Обратная эволюция психосоматической психотерапии и
Времена меняются, и психотерапия меняется вместе с ними, чтобы соответствовать велениям времени. В связи с ростом распространенности психосоматических расстройств все более востребованной становится их терапия, рассматриваемая в данном контексте соответственно как психосоматическая психотерапия. На фоне диверсификации, растущего разнообразия психотерапевтических подходов, заметным становится тренд к их методологической интеграции и психотехнологической реконструкции, использования элементов классических терапевтических техник и традиционных восточных оздоровительных практик. Современные технологии массовой коммуникации также становятся инструментами психосоматической терапии, как в формате мобильных приложений, так и социомедийных эфиров.
В период доминирования в общественной ментальности концепции устойчивого развития (Печчеи А.) в рамках рациональной ментальности, соответственно стремления людей к спокойной, стабильной и предсказуемой жизни наиболее востребованной в обществе оказывается вербальная психологическая помощь. По сути, различные версии апгрейда несуггестивной «разговорной терапии» (Фрейд), будь то, к примеру, когнитивно-поведенческая или нарративная психотерапия, психоанализ классический или модифицированный, а также иные рационально-ориентированные психотехнологии.
Альтернативой последним выступает иррационально-ориентированная психотерапия, которую ранее было принято именовать эмпирической (например, холотропный подход S. Grof или эпистемологический метафорический clean language D. Grove). Поскольку людям, нуждающимся в психологической помощи (или думающим, что они в ней нуждаются), поначалу кажутся важными именно слова - как будто бы объяснить проблему означает (или заменяет) ее решение. Да и сами словесно сформулированные проблемы нередко бывают не подлинными, а вторичными, замещающими, отвлекающими от реальных. Это естественное следствие инфантильных псевдорациональных психологических защит.
Но сейчас общество живет в период роста неопределенности и нестационарности, когда вместо конца истории (Ф. Фукуяма) настал конец определенности, или в синергетических представлениях произошло изменение соотношения «порядок-хаос». Прежняя логика слов и устойчивого развития уже не соответствуют реальности в ситуации сложного противоречивого выбора. Реальность стала «текучей» (Бауман З.) в переходный период турбулентности, бурных и непредсказуемых изменений жизни. В новом «осыпающемся мире» (Валдайский клуб) адаптивным оказывается тяготение к традиционализму.
Последнее связано с тем, что общекультурные тренды сменились:
-Вместо «устойчивого развития» – неопределенность, спутанность в цепочках противоречий
-Вместо курса на интеграцию с Западом – разворот на Восток, а также столкновение культур в противостоянии «Восток-Запад» (Хантингтон)
-На фоне расслоения социального – расслоение мировоззренческое, конфликт поколений с переходом от субмиссивной толерантности (Г. Маркузе) к канализации агрессии. От мессиджа «поколения ни-ни» и «снежинок» – к «поколению жесть» (Сандомирский).
-Эволюция общества потребления в общество переживаний происходит на фоне поощрения инфантильности, ее вторичной выгоды, формирует по сути «общество потребления инфантильности».
-Усугубляющееся расслоение экономическое, которое проявляется как неустойчивость положения среднего класса, отсюда уход в болезнь как индульгенция.
Вместо выхода напряжения через скрытый социальный конфликт, в том числе естественный конфликт поколений, в котором происходит канализация напряженности - будь то сепарация и группирование молодежи, развитие и социальный лифт, интерес к критике системы, контркультуре, латентный протест – мы наблюдаем психосоматическую хронизацию переживания кризиса.
Пермакризис (перманентный кризис) рождает пермастресс (перманентный стресс) и кризисное выгорание, или социально-стрессовое расстройство. Соцопросы показывают декларируемую людьми усталость от негатива, стремление к позитивным новостям, традиционным ценностям и спокойствию. Причем ценность спокойствия в психосоматическом аспекте важно подчеркнуть как освобождение от тревоги и ассоциированных с ней психосоматических расстройств.
Соответственно возрастанию неопределенности и социальной турбулентности, тревожных ожиданий и напряженности, когда происходит пробуждение в массах мифологического мышления, все более востребованной становится психотерапия иррациональная. Которая опирается не на слова, а на ощущения и образы, с рационально понятной архетипической основой. На смену индивидуальным психологическим защитам приходят изначальные, довербальные, интуитивные. По сути коллективные, использующие децентрацию как способ взросления (Петровский В.А.) и позволяющие преодолеть инфантильный эгоцентризм.
В социальном аспекте, когда много людей одновременно на протяжении многих месяцев испытывают стресс, формируется социальная эпидемия, или массовое социально-стрессовое расстройство (Александровский Ю.А.). При этом эпидемиологическими факторами становятся
• Рост доклинических проявлений тревоги вследствие прогрессирующей текучести событий (З. Бауман), неопределенности, турбулентности, нелинейности (VUKA, BANI). Люди ощущают беспокойство из-за невозможности планировать события своей жизни, горизонт планирования сужается до одного-двух месяцев.
• Вместе с пандемией и внешнеполитическими событиями в жизнь массы людей вошли пермакризис и эпидемия иррациональности (В. Райх), как отражение инфляции Эго (К.Г. Юнг) и мифологизации мышления, отражающих культурный кризис, «новое средневековье» (Бердяев)
• Прогрессирует эпидемизированное профессиональное выгорание. Мотивацию теряют даже успешные и социально востребованные профессионалы.
Расширяется распространенность психосоматических нарушений, сопровождающих клинические непсихотические расстройства.
• Люди массово жалуются на душевные расстройства: генерализованную тревогу и панические атаки, ухудшение сна (эпидемия инсомнии), навязчивые состояния и депрессии в разных формах.
• В контексте синдрома дефицита удовлетворенности жизнью (К. Блюм) усиливаются зависимости (химические, игровые) и переедание.
• Чаще обостряются хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ).
Также растет число людей, которые уверены, что они чем-то больны, однако при обращении за медицинской помощью выясняется, что клинические показатели находятся в пределах нормы — проявляются доклинические психосоматические расстройства.
Такова симптоматика психосоматических расстройств нового времени при их социально-психологическом анализе. Мы рассматриваем психосоматическое симптомообразование как способ защиты, регрессионную разрядку и канализацию симптомов. В целом же мы представляем социально-психологический диагноз общества уже не как метафорическое «общество травмы», а скорее пермакризисное эмоциональное выгорание (включая психосоматизированный вариант ССР). Это состояние массового, перманентного социального стресса, от которого человек, особенно инфантильный, защищается регрессионно с помощью болезни – отсюда и эпидемия психосоматических расстройств. Возможна ли сегодня их социальная терапия?
Соответственно происходит и эволюция психосоматической психотерапии, связанная как с массовизацией общества, новыми форматами совместных пространств и стрессами повседневной жизни, так и с эволюцией института семьи, а также профессиональной деятельности (новая корпоративная культура, удаленная занятость). При этом психотерапия вынужденно выходит за рамки клиники (в советской медицине был принят термин «психотерапия здоровых») и делает шаг навстречу обществу, интегрируется в культуру в новых форматах. В частности, включая трансформацию психотерапии в наставничество (менторинг, тьюторинг, коучинг, мастермайнд). В последнем мы говорим про расширение наставничества от предметного узко-профессионального до расширенного психологического, в формате практическом, коучинговом, как эмоциональное и когнитивное сопровождение деятельности.
Это изменение мы рассматриваем как обратную эволюцию психотерапии, от рациональной – к иррациональной. Подобные изменения отражают социальную динамику душевных расстройств тревожно-невротического и аффективного круга, а также психосоматических расстройств, от психосоматики индивидуальной – к психосоматике социальной.
Соответственно меняются представления о механизмах формирования психосоматических проблем и соответственно механизмах психотерапии. С точки зрения модели физиологической возрастной регрессии (Сандомирский), психосоматические симптомы «родом из детства», но если у Фрейда онтогенетический процесс преодоления психологических проблем представлялся как формирование зрелого эго, у Юнга – преодоление комплексов и индивидуация, у Райха – открытие взросления как «оргастической потенции», у Маслоу и Роджерса – отказ от условных ценностей и самоактуализация, со степенью зрелости личности (Лазурский), взаимопомощью (Кропоткин).
В развитии психологии и психотерапии. как и других гуманитарных дисциплин, наблюдаются циклы истории и смена парадигм. Так, предметом рассмотрения психотерапии прошлого века служила «невротическая личность нашего времени» (Хорни К.) и психосоматические профили личности (Данбар Ф.). Отсюда представления о регрессионной природе психосоматических расстройств в форме соматизации и ресоматизации (Шур) или двухфазного вытеснения (Митшерлих) как варианты телесной инфантильности. Эта регрессионность связана с недостаточным осознаванием тела (Карвасарский Б.Д.), а также постоянства собственной личности (Балинт М.).
В психосоматическом подходе важна также интеграция современности и традиционной культуры - представлении восточной философии (Нагарджуна; Шантидева; Чандракирти), связанные с заботой о благополучии других (каруна). В этом ресурсом является совместность и коммунитарность, всеединство (Соловьев). Традиционная российская культура содержит ресурс для решения этих проблем. Соборность, совместность, коллективизм.
Применительно к социальному запросу и отражению психологических проблем в форме соматизации, сегодня можно говорить о психосоматической личности нашего времени (Сандомирский). Механизмы ее формирования:
1) соматизация тревоги (Freud),
2) психосоматическая синаптическая сенситизация, в том числе социальная,
3) инфантильная регрессия (Ruesh J.),
4) социально-культурная архаизация (по аналогии с описанием культурно-исторического анализа формирования психики по Выготскому и Лурии).
обществу для выживания необходима национальная идея, в т ч душевного, телесного и психосоматического здоровья
коммунитарности
а также транскультуральный подход
понятия, обладающие особой природой, особой идеальностью - "предельные" понятия Западной (европейской) и Восточной (азиатской) культур
рациональная иррациональность
человек парадоксальный (Ж.Т. Тощенко)
!! глобальных проблем человечества, связанных с образом жизни, вестернизацией, культурой одиночества и индивидуализма. Одна из порождаемых при этом проблем - рост распространенности депрессии, которая стала болезнью #1 человечества.
Сегодня тревога, как и агрессия, способствуют пробуждению инстинктивных механизмов поведения «свой-чужой», механизмы выживания – в современном обществе социальные и эмоциональные
регресс заставляет людей: А) объединяться (Кропоткин)
Б) размежеваться – (Дарвина)
когда мотивом объединения будет становиться спокойствие
Синхронизация виртуальный мозг
Инфантильность
1) не могут заботиться ни о себе, ни о других (манипулятивный вариант)
2) могут заботиться только о себе (эгоистический вариант)
3) могут заботиться только о других (альтруистический вариант), сценарий «Спасателя», нередко встречающийся у представителей помогающих профессий.
Эмоциональный интеллект – и инфантилизация «снежинок» хрупкость () против жизнестойкости (Мадди С.)
Социальная эпидемия депрессии и одиночества
Дефицит социального и психосоматического интеллекта - неумение выстраивать отношения
Самоагрессия внутренние противоречия
Изменчивость непостоянство Я (Балинт) из аничча (тхеравада)
Эмоционально НОЖ
более чем обычно необходима внутренняя опора
опора в себе – персонализм
опора в других – коммунитаризм
опора на личность
(Бердяев; Бахтин) в психотерапии – Бондаренко
УПС мозга индивидуальиное (Бехтерева НП.)
Социальное Массовое – индукции эпатии подражания
Конфликт духовно-нравственных ценностей отражается и внутри психосоматической психотерапии. Психотерапевтическая индоктринация
Национальная идея нужна как составляющая душевного здоровья общества.
иначе ноогенный вакуум, дефицит смысла жизни (в терминах Франкла)
На общей методологической основе (возрастная регрессия, ИСС, ИСП, замещающий онтогенез)
-классическая психотерапия, включая психоанализ
-трансактный анализ (Берн) как апгрейд фрейдовского анализа
-работа с «мышечными зажимами» (Райх, Лоуэн, Ханна)
-терапевтические движения глаз (Райх, тратаки, Шапиро)
-рефлекторная психокоррекция – использование рефлекторных меридианов и МАС
-реперентинг (Винникотт)
-совместность и групповая поддержка (Балинт)
-психология и терапия раннего развития (Кляйн, Малер, Боулби)
-телесно-ориентированная (Александер, Фельденкрайз)
-гештальт-терапия от изначальной (Перлз) до современной (Гингер С.)
-экзистенциально-гуманистическая (Ялом, Франкл)
-медитативные практики,
-регрессионный невербальный и беззвучный диалог,
-интуитивно-образные, интуитивно-пространственные и резонансные техники.
И психотерапия выступает как способ снятия противоречий:
1) внутренних противоречий:
а) глубинных конфликтов между психикой и сомой, снимаемых на основе телесной интеграции (психосоматическое единство),
б) поверхностных конфликтов между разными частями личности, преодолеваемых на основе внутриличностной интеграции, при использовании в качестве ее психосоматических инструментов телесных процессов.
Психосоматический синхронизм создает внутреннее виртуальное психоэмоциональное пространство, в том числе телесно- рефлекторное пространство, где организм отражается во множественных рефлекторных "зеркалах" (микроакупунктурных системах, МАС). Терапевтические механизмы, помимо вытеснения — отреагирование и осознавание.
2) Межличностных противоречий, разрешаемых в семейной и групповой психотерапии, благодаря межличностной синхронизации, включая психосоматическую. Здесь важен синхронизм внешний — зеркальность, опирающиеся на зеркальные механизмы мозга (Галлезе, Риццолатти). Благодаря последним психические и телесные процессы двух или более людей отражаются "как в зеркале, в другом человеке" и могут служить их объединению на основе таких механизмов межличностной интеграции, как эмпатия, понимание, индукция, влияние.
3) социальных, для помощи в решении которых нужна и психотерапия социальная.
Важно понимать психосоматические симптомы как частные формы парциальной инфантильности. По сути это инфантильный или регрессионный способ эмоциональной разрядки, снятия эмоционального дискомфорта через соматические симптомы. Психосоматические симптомы можно рассматривать как проявления невербальной регрессионной коммуникации
1) внутриличностной межполушарной. В пределе эскапизм и аутизация
2) межличностной бинарной инфантильной детско-материнской, созависимость
3) межличностной групповой, ре-трайбализация
Психосоматическая инфантильность служит в целом фундаментом для выстраивания психосоматических расстройств, переводя эмоциональные реакции из области гомеостатической нормы в аллостатическую патологию. Тревога и паника, тоска и агрессия – природные эмоции, в естественной среде физиологически опирающиеся на эмпатию и эмоциональный резонанс, нейрофизиологически зеркальность, поведенчески – совместность. Но в неестественных социальных и экологических условиях превращаются в патологические состояния, ухудшая состояние людей, страдающих ХНИЗ.
Психосоматическую инфантильность можно описать как синдром дефицита психосоциальной и эмоциональной зрелости, нарушающий как социальную, так и эмоциональную и соматическую адаптацию. Это различные дизонтогенетические состояния, проявляющиеся как сочетания проявлений парциальной инфантильности, (неотении, незрелости).
На уровне когнитивном – синдром дефицита рациональности.
На уровне эмоций - синдром дефицита эмпатии и совместности
На уровне поведения - синдром дефицита самодостаточности и ответственности.
Как производное от вышеописанных состояний - синдром дефицита саморегуляции и дефицита спокойствия.
В форме осознаваемой интегративной эмпатии и подсознательного межличностного синхронизма. От индивидуальных психологических защит – к коллективным (Сандомирский), взаимопомощи как коллективному ресурсу (Кропоткин П.А.)
Защиты – ресурс – Инстинкты
Способ помощи - перманентная диссоциация за счет коммунитарной ассоциации.
Развивать чувство единства, интеграции как внутриличностной, так и межличностной как способ самоосознания для преодоления разобщения и одиночества
психосоматический континуум как проявление взаимозависимости существования и психосоматический аналог метафоры «всеединства» (Соловьев)
новое психосоматическое понимание сознания, себя, людей и жизни - взросление и ответственная взаимозависимость, понимаемая через совместность и взаимную поддержку. То самое зрелое эго (Фрейд), жизнестойкость (Мадди). О чем правда писал ещё Н.В. Гоголь.
Дающий человеку способность сверх-трансценденция (Франкл этим - быть собой. В мировоззрении персонализма, где главное - личность
необходима координация усилий в рамках профессиональных общественных организаций
Каждый психотерапевтический метод предлагает свои технологии. Но порой они конкурируют друг с другом, к тому же подход не получается системным.
формирование личностной зрелости, психосоматический персонализм
снятие внутриличностных противоречий за счет осознавания сходства персональных проблем и опоры на пример как подтверждение возможности решения (экзистенциальный и онтологический поворот)
ресурс коммунитарности в снятии психосоматических проблем за счет понимания синергийности действий, трансактивности осознавания и синхронизации состояний
традиционных духовно-нравственных ценностей
ответственного и взаимозависимого существ
Концепция взаимозависимого существования событийно взаимовлияние
Концепция совместности трансактивно
Континуум психосоматической совместности .
Взаимодействие или межличностная интеграция
Когнитивно, поведенчески, эмоционально,
Демифологизация чтобы преодолеть ситуацию- когда метафоры воспринимаются как реальность
Дестереотипизация
Эмоциональная гранулярность - или психосоматическая осознанность?
Все это про осознавание эмоций
От эмоционального интеллекта () до эмоциональной гранулярности (Барретт Л.)
.
Ненасильственное общение с собой - сознания с подсознанием, различных парциальных личностей (Юнг) как их мирное интегративное сосуществование в условиях преодоления, снятия внутренних конфликтов
: многие люди себя "заземляют" - упрощают и отказываются от лишнего
[
Интегративное многополярное или недуальное мышление как способ снятия противоречий
Диссоциация нецелостность регрессионная парциальные личности юнг
В онтогенезе и собирать себя по частям Я
В восточной практике «пустота» (шуньята) спокойствие коллективное, в психотерапии индивидуальное
В социальной психотерапии совместное
Управляемый хаос в организме системным
Персонализм (Бердяев)
как интегративная жизненная позиция, снимающая противоречия
и полярность противоположность
Недуализм иллюзия целостности
интеллектуальное расслоение и эффект Даннинга-Крюгера, иллюзия простоты
вовлеченное группирование Овертона. Иллюзия согласия
сегодня психосоматически-ориентированная психотерапия должна быть и социальной
Этический персонализм (Бондаренко)
Осознанность, автономность, ответственность
Психосоматический персонализм как встреча и как переживание
интегративная психосоматика () -
психосоматический недуализм - Психика и сома не по отдельности, а синергийно сме
интеграция
инфант
регрессионная соматизация
Со зависимость
Тревога
Одиночество
Неуспешность
Регрессионная воронка психологических защит
Свидетельство о публикации №123031008085