И пробовать писать в этих формах хотя бы для того, чтобы в них разбираться.

Может в связи с этим мне на площадке стоит провести конкурс "Вольный стих", чтобы авторы глубже вникли в эту форму, поняли, что в ней допустимо, а что - нет? Как вы думаете?

Е.Ч.

Чалиева Елена   20.03.2023 11:44   Заявить о нарушении
Сергей, и ещё к вам вопрос: о каком известном критике и литературоведе вы написали? Я согласна с его высказыванием о творчестве Омарта. Думаю, что его имя - не секрет, наверное, и вы нам его назовёте.

Чалиева Елена   20.03.2023 11:58   Заявить о нарушении
Елена. Я не знаю будет ли уместно называть имя этого критика, так как он сам не указывает имена авторов рецензируемых им стихов и прямо об этом заявляет.
С уважением.

Сергей Суворов 60   20.03.2023 14:36   Заявить о нарушении
А вы спросите у него разрешения назвать его. Может он и не против, что мы узнаем его имя. Вдруг мы захотим пригласить его к нам на конкурс в качестве эксперта, и он будет не против.

Чалиева Елена   20.03.2023 14:43   Заявить о нарушении
Елена. А может вам провести конкурс неклассических форм стиха (не обязательно только вольного)? Потом все вместе будем разбираться "с чем это едят". Я понимаю, что такое логаэд и белый стих, а свободный, дольник и тактовик - тёмный лес. Хотелось бы туда пойти и не заблудиться.

Сергей Суворов 60   20.03.2023 15:22   Заявить о нарушении
Сергей, мы с Вероникой подумаем, как лучше сделать. Но то, что вы перечислили, смешивать всё в одном конкурсе... не знаю, разумно ли это. И опять-таки нужен эксперт, который в этом хорошо разбирается. Пока не знаю, кто может им быть.

Чалиева Елена   20.03.2023 16:29   Заявить о нарушении
Я написал в личку критику, но сообщение куда-то пропало…

Сергей Суворов 60   20.03.2023 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.