Алхимия баллов вместо опытов в склянках

Юридико-образовательное эссе:
  "Алхимия баллов" вместо опытов в склянках
 
 1. Вспомнил, как  примерно  в 1991-1999 годах  Сорос через свои образовательные организации обещал золотые горы нашим молодым физикам, математикам, химикам и др. На информационных досках универов и ВУЗов висели конкурсные программы соросят.
2.Практически повсеместно стали вводить балльно-рейтинговые оценки знаний студентов, "высосанные из пальца"математически-уродливые "профкомпетенции".  В результате профессора и доценты  вместо непосредственной , живой работы со студентами стали примерно 2/ 3 внеаудиторной и 1/ 2 аудиторной работы тратить на подсчет этих самых баллов, учета компетенций в цифрах, модулях, квадратиках....
   Представьте, в группе25-30 студентов и каждому надо по двум- трем дисциплинам посчитать за каждое занятие (лекцию, семинар, лаборторн.-  ответ соответствующий балл). На заполнение ведомости  баллов и ведомости оценок по каждому предмету профессор (доцент, ст. препод, ассистент- подсчет баллов вместо опытов в склянках) по 2-3 предметам и 5-6 группам или доцент в среднем тратил в день по 1-3 часа.
3.  Вместо  подготовки разных практических задач,деловых игр, практикумов, с последующим их реальным проведением, рабочие программы акцент стал смещаться на заполнение рабочих программ РПД по учебным дисциплинам разными профессиональными компетенциями, плюсиками, квадратиками, колонками, баллами и пр. (заполняли пазлики).
   4.  Причем, по одной дисциплине надо было проставить соответствующие плюсики в нужные квадратики примерно по 3-5 смежным дисциплинам.
    5. Собственно наборы разных заданий, деловых  игр (например, имитация заседания суда для юристов) ,лабораторных и т.п. инструментов обучения автоматически развивают разные профкомпетенции за счет набора разных по степени сложности и тематики задач, игр, контрольных...
   6.  Кроме того, сами дисциплины по задачам и методам обучения разные.  Обычно считалось, что изучение гражданского права больше развивает аналитическое мышление, чем это можно сказать о криминалистике (хотя спорно) . А изучение криминалистики развивает, по нашему мнению,  больше  практические навыки у будущих юристов.
 7. Соответственно у же в силу самой существенной отличимости от другой, требует разных методов, набора практических и теоретических задач,. Поэтому каждая дисциплина формирует разные компетенции. И для этого не нужно тратить время на пазлики (цыфирки, компетенции, нулики, плюсики- это тайный изощренный способ вредительства по отношению к рос. образованию).
   7.И эта  болонская образовательная система обучения (статотчетность, баллы, плюсики, квадратики, компетенции  напротив наименования учебных дисциплин и формально-отчетные компетенции) до сих пор действует во многих ВУзах.Они выхолащивают сущностные начала любой науки и учебной дисциплины.
 Так советники от образования не думая далеко, например, уроки по химии превратили в "Алхимию баллов" вместо опытов в склянках.
Профессор УлГУ, д. ю.н. В. Лукьяненко

13.03.2023 г.


Рецензии