Бальзам на душу

1. Указ Президента о возможности и необходимости вводить на территории всей страны внешнее управление, ограничивая права собственников, на предприятиях, срывающих выполнение гособоронзаказа (ГОЗ), рассматривается экспертным сообществом, близким к правительству, как первый этап деприватизации в базовых отраслях. В ходе его реализации отработают юридические механизмы контроля над крупнейшими приватизированными предприятиями при формальном сохранении прав собственности. Будет применена с точностью до наоборот известная формула 90-х «реформаторов-90-х»: «Не надо менять собственников, достаточно контролировать руководство».
2. Дальнейший перевод крупной промышленности в качество нового технологического уклада с отказом от рыночной коррупциогенной архаики будет сопровождать новая система ценообразования. Ее основы заложены в последних изменениях правил и нормативов ГОЗ (ФЗ-44, ФЗ-223). Предусмотрено централизовать и изменить порядок и условия финансирования и учета денежных средств с отсечкой коммерческих банков, усилить казначейское сопровождение бюджетных средств, сделать нормообразующим понятие минимальной плановой рентабельности и многое другое. Устанавливается уголовная ответственность за срыв ГОЗа. А главное — вводится расчетный порядок ценообразования на оборонную продукцию. Никаких само собой регулирующих«невидимых рук рынка», приведших к катастрофической коррупции и развалу многих предприятий в ОПК и МО.
3. В силу того, что ОПК, конечный производитель высокотехнологичной продукции, связан промышленной кооперацией примерно с 60-70% производств от сырья и энергии до комплектующих и оборудования, новый экономический и административный порядок (ограничение прав собственника) неизбежно должны быть распространены на все звенья логистико-технологических цепочек. В противном случае разновекторные действия и интересы «частников» и «госсектора» лишат смысла нововведения, предусмотренные Указом Президента, и крайне негативно скажутся на выполнении тыловых задач СВО.
4. Необходимость и востребованность кардинально пересмотреть итоги приватизации 90-х обусловлена объективным ходом развития экономики. Передача в частную собственность крупнейших приватизированных предприятий нефтегазового комплекса, химпрома, машиностроения, легкой промышленности, электроники и других, не оправдала надежд и привела к колоссальному отставанию российской экономики не только от развитых стран «золотого миллиарда», но и от Китая, в конце 80-х уступавшему СССР по всем пунктам. Производительность труда в приватизированных базовых отраслях по пяти секторам упала к 2020 до 30-35% сравнительно с США при советских 65-70%. Исключение — аграрный сектор и строительство, где относительный паритет поддерживается новыми технологиями, генной инженерией, гибридным импортным семенным материалом и отходом от жестких стандартов. Наибольших успехов достигли общепит и сервисные услуги для потребительского рынка (МСП),где влияние государства будет ограничено фискальными рамками.
5. В результате такого разрыва нарастает противоречие между производительными силами постиндустриального образца и производственными отношениями времен начала прошлого века. Разрешать это противоречие, губительное для экономики, и призваны нововведения, актуализированные СВО, задачи которой не способны решить олигархические структуры ( впечатляющий пример - окончательно разваленное уже после 24 февраля 2022 оборонное производство на заводе Сибсельмаш, выпускающее компоненты для крупнокалиберных артиллерийских снарядов при их нехватке в штурмовых частях). База для реформирования «сверху» (не дожидаясь стихийной активизации «снизу») создана правительством Мишустина-Белоусова в виде организационно-управленческого цифрового ядра в аппарате — аналитический и координационный центры плюс цифровые платформы и контрольно-плановые цепочки по вертикали и горизонтали. Теоретическая основа — принципы стратегического планирования, включая разработки Григория Фельдмана, которые используют во всех ведущих экономиках мира и транснациональных корпорациях.


Рецензии