Житие преподобного Зосимы Верховского. Часть 35
Отец Зосима был утешен обстоятельством,
что весь народ в губернии был прост,
а большая часть жителей – доброжелательна,
среди людей он не встречал еретиков.
К преосвященному Амвросию в Тобольск
поехал старец со своим прошением*:
«Восстановить в Туринске монастырь,
чтобы потом стал женским заведением».
Амвросий милостиво выслушал известие,
был удивлён и очень рад одновременно,
пообещал своё оказывать содействие,
но и открылся тогда старцу откровенно.
— Признаюсь, это дело очень сложное,
ведь там уже определён церковный причт.
Хоть постараюсь сделать всё возможное,
Но за итог я не ручаюсь, извини!
Я по-отечески совет даю тебе –
Поехать самому в Санкт-Петербург,
В Синоде, Божий старец, хлопочи,
Чтобы решить монастыря того судьбу!
Вот старец из Тобольска и направился
в Великий град Великого Петра,
Он там бывал, тот город ему нравился,
Всё вспомнилось, как будто было всё вчера.
Коневских старцев тоже помнила столица,
для многих он, Зосима, будто бы воскрес,
из многолетнего безмолвия явился,
издалека приехав, из Сибирских мест.
С великой радостью встречали горожане
отца Зосиму, приглашали его в дом,
церковные служители, да и миряне,
вести желали с ним душевный разговор.
Простые люди, да и знатного сословия,
хотели видеть, слышать дивного пришельца,
за ним карету присылали и вельможи,
беседа с ним казалась всем бесценной.
В простой одежде был он, тих, смиренен,
всех его речи приводили в умиление,
пустынник знал, что мир несовершенен,
и говорил лишь в назиданье к исправлению.
Владыка Филарет Московский оказал
ему свою благожелательность особо,
Он помогал Зосиме, даже поправлял
его прошения, чтоб было точным слово.
А из вельмож: князь Александр Голицын,
Штер – генерал и князь П.В. Мещерский
отца Зосиму очень сильно полюбили,
и помогли ему, с прошением, впоследствии.
Они втроём, да Филарет Московский
и обратились с просьбой к Императору,
был, ими, монастырь рекомендован,
они о нём и выражали ходатайство.
Царь Александр Первый повелел
Туринский монастырь возобновить,
и выделить ему земли большой удел,
чтобы могли в нём инокини жить.
А после – жертвовали дамы, господа,
на монастырь тот, денежные средства,
а от Синода была грамота дана,
от высшего в России духовенства.
Со всеми актами вернулся уж в Тобольск
отец Зосима и явился вновь к Амвросию.
Тот, получив указ, что дал Синод,
начальству предписание дал осенью.
Так местное начальство передало
хозяйство монастырское Зосиме,
его в свое распоряжение он принял,
и был утешен, возродив святыню.
Прошение*:
1) иметь оное общежитие на праве третьеклассных женских монастырей с положенным числом монахинь;
2) чтобы настоятельница в оном избираема была из среды их;
3) исправление строений и прочее поручить попечению поручика Верховского, которой не нарушая уединенного жития, удобнее может исполнять сие, жительствуя вне монастыря;
4) общежитию сему быть в заведовании епархиального начальства, но без требования от попечителя оного по управлению экономической частью, отчетов;
5) в отношении образа жизни имеющих водвориться в сие общежитие имеют поступать они, сообразно с общими правилами монашеского жития, а исправление церкви оного треб, относящихся до мирских людей, не допускать;
6) в церкви оного общежития для исправления служения определить священника и двух причетников с жалованием: первому – по 250 рублей, а последним – по 125 рублей, всего 500 рублей ассигнациями в год, на которое определить производимые в милостную дачу 300 рублей, а остальные 200 рублей из процентов капитала 5000 рублей, вложенного просительницами и документами, за монастырем утвержденного, прочую же сумму, имеющую поступать, равно и прежние угодья, бывшие за мужским монастырем, оставя, предоставить распоряжению общежития на поправление зданий монастырских и на устроение домов священнослужителям, которые должны быть вне монастыря и под которые отвести потребное количество усадебной и огородной земли.
12.03.2023 г.
Свидетельство о публикации №123031207882