Когда не чего сказать людям

Мой дядя Ширкух повернулся ко мне и сказал: «Юсуф, оставь все дела и отправляйся туда!» Этот приказ прозвучал для меня как удар кинжала в сердце, и я ответил: «Клянусь Аллахом, даже если бы мне отдали всё египетское царство, я бы не поехал туда!»
— Салах ад-Дин [10]



 Давид II,  Давида бьет , их Соломон II не разберет ?!
Так битва в Матходжи свое возьмет их Турция с Ираном не уймет
Их пыл за право на престоле бить  !  А то что Имеретия  все та - же,
Здесь ни кого уже не убедить  вошедших и оставшихся  в кураже ,
До омерзения завистливый Шавар не знает чувства чести и отрады,
Не принято давать таким награды , кто притворяясь стал похож на нас….
 Амори I.  - выпал вроде шанс , пора уже раскапывать Прованс
Им новый Мохамед Ага , сливает "ширку" с сапога покуда Ибрагим Халил
В стране такое натворил., Разбой до селе стороной , полукасая и кривой
Им что Панах коль дело не в вине…воюет Хамс и все вокруг в пуху,
А то что вышел Давид Бек, так что ж ? век не устанут путать молодежь,
Кызылбашей и персов в шею прочь , не уж то было жить невмочь?
Сипахи - Спаги уши у церквей , но мне сказали чарку не пролей,
Заходит как заказчик в чужой дом, миндаль цвет , реликвии священной
А что завет ? навет «Кебра Негаст», и задавать вопросы не уместно .
Аронов жезл разбит на три , сидит с елдой в руках на фота,
Права искать не на свое в субботу, господь извечно грабить обучил.
Атропатена руки так умыть , кто думать смел? того остановить?
Аптекер Герберт ране написал , но наш городовой весь смысл скрывал.
О Седекии  , Иеремии возвестит, Иехуд не будет чествовать ни кто!
Аксумский Обелиск отправлен в Рим, а что ковчег ? но кто завет нарушит ?
Кто сзади подоспел - тот занял мир,  на вылет выходя наружу.
Эзана Царь , Рукайю утешает , - “не кто уже ни слушает ООН”
когда тебя до нитки обирают…и вводят санкции почти со всех сторон.
Бит-Амуккани ,на чужой престол , вся жизнь напоминает Вавилон.
Злость Иевусеи , их конец один , - "Я не нарушил право господин."
а им уже Ширазский пир приснился , и до чего мир докатился?
Бежал постыдно Зу Нувас , им клятву дав Небесным Сводом Торой
Но знаем чем кончают в коридорах, всех не попавших под обещанный указ.
“католикосом” самозванец стал, Вступив в борьбу с католикосом
Кто  Иоганнеса не знал ? Примерный “подвиг” нарциссизма .
Потемкин - кодовый вопрос , С него по зимнему , не мене!
Месть кракодилих горьких слез,  причина - следственная связь,
Екатерина - гневный князь , поставить ханов на колени?
Мелики затаивши злость уже - ли переходят реку...
Пред тем как царство на убой - низвергнет "чернь" свою элиту !
И грянет залп как часовой , в дыму Россия под усами  "Само - мебя" склевало знамя !


Соломон II (груз. ;;;;;;; II; ок. 1772 — 7 февраля 1815, Трапезунд) — последний имеретинский царь. Царствовал с 1789 по 1790 год и затем с 1792 года по 1810 год. После его низложения Имеретинское царство, как и ранее Картли-Кахетинское царство, было включено в состав Российской империи.

Биография[править | править код]

Был сыном царевича Арчила (умер 6 октября 1775 года), брата имеретинского царя Соломона I Великого, и царевны Елены (1753—1786), дочери царя Картли-Кахетинского царства Ираклия II. При рождении получил имя Давид. В 1784 году Соломон I, после смерти своего сына Александра оставшийся без наследников мужского пола, умер, назначив предварительно Давида своим наследником. Однако двоюродный брат Давида, Давид II, занял престол, развязав гражданскую войну. Ираклий II вмешался на стороне внука. Высланное им войско победило армию Давида II 10 июня 1789 года в битве при Матходжи. Давид, сын Арчила, стал царём Имеретии под именем Соломона II. Однако Давид II продолжил борьбу за престол, пока не потерпел окончательное поражение в 1792 году



В 1150-е годы в течение пяти лет Шавар был фатимидским правителем Верхнего Египта.
В декабре 1162 года визирь аль-Адиль Руззик ибн Талаи был свергнут. Шавар принял титул визиря и командующего армией. После прихода к власти он поспешил уничтожить своего предшественника и всю его семью и присвоить себе их золото, их драгоценности и их дворцы. Жадность Шавара и членов его семьи, занявших ключевые посты в государстве, была крайне непопулярна даже среди его офицеров, и после менее чем девяти месяцев правления, новый визирь был сам свергнут одним из своих подручных, неким Дирхамом, которого он назначил великим камергером. Своевременно предупреждённый, Шавар сумел покинуть Египет и бежал в Сирию, где пытался заручиться поддержкой амира Дамаска Нур ад-Дина Занги, чтобы вернуть себе власть. Шевар обещал оплатить все расходы на экспедицию, признать правителя Халеба и Дамаска своим сюзереном и отправлять ему каждый год треть государственных доходов.
Смутами и неразберихой воспользовался король Иерусалима Амори I. Под предлогом того, что египтяне не выплатили ему дань, причитающуюся по договору 1160 года, он, пройдя через Синайский полуостров по побережью Средиземного моря, предпринял попытку осадить Бильбейс. Из-за наводнения попытка провалилась, однако Нур ад-Дин, до этого избегавший вмешиваться в дела халифата, теперь, опасаясь возможной экспансии крестоносцев, уступил просьбе Шавара вернуть его к власти и в апреле 1164 года направил в Египет Асад ад-Дина Ширкуха, брата Наджм ад-Дина Айюба. 24 апреля Ширхук захватил Бильбейс и 1 мая разбил свой лагерь около Каира. Застигнутый врасплох Дирхам, сменивший Шавара на посту визиря, не сумел организовать оборону. Всеми покинутый, он был свергнут и убит, пытаясь бежать.


Иевусеи (ивр. ) — доеврейское население Иудеи, которые в конце III тыс. до н. э. основали город Иерусалим[1] (прежде известный как Салим или Иевус[2]) и первоначально населяли его. Согласно Библии, жили в горах[3] и являлись потомками Иевусея из рода Ханаана[4]. Существует гипотеза о родстве иевусеев с хеттами[5][6]. Управлялись царями, имя одного из них — Абду-Геба (раба Евы) — упоминается в египетских папирусах времен Аменхотепа III[7], а имя другого — Адониседека — сохранила Библия[8]. Впрочем, последний мог иметь аморейское происхождение[9], из чего делается вывод, что на момент прихода евреев иевусеи были народом смешанного хеттско-аморейского происхождения, что находит подтверждение в Библии[10][11].

При завоевании Ханаана Иисусом Навином коалиция местных царей, в числе которых был царь Иерусалима, была разгромлена в битве при Гаваоне, однако покорить горных иевусеев не удалось[12]. В последующую эпоху Судей иевусеи были вполне независимым народом, а Иерусалим не входил в состав Израиля:

И пришел к Иевусу, что [ныне] Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним. Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев и ночуем в нём. Господин его сказал ему: нет, не пойдем в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых, но дойдем до Гивы (Суд. 19:10—12)
Конец существованию иевусеев не был положен и при царе Давиде, который взял штурмом иевусейскую крепость на горе Сион и перенес туда столицу своего государства назвав её Иерусалимом.

И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион (1Пар. 11:4, 5)
Это произошло за 33 года до смерти Царя Давида (2Цар. 4:5—9) или около 1000 года до н. э.[13] Иерусалим потерял своего иевусейского царя в битве Вефоронской, был разграблен и сожжен коленом Иудиным; крепость его, устроенная на высоте, была занята и покорена Давидом (2Цар. 5:6, 7). Но, несмотря на это, истребить или изгнать из Иерусалима всех иевусеев евреям не удалось. Во времена Давида особенно известен из этого народа Орна иевусеянин, у которого Давид купил гумно и волов за 50 шекелей серебра(2Цар. 24:18—25).

Царь Соломон понудил иевусеев, крепость которых была взята Давидом, платить дань (2Пар. 8:7. Вместе с другими жителями Иерусалима иевусеи упоминаются Библией и по возвращении иудеев из плена Вавилонского. Иоанн Дамаскин упоминает иевусеев как один из четырёх «толков» самаритян[14].

По некоторым соображениям, иевусеем был царь салимский Мелхиседек[15], который встречал Авраама хлебом и вином.

Орна (живой, бодрый — по Гезению, а по Фюрсту — крепкий, твердый; 2 Цар 24:16,18,25). Орна — Иевусеянин, имевший свое гумно в Иерусалиме, на горе Мориа. На этом месте во время моровой язвы Давид видел Ангела с мечом, обращенным на Иерусалим, и здесь же через пророка было указано Давиду соорудить жертвенник Богу. Орна предлагал Давиду это место для жертвоприношения бесплатно, но Давид не пожелал вознести Господу жертву, взятую даром, и купил у него гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. По принесении жертв Богу, язва среди Израильтян прекратились. Впоследствии времени это место было назначено Давидом для построения храма Иерусалимского (2 Пар 3:1)

Источник: https://gufo.me/dict/bible_nicephorus/
«всякий, убивающий Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида». Посему и говорится: «слепой и хромой не войдет в дом».

--------------------------------------------- В вике обращайте внимания на 8 с улыбкой ) в коде не видно но когда компаил получается очкарик , видно становится когда репост на файсбук

В 1789 году картли-кахетинский царь Ираклий II организовал военный поход на Имеретию, чтобы посадить на царский престол своего внука Давида Арчиловича. 10 июня 1789 года в битве при Матходжи имеретинский царь Давид II потерпел поражение, потерял царский трон и бежал в турецкую провинцию Ахалцихе. Царевич Давид стал новым царем Имеретии под именем Соломона II. В следующем 1790 году Давид II с турецким войском вернулся в Имеретию, чтобы свергнуть своего соперника Соломона II, но потерпел поражение и вторично бежал в Турцию. Позднее при посредничестве картли-кахетинского царя Ираклия II Давид примирился с Соломоном II, вернулся в Имеретию и получил большие земельные владения. Несмотря на это, Давид не отказался от своих претензий на имеретинский царский трон. В 1792 году Давид нанял наемников в Дагестане, чтобы вернуть себе престол, но потерпел окончательное поражение и бежал в турецкие владения. В 1795 году Давид II скончался от оспы в Ахалцихе.
Соломон II (груз. ;;;;;;; II; ок. 1772 — 7 февраля 1815, Трапезунд) — последний имеретинский царь. Царствовал с 1789 по 1790 год и затем с 1792 года по 1810 год. После его низложения Имеретинское царство, как и ранее Картли-Кахетинское царство, было включено в состав Российской империи.
Был сыном царевича Арчила (умер 6 октября 1775 года), брата имеретинского царя Соломона I Великого, и царевны Елены (1753—1786), дочери царя Картли-Кахетинского царства Ираклия II. При рождении получил имя Давид. В 1784 году Соломон I, после смерти своего сына Александра оставшийся без наследников мужского пола, умер, назначив предварительно Давида своим наследником. Однако двоюродный брат Давида, Давид II, занял престол, развязав гражданскую войну. Ираклий II вмешался на стороне внука. Высланное им войско победило армию Давида II 10 июня 1789 года в битве при Матходжи. Давид, сын Арчила, стал царём Имеретии под именем Соломона II. Однако Давид II продолжил борьбу за престол, пока не потерпел окончательное поражение в 1792 году.


Кебра Негаст

Чтение «Кебра Негаст» за богослужением

Иллюстрации к Кебра Нагаст, 1920-е гг.
«Кебра Негаст», Кебра Нагаст (др. эфиоп. ,;;; ;;;;) («Книга о Славе Царей») — эфиопская книга, содержащая легенды о происхождении династии эфиопских правителей от царя Соломона и царицы Савской.




Ряд деталей, упоминаемых в книге свидетельствует о её позднем происхождении. Например имя царицы Савской — Македа (огненная) заимствовано из Нового Завета, где она называется Царицей Южной (Лк. 11:31)[1], а в 32-й главе Кебра Негаст она отождествляется с царицей Кандакией, упоминаемой в Новом Завете в качестве Царицы эфиопов (Деян. 8:27). Но согласно комментариям к Новому Завету Уильяма Баркли Кандакия — не столько имя, сколько титул, который носили все царицы Эфиопии.[2]

Существует и арабская версия Кебра Негаст, ещё более пропитанная христианским влиянием. В ней автор приводит цитаты из посланий апостола Павла, в отношении многоженства Соломона приводит сравнение законов Ветхого и Нового Завета, а также утверждает, что христиане способны поддерживать моногамию только благодаря евхаристии. Также арабская версия содержит описание особенностей ног царицы (густые волосы или копыта), что совпадает с историей, описанной в Талмуде и мидрашах (Талмуд Бавли, Таргум Шени, Мидраш Мишле и др.) и впоследствии (VII век н. э.) воспроизведённой в Коране (Коран, 27: 22 - 44).

Основные темы[править | править код]
Большая часть книги посвящена Соломону, его встрече с царицей Савской и последовавшим за этим событиям.

Легенда о царице Савской[править | править код]
Основная статья: Царица Савская
Согласно «Кебра Негаст», род эфиопских правителей происходит от савской царицы Македы, прибывшей в Иерусалим, чтобы побеседовать с Соломоном, о славе и мудрости которого она была наслышана.[3] Однажды «возлегли они вместе» и «спустя девять месяцев и пять дней как разлучилась она с Царем Соломоном… детородные муки объяли её, и породила дитя она мужеска пола».[3] Рождённый ею ребёнок получил имя Байна-Лехкем (варианты — Уольдэ-Таббиб («сын мудреца»), Менелик, Меньелик) и в 22 года приехал в Иерусалим к своему отцу, который принял и признал его.

Согласно «Кебра Негаст», Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма Ковчег Завета, который по утверждениям эфиопов, до сих пор находится в Аксуме в соборе Святейшей Девы Марии Сиона.[4] После возвращения сына царица Македа отказалась от престола в его пользу, и он устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии. До настоящего времени сохранились фалаши — эфиопские евреи, которые считают себя потомками иудейской знати, переселившейся в Эфиопию вместе с Байна-Лекхемом.[5]

Отношения с Римской империей[править | править код]
В книге уделено значительное внимание вопросу положения эфиопского государства в мире. В 20-й главе указано, что весь мир разделен между Эфиопией и Римской империей следующим образом: «От середины Иерусалима и от его севера к юго-востоку располагается часть императора Рома; и от середины Иерусалима и от его севера к югу и к Западной Индии. располагается часть императора Эфиопии». Под «императором Рима», вероятно, имеется в виду византийский император Юстин I, о встрече которого с царём Калебом рассказывается в главе 117. Хотя такая встреча едва ли имела место в действительности, Византия действительно поддерживала довольно тесные отношения с Эфиопией.

Значимость книги[править | править код]
Кебра Негаст, в особенности её оригинальная рукопись, имеет чрезвычайно важное значение для эфиопского народа. Об этом свидетельствует, в частности, следующая история: в 1872 году император Йоханныс IV отправил срочное послание английскому министру иностранных дел графу Гранвилю, в котором требовал вернуть оригинал Кебра Негаст, увезенный в Лондон в 1868 году в связи с введением де-факто английского протектората в Эфиопии. Он писал:

«У Вас там есть книга под названием „Кебра Негаст“, которая содержит законы Эфиопии, в этой книге есть имена царей, названия церквей и провинций. Я прошу Вас безотлагательно установить, в чьей собственности находится эта книга, и отослать её мне, так как без этой книги народ в моей стране не будет мне подчиняться»
Попечителей Британского музея удалось убедить, и 14 сентября 1872 года рукопись была возвращена в Эфиопию[6].


Ибрагим Халил-хан (азерб. ;brahim X;lil xan), Ибрагим-хан (1732—1806) — хан Карабахского ханства (1759 (1763) — 1806).
В годы правления Ибрагим-хана Карабахское ханство стало одним из наиболее могущественных азербайджанских ханств. Временами Ибрагим-хан имел сильное влияние на правителей соседних ханств — Карадага, Ардебиля, Нахчевана и Гянджи[3]. Родственные связи были установлены с Омар-ханом, аварским правителем, сестру которого, Бахтику (Бике-ага), Ибрагим-хан взял в жёны[2].
В конце 1770-х годов Карабахское ханство вошло в соприкосновение с Кубинским ханством, правитель которого Фатали-хан Кубинский расширял свою территорию за счёт присоединения соседних владений. Фатали-хан вначале попытался поставить Карабах в зависимое положение мирным путём, а в 1780 году предпринял поход в Карабах, но к Ибрагим-хану на помощь пришёл его союзник грузинский царь Ираклий II. В сражении сторон союзные Фатали-хану дагестанские отряды покинули его и тем самым ослабили его силы. Повторный поход кубинского хана в августе того же года окончился неудачно. Только в начале 1781 г. Фатали-хан сумел углубиться в земли Карабаха и угнать оттуда какое-то количество крестьян. И хотя военные столкновения между ханствами продолжались, Фатали-хану так и не удалось поставить Карабахское ханство в зависимость[4].


Отцом Ибрагима Халил-хана был Панах Али-хан — представитель родовой знати тюркского племени джеваншир (джаваншир)[8], родоначальник династии Джеванширов и основатель Карабахского ханства. После прихода к власти в Иране Надир-шаха был призван им на службу, но через несколько лет, в 1738 г., был вынужден бежать из Хорасана на север, в Шеки и Ширван, где создал крупный вооружённый отряд, занимавшийся грабежами и разбоями. Убийство Надир-шаха в 1747 году привело к распаду созданного им государства. Воспользовавшись ослаблением центральной власти, Панах Али со своим отрядом из 200 всадников прибыл в Карабах и объявил себя независимым ханом. Его поддержали вернувшиеся тогда же в равнинный Карабах племена отузики, джеваншир и кебирли, которые при Надир-шахе были насильственно переселены в Хорасан. Старший сын Панаха, 15-летний Ибрагим Халил-ага, присоединился к отцу в это же время либо несколькими годами ранее[9].


Правление Ибрагим-хана началось с покорения отпавших армянских меликств — Дизака, Джраберда и Гюлистана, — которое затянулось до 1787 г. Крупные феодальные владетели — мелик дизакский Есай, мелик джрабердский Меджлум Исраэлян и мелик гюлистанский Абов Беглярян, — воспользовавшись обстоятельствами, связанными с переходом власти от Панах-хана к Ибрагим-хану, попытались добиться полной политической самостоятельности и независимости. В этой борьбе на стороне Ибрагим-хана были мелик Варанды Шахназар и мелик Хачена Мирза-хан. Владения меликов Шахназара и Мирза-хана соприкасались с землями, принадлежавшими Ибрагим-хану, поэтому их союз, связанный и территориально, представлял значительную силу. В 1781 году Ибрагим-хан вместе с союзными ему меликами варандинским и хаченским осадил крепость Тог, принадлежавшую дизахскому мелику Есаю. После длительной осады мелик Есай, поверив предложению мира, вышел из крепости, но был схвачен и брошен в тюрьму, где его задушили. Дом мелика был разграблен и разрушен. На его место Ибрагим-хан поставил племянника мелика Есая — Бахтама Аваняна, — но и тот начал борьбу против него[4].

Для борьбы с джрабердскими меликами Ибрагим-хан привлёк на свою сторону одну из знатных семей меликства, члену которой юзбаши Рустам-беку он пообещал меликство в Джраберде. Рустам-бек, пользуясь родственными связями, склонил на сторону Ибрагим-хана настоятеля монастыря Ерицманканц, располагавшегося среди южных отрогов Муровдагского хребта, который провозгласил себя католикосом и вступил в борьбу с настоящим католикосом Иоганнесом, находившимся в Гандзасарском монастыре. Ибрагим-хан пообещал настоятелю монастыря Ерицманканц поставить его также католикосом Гандзасарского монастыря[4].
С 1783 года в дела ханства через соседнюю Грузию стал вмешиваться один из приближённых российской императрицы Екатерины II князь Г. А. Потёмкин. Мелики, не желавшие смириться со своим подчинённым положением, вступили в тайные сношения с ним.
Ибрагим-хан, со своей стороны, желая упрочить своё положение и лишить врагов возможности настроить против него российское правительство, написал генерал-поручику П. С. Потёмкину о желании принять российское подданство и платить России дань.
В мае 1783 г. князь Потёмкин получил от Екатерины II указания:
Что касается до Ибрагим-хана, если в принятии его под российское покровительство не встретится никакое затруднение или сомнительство, кажется можно взять за руководство то, что сделано с царем Ираклием, и в таком случае вы не оставите поручить генералу порутчику Потемкину заключить с ним договор о подчинении его российскому императорскому престолу и о признании им моей и преемников моих верховной власти над ним и его преемниками. ;Принятие на подобных условиях может служить доказательством кроткого здешнего обладания и побуждения для многих из тамошних соседей подражать примеру сих двух владетелей.
Ибрагим-хан, однако, на тот период на самом деле не желал вступать в российское подданство, но избегал прямо выказывать своё отношение к этому вопросу, так как опасался русских войск, стоявших в Грузии. Ибрагим-хану стало известно, что князь Потёмкин имеет планы создания в Азии христианского государства, для чего он, среди прочих, предполагает использовать меликов Карабаха. В 1783 году Потёмкин подавал Екатерине II проект о создании в Карабахе вассального России христианского княжества:

Екатерина II настаивала на скорейшем решении вопроса, а Ибрагим-хан на переговорах с её представителями уже не мог более скрывать своего отрицательного отношения к предложению о вступлении в подданство.

Карабах между Ираном и Россией[править | править код]


О контактах между Ибрагим Халил-ханом и российскими представителями было известно новому иранскому правителю Ага Мухаммед-шаху Каджару, поэтому он всё более старался призвать северо-азербайджанских ханов к повиновению. Ибрагим Халил-хан, уверенный в собственных силах и неприступности своей столицы — Шуши, отказался подчиниться, не принял предложение Ага Мухаммед-шаха и не пожелал признать его правителем Ирана. Ага Мухаммед-шах стал готовиться к войне и в 1791 году выступил против Карабахского ханства. Но все его попытки захватить Шушинскую крепость потерпели неудачу. Были начаты переговоры с Ибрагим Халил-ханом. Иранские представители, отправленные в Шушу уговаривали хана прекратить сопротивление. Однако Ибрагим Халил-хан велел передать Ага Мухаммед-шаху, что он не намерен сдавать столицу:

Русское правительство не могло допустить успеха Каджара и весной 1796 года русская армия под командованием генерала В. А. Зубова начала поход в Ширван. В результате были заняты крупные города страны — Дербенд, Баку, Губа, Шамахи, Гянджа.


В 1801 году был обнародован манифест императора Александра I о присоединении Картлийско-Кахетинского царства к России[17]. Царское правительство, используя Восточную Грузию как плацдарм, приступило к осуществлению своего плана в отношении территорий современного Азербайджана и Армении. Владения Ибрагим Халил-хана вновь оказались ареной боевых действий русско-иранской войны 1804—1813 гг. Поэтому он был вынужден принять предложение Российской короны. 14 мая 1805 года в местечке Кюрекчай недалеко от Гянджи был подписан Кюрекчайский договор о переходе Карабахского ханства под власть России[18]. Кюрекчайский договор был подписан Ибрагим Халил-ханом и генералом Цициановым. Из всеподданнейшего рапорта князя Цицианова от 22 мая 1805 года


В то же день граф Гудович сообщил министру иностранных дел барону А. Я. Будбергу:
Хан Карабагский, как видно из рапорта ген.-м. Небольсина, секретно разведывавшего о всех обстоятельствах сего важного происшествия, убит понапрасну подполк. Лисаневичем, об отдании коего под следствие я с сею же эстафетою всеподданнейше доношу Е. И. В.[22]
После убийства Ибрагим Халил хана главой Карабахского ханства стал его сын Мехти Кули ага, который в сентябре 1806 года был утверждён на этот пост «высочайшей грамотой» императора Александра.[23]


В Революцию России не забыли , канула русская интеллигенция



Панах Али-хан


После переселения в Персию он сумел получить незначительную должность при дворе шаха. Для исполнения этой должности не надо было обладать никакими достоинствами, кроме зычного голоса, чтобы в соответствии с обычаями этой страны оглашать на городских площадях шахские приказы.
Он исполнял эту обязанность до тех пор, пока, совершив какое-то преступление, вынужден был бежать в родные края, дабы избежать смертного приговора. Как преступник он скрывался в степях Карабаха, ведя незаметную, бродячую жизнь. Раффи "Меликства Хамсы"IX . .[3] Однако вскоре Надир казнил брата Панах-Али, Бегбуд-Али-Бека, найдя, что тот «не по нем выглядывает»[9], и прогневался на самого Панаха, так что тот, боясь подвергнуться участи брата, в 1738 году с шестью своими сородичами, также находившимися на службе у шаха, бежал из Хорасана. Когда его бегство стало известно шаху, за ним были посланы гонцы, чтобы схватить его в дороге, но это им не удалось. Вступив в пределы Карабахского вилайета, он совместно со своими приближенными то находился в горах Карабаха, то проживал в магале Кабала Шекинского вилайета. Согласно армянским источникам, он некоторое время служил сборщиком податей у дизакского мелика Алакули-султана Мелик-Исраэляна[4]. Спустя два года стало известно, что он находится в Карабахе, и были посланы люди, чтобы схватить его. Панах-Али перешёл в Джаро-Белоканскую область к лезгинам и занялся разбоем.[9]: «Панах-хан, объединив вокруг себя многих удалых юношей из своих родственников и илатов <кочевников>, занимался грабежом в Ширванском, Шекинском, Ганджинском и Карабагском вилайетах»[10]Грабежи обогатили его окружение, привязав его к удачливому главарю; щедрой раздачей скота Панах завоевал также авторитет среди рядовых кочевников, в то же время подчиняя недовольных «путём наказаний и убийств».[11]

В 1747 году в результате заговора был убит Надир-шах. Шахом стал его племянник (сын брата) Аликули-хан, под именем Адиль-шаха. В Иране начались смуты, в результате которых местные феодальные правители стали фактически самостоятельными. В частности, в Азербайджане и Закавказье образовалось два десятка ханств

Амир Аслан-хан Афшар, назначенный Адиль-шахом сардаром Азербайджана, отправил Панаху от своего имени коня, саблю и подарки, с тем чтобы он подчинился Адиль шаху. Панах-бек, видя, что сардар гораздо сильнее его и, в случае конфликта, может быть поддержан соседними ханами — врагами Панаха, отправил к нему послов с подарками и письмом с выражением покорности и верности власти Адиль-шаха. Удовлетворённый этим, Адиль-шах послал в крепость Баят (тогдашнюю резиденцию Панаха) указ о присвоении Панаху титула хана и назначении его правителем Карабаха и дары: драгоценный халат, коня с позолоченным седлом и саблю, украшенную драгоценными камнями. Сардар Амир-Аслан также послал ему подарки. Таким образом, Панах был официально возведён в достоинство хана.[3]

В 1749 году Адиль-шах был убит Шахрух-мирзой (внуком Надира-шаха) и в Иране началась смута. Воспользовавшись этой смутой, Панах-Али решил завладеть Гянджинским, Эриванским, Нахичеванским ханствами. За короткое время он некоторых подчинил себе силой, а других — посредством писем, посланников, а также путём заключения родственных уз. В частности, правителем города Ардебиля он назначил Даргяхкули-бека сарыджалинского. По своему усмотрению он назначал потомков гянджинских ханов правителями, а неугодных смещал с должности. Сыновей ханов некоторых вилайетов приводил в крепость Шахбулаг и держал при себе в качестве заложников.[14]

Подчинение Хачена и Дизака[править | править код]
Объединившись, Панах и Шахназар выступили против хаченского мелика Алахверди. Согласно азербайджанской традиции, Панах разгромил его в трёхдневном сражении, и взял его крепость, после чего потерявший 300 человек Алахверди сдался на милость победителя, а Панах соорудил на месте победы памятник[34].".. Мы знаем, что, когда мелик Шахназар убил своего брата мелика Овсепа и силой завладел княжеством Варанда, один из детей покойного, спасённый своей кормилицей, был спрятан в доме его дяди в Хачене. Дядей ребёнка был мелик Алахверди Хасан-Джалалян. Понимая, что со временем, ребёнок подрастёт и с помощью своих дядей отомстит ему за убийство отца, мелик Шахназар решил уничтожить как ребёнка, так и его дядей. Тщеславный мелик преследовал свои цели, однако его интересы совпадали с интересами Панах-хана, так как он намеревался после уничтожения меликства Хачен взять власть над княжеством в свои руки. Мелик Алахверди жил в собственной крепости, которая по имени одного из его предков называлась крепостью Улу-папа.* Он был известен как храбрый и непобедимый воин. Когда Панах-хан, объединившись с меликом Шахназаром, выступил против него, мелик Алахверди учинил им такой разгром, что оба союзника едва сумели спастись, скрывшись в крепости Шуши...." Раффи " Меликства Хамсы"XI Согласно же армянской традиции, Аллахверди, наоборот, наголову разгромил Панаха и Шахназара. Не сумев одолеть Аллахверди в открытом бою, Панах захватил его с помощью подкупленного изменника (Мирзахана); Аллахверди был казнён, вся его семья вырезана, а Мирзахан назначен меликом Хачена, с правом чеканить ханскую монету (панахабад)[4]. Вскоре после этого погиб самый сильный из оставшихся меликов, Аллахкули-султан Джерабердский. Он был вероломно схвачен во время встречи с Панахом в Амарасском монастыре и казнён (Мирза Джеваншир утверждает, что он перед тем признал власть Панаха; наоборот, согласно Раффи, он вёл переговоры в качестве представителя союзных меликов)[4][35]."... После этих событий война между Панах-ханом и меликами-союзниками ещё более ожесточилась. Мелик Варанды Шахназар и мелик Хачена Мирзахан оставались, как и прежде, верны заклятому врагу армян, помогая ему не только своими советами, но часто и войсками. Но несмотря на это, остальные мелики (мелик Гюлистана Овсеп, мелик Джраберда Атам и мелик Дизака Есаи) постоянно теснили Панах-хана, а его крепость Шуши держали в непрерывной осаде.

До сих пор в народе Карабаха рассказывается о том, как Тюли-Арзуман, Дали-Махраса и Чалаган-юзбаши целых семь лет не позволяли ни одному тюрку пройти через Мази камурдж в Джраберд и Гюлистан*. Память о трёх упомянутых героях жива в народе и сегодня..." Раффи "Меликства Хамсы"XII. После этого окрылённый успехом Панах написал Овсепу Гюлистанскому письмо с требованием подчиниться; сын мелика, Беглар, угрожая саблей заставил ханского посла съесть это письмо, сказав затем: «Теперь возвращайся, и пусть результат того, что ты съел здесь, будет ответом Панах-хану»[4]. Джераберд возглавил брат казнённого, Атам (Хатам), который продолжал воевать против Панаха[4][35] Согласно Мирзе Джамалю Джеванширу, хан долгое время не мог ничего поделать из-за неприступности Джерабердской крепости; однако после того, как Панах-Али-хан уничтожил все посевы в округе и взял Джерабердскую крепость в кольцо блокады, осаждённые были вынуждены бежать в Гянджу и в течение семи лет они жили в Гянджинском вилайете и (Шамкурском) магале[36]. Однако армянская традиция излагает события совершенно иначе. Согласно Раффи, Атам и Овсеп начали искать союзников против Панаха и прежде всего обратились к Фатали-хану Афшару[4].

Затяжной характер носила и борьба карабахского хана с меликом Дизака. Мелик Есаи переселил большую часть подвластного ему населения в укреплённое селение Туг, где находились вооружённые отряды Дизака, численностью до трёх тысяч человек. Попытка штурма Туга закончилась ранением Панаха и его отсутплением. В следующем году Панах вновь попытался напасть на Есаи, однако в результате «был разбит наголову, и Мелик Исаи-бек начал его преследовать, разоряя все встречавшееся ему на пути». Только новый штурм укреплений мелика Есаи принёс успех Панах-Али-хану. Разбитый дизакский мелик, «видя все критическое своё положение, особенно же недостаток в продовольствии, и потеряв всю надежду получить какую-либо помощь, решился просить мира»[37]. По приказу Панах-Али-хана мелик Есаи был лишён имущества и переселён со своим семейством в крепость Шушу. Были приняты и другие меры безопасности. В частности, все жители селения Туг были насильно переселены карабахским ханом в другие места ханства.

Таким образом в результате междоусобиц между армянскими меликами[5][38], Панах хан[39], впервые за всю историю установил тюркскую власть над Нагорным Карабахом[5].

Подчинение Гюлистана и Джераберда[править | править код]
Атам и Овсеп ещё некоторое время вели войну против Панаха, но, по выражению Мирзы Джеваншира, «наконец после убийств, грабежей и прочих необходимых мер, предпринятых ханом, покорились и они»[2]. Шахверди-хан Гянджинский вызвался быть посредником и примирить меликов с Панахом.

«Ширазский пир»[править | править код]

Надгробный камень Панах Али-хана в Музее истории Азербайджана
Вскоре в Иране власть захватил Карим-хан Зенд, который предпринял наступление против урмийского Фатали-хана; к нему охотно присоединился и Панах, который «всегда искал случай уничтожить Фетали-хана»[42]. Союзникам удалось одержать победу. Находившийся в заложниках Ибрагим-Халил-ага был освобождён, и с дорогими подарками а, главное, с шахским фирманом на правление ханством, отправлен в Карабах. Панах-Али был приглашён на «Ширазский пир».

Вскоре в Иране власть захватил Карим-хан Зенд, который предпринял наступление против урмийского Фатали-хана; к нему охотно присоединился и Панах, который «всегда искал случай уничтожить Фетали-хана»[42]. Союзникам удалось одержать победу. Находившийся в заложниках Ибрагим-Халил-ага был освобождён, и с дорогими подарками а, главное, с шахским фирманом на правление ханством, отправлен в Карабах. Панах-Али был приглашён на «Ширазский пир».

Керим хан приказал отправить Фатали хана вместе с семьёй в Ширазе. Он не отпустил союзных ханов, взяв их с собой для участия в праздничных церемониях. Среди гостей были Панах-Али, карадагский Кязим-хан, хойский Шахбаз-хан и др. Вскоре Фатали-хан был убит.

Как писал Абдулразаг Думбули:

У него (Керим хана) возникла такая мысль, чтобы разместить в подобном раю Ширазе правителей различных городов, с тем, чтобы отвлечь их всевозможными делами от интриг и под всякими предлогом дать им деньги, чтобы они от нужды не думали о всяких уловках и не посмели бы готовиться к сражению. Поэтому он превратил дом науки в дом разгула. Были подготовлены места для проведения совместных утех и праздников[17]
Однако «гости» вскоре разгадали все планы Керим хана и всеми способами старались покинуть Шираз. Там через некоторое время скончался и хан Карабаха Панах-Али Джаваншир. Мирза Джамал писал:

Панах-хан пробыл короткое время в городе Ширазе, являвшемся столицей Керим-хана. (Наконец), настал (его) смертный час, и он приобщился к милости божьей в Ширазе. Труп его с большими почестями доставили в Карабаг и предали земле в его собственном поместью, ныне известном под названием Агдам.[3]
Однако, Раффи излагает обстоятельства смерти Панаха иначе: по его словам, Панах, надеясь выбраться из Шираза, притворился мёртвым; однако Керим-хан, разгадав хитрость, послал к мнимому мертвецу бальзамировщиков, которые его заживо выпотрошили[4].

…Необходимо сказать несколько слов о смерти Панах-хана.

Мы знаем, что Фатх Али Афшар, объединившись с армянскими меликами, воевал против Панах-хана и, победив его, забрал его сына Ибрагим-агу с собой в Персию заложником. Этот Фатх Али-хан впоследствии воевал с Аскар-ханом (братом Карим-хана Зенда) и убил его. Когда Карим-хан усилился и покорил многие области Персии, он решил отомстить Фатх Али-хану за убийство брата. Возвращаясь из Шираза, он осадил крепость Фатх Али-хана Урмию (1762) и, схватив его, отправил в Шираз. Тогда же Карим-хан освободил сына Панах-хана Ибрагим-агу, содержащегося в той же крепости, и также взял с собой в Шираз.

Панах-хан, прослышав об этом, с богатыми дарами отправился в Персию к Карим-хану, надеясь получить своего сына. Два года он оставался в Ширазе, но, видя, что сына не возвращают и его самого не отпускают, затеял с присущей ему хитростью игру, чтобы спастись хотя бы самому. Так как Карим-хан, считавший себя правителем всей Персии, не хотел ради мира в стране отпускать возмутителя спокойствия в Карабахе, Панах-хан притворился мертвым и был положен в гроб. Люди Панах-хана, обратившись к Карим-хану, попросили разрешить исполнить волю покойного — отвезти его тело на родину и похоронить там. Карим-хан разгадал хитрость. «Я должен, — сказал он, — с честью похоронить усопшего… И чтобы тело в пути не провоняло, надо бальзамировать его».

По приказу Карим-хана палачи выпотрошили внутренности живого покойника, как обычно делается при бальзамировании трупов, а затем вручили его людям со словами: «Теперь можете везти». Тело Панах-хана было перевезено в Карабах.

Такой смертью умер Панах-хан (1763). После этого Карим-хан, предполагая, что сын будет служить Персии более преданно, чем его коварный отец, пожаловал ему титул хана и послал в Карабах. Ибрагим-ага стал Ибрагим-ханом и сменил своего отца…[


Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Зафару[2]. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой «Адонаем, небесным сводом и Торой» не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. 300 воинов эфиопского гарнизона вышли за стены, сдались и были перебиты той же ночью. Затем в Тафаре сожгли церковь с оставшимися 280 эфиопами и началась резня христианского населения.


Спаги (фр. Spahi) — род лёгкой кавалерии, входивший в состав французской армии.
Комплектование происходило в основном из местного населения Алжира, Туниса и Марокко. Термин представляет собой французскую транскрипцию названия турецких кавалеристов — «сипахи»

Впервые отряды спаги были сформированы при Луи-Филиппе, в самом начале французской колонизации Алжира (1831),

Прованс

В древности на территории нынешнего Прованса существовали поселения финикийцев, греков, затем, во II веке до н. э., здесь обосновались римляне. В результате Прованс стал одной из наиболее романизированных провинций Галлии. В III веке здесь получило распространение христианство. После заката Римской империи провинцию захлестнули нашествия германских варваров — вестготов и франков. В VIII веке последовало нашествие арабов.


Имеретия

Центр региона — Кутаиси. Часть территории края контролируется частично признанной Республикой Южная Осетия.

Недалеко от городка Цхалтубо и примерно в 10 километрах от Кутаиси находится самая крупная пещера в Грузии — пещера Кумистави, переименованная в 2010 году в пещеру Прометея[4].

Имеретия, район Цхалтубо

В конце XV века, в результате феодальных междоусобиц, усилившихся после нашествия Тамерлана, Имеретия выделилась из грузинского государства в самостоятельное феодальное государство — Имеретинское царство (наряду с Картли и Кахети) — со столицей Кутаиси.

В конце XVI века Имеретинское царство ограничивалось территорией Имеретии.

По ирано-турецкому миру 1555 года Имеретинское царство было подчинено османской Турции и платило дань невольниками или деньгами и натурой. Его история была наполнена постоянными феодальными смутами и процветанием работорговли. Феодальные междоусобицы особенно усилились в XVII веке.

Лишь царь Соломон I (1752 — 1784) смог укрепить царскую власть. Он запретил работорговлю, стремился к объединению всей Западной Грузии. Многолетняя война Соломона I с турками ознаменовалась победой в 1757 году и военным союзом с царём Картли Ираклием II в 1758 году.

В XVIII веке цари Имеретинского царства неоднократно обращались за помощью к России, но просьбы отклонялись во избежание осложнения отношений с Турцией. Наконец, в 1769 году Екатериной II в Грузию был направлен корпус генерала Тотлебена (впоследствии, незадолго до вывода российских войск, заменён генералом Сухотиным). Тотлебену удалось взять турецкие крепости в Имеретии и занять Кутаиси. Он также осаждал город и крепость Поти. Несмотря на кратковременность пребывания российских войск, эти военные успехи оказали влияние на последующие мирные переговоры с Турцией: по Кючук-Кайнарджийскому русско-турецкому договору 1774 года дань Имеретинского царства Турции была отменена. Крепости, взятые Тотлебеном, туркам возвращены не были.

В 1811 году Имеретинское царство было превращено в Имеретинскую область Российской империи.

Аксум (город)

В 1937 году 24-метровый 1700-летний Аксумский обелиск, был разрезан на три части итальянскими солдатами и вывезен в Рим. Этот обелиск считался одним из лучших инженерных достижений времен Аксумского царства. Вопреки рекомендации ООН (1947 год), Италия воспротивилась возвращению обелиска, что вызвало длительный дипломатический спор. Эфиопия считает обелиск национальным достоянием. В апреле 2005 года Италия вернула обелиск в Аксум и оплатила расходы по перевозке в размере 4 млн долларов. ЮНЕСКО взялось за повторную установку стелы. В июле 2008 года нижняя часть обелиска была установлена (см. панорамные фотографии по ссылкам ниже).


Ааронов жезл


Аарон с расцветшим жезлом (миниатюра из «Speculum humanae salvationis», 1450 год)
Ааро;нов жезл — одна из священных принадлежностей Скинии. Во время странствования в пустыне некоторые колена, недовольные избранием Левиина колена на служение Богу, заявляли притязание на такую же привилегию (Чис. 16:3). Чтобы окончательно разрешить спор, решено было прибегнуть к «суду Божию», и жезлы всех начальников колен были положены на ночь в Скинию. Поутру оказалось, что среди них жезл Аарона дал ростки и расцвёл миндальным деревом, что и послужило доказательством богоизбранности левитов в их священном назначении (Чис. 17:1—8). Сам Бог повелел Моисею опять положить жезл перед ковчегом откровения (Чис. 17:10). В память этого события жезл Аарона оставлен был в Скинии, где он хранился как священная реликвия, перед Ковчегом Завета.

Жезл Ааронов упомянут и в Новом завете в Послании к евреям (гл. 9, стих 4).

Библейское повествование о неоплодотворённом плодоношении стало причиной того, что в Средние века миндаль воспринимался как символ девственной чистоты.

В христианстве[править | править код]
Рассказ святого Иеронима об избрании Иосифа Обручника из числа претендентов на руку Девы Марии аналогичным жребием с расцветшим жезлом является переработкой библейского рассказа.

В христианской экзегетике чудесно процветший Ааронов жезл считается символом Богородицы и в этом качестве часто встречается в иконографии, в миниатюрах, монументальной живописи, иконах (иконография Богородицы), являясь атрибутом как Аарона, так и Иосифа.

В эфиопском тексте XIV века «Кебра Негаст» Ааронов жезл разбит на три части и, вероятно, является символом Троицы:

«Жезл Аарона, выросший после того, как засох, хотя никто не поливал его водой, сломался в двух местах и стал тремя жезлами»[1].

Упоминается также в христианской гимнографии.

Антиинтеллектуализм — отрицание возможности познания при помощи разума, связанное с приматом нерационального познания и восприятия мира (иррационализм и фидеизм).
В бытовом смысле — враждебность и недоверие к интеллектуалам и интеллектуальной работе. Может выражаться в различных формах, таких как нападки на науку, литературу или систему образования. Возник как реакция на научно-техническую революцию[1]. Связан с недоверием масс к образованию, не носящему практического характера[2].
Американский публицист Герберт Аптекер писал: «В империалистическом обществе, находящемся в стадии прогрессирующего маразма, — а США уже поражены им — страх правителей перед человечностью всё более усиливается. Они страшатся чувства социального долга, коллективизма, любви, сострадания, мужества, солидарности, недовольства существующим порядком. Но главный их враг — человеческий разум». То же самое[уточнить] отмечает и физик Р. Хофштадтер, назвавший свою книгу «Антиинтеллектуализм в американской жизни».

Интересно причины предшествовавшие Революции .

Для борьбы с джрабердскими меликами Ибрагим-хан привлёк на свою сторону одну из знатных семей меликства, члену которой юзбаши Рустам-беку он пообещал меликство в Джраберде. Рустам-бек, пользуясь родственными связями, склонил на сторону Ибрагим-хана настоятеля монастыря Ерицманканц, располагавшегося среди южных отрогов Муровдагского хребта, который провозгласил себя католикосом и вступил в борьбу с настоящим католикосом Иоганнесом, находившимся в Гандзасарском монастыре. Ибрагим-хан пообещал настоятелю монастыря Ерицманканц поставить его также католикосом Гандзасарского монастыря[4].
С 1783 года в дела ханства через соседнюю Грузию стал вмешиваться один из приближённых российской императрицы Екатерины II князь Г. А. Потёмкин. Мелики, не желавшие смириться со своим подчинённым положением, вступили в тайные сношения с ним.
Ибрагим-хан, со своей стороны, желая упрочить своё положение и лишить врагов возможности настроить против него российское правительство, написал генерал-поручику П. С. Потёмкину о желании принять российское подданство и платить России дань.
В мае 1783 г. князь Потёмкин получил от Екатерины II указания:
Что касается до Ибрагим-хана, если в принятии его под российское покровительство не встретится никакое затруднение или сомнительство, кажется можно взять за руководство то, что сделано с царем Ираклием, и в таком случае вы не оставите поручить генералу порутчику Потемкину заключить с ним договор о подчинении его российскому императорскому престолу и о признании им моей и преемников моих верховной власти над ним и его преемниками. ;Принятие на подобных условиях может служить доказательством кроткого здешнего обладания и побуждения для многих из тамошних соседей подражать примеру сих двух владетелей.
Ибрагим-хан, однако, на тот период на самом деле не желал вступать в российское подданство, но избегал прямо выказывать своё отношение к этому вопросу, так как опасался русских войск, стоявших в Грузии. Ибрагим-хану стало известно, что князь Потёмкин имеет планы создания в Азии христианского государства, для чего он, среди прочих, предполагает использовать меликов Карабаха. В 1783 году Потёмкин подавал Екатерине II проект о создании в Карабахе вассального России христианского княжества:

Екатерина II настаивала на скорейшем решении вопроса, а Ибрагим-хан на переговорах с её представителями уже не мог более скрывать своего отрицательного отношения к предложению о вступлении в подданство.

Карабах между Ираном и Россией[править | править код]


О контактах между Ибрагим Халил-ханом и российскими представителями было известно новому иранскому правителю Ага Мухаммед-шаху Каджару, поэтому он всё более старался призвать северо-азербайджанских ханов к повиновению. Ибрагим Халил-хан, уверенный в собственных силах и неприступности своей столицы — Шуши, отказался подчиниться, не принял предложение Ага Мухаммед-шаха и не пожелал признать его правителем Ирана. Ага Мухаммед-шах стал готовиться к войне и в 1791 году выступил против Карабахского ханства. Но все его попытки захватить Шушинскую крепость потерпели неудачу. Были начаты переговоры с Ибрагим Халил-ханом. Иранские представители, отправленные в Шушу уговаривали хана прекратить сопротивление. Однако Ибрагим Халил-хан велел передать Ага Мухаммед-шаху, что он не намерен сдавать столицу:

https://www.youtube.com/watch?v=Is74dyl1RS0


Рецензии