Как нам не быть дряхлыми?
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Иерей Рустик Лужинский
Как нам не быть дряхлыми и найти Спасителя в своей жизни?
Проповедь после Всенощного бдения на пятое Воскресное Евангельское зачало в Казанском Храме пос. Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Сегодня мы продолжаем серию проповедей, посвящённых Воскресным Евангельским зачалам. Их всего одиннадцать, и сегодня мы слышали пятое Евангельское зачало, они читается только за Воскресным Богослужением. Все одиннадцать отрывков из Евангелий – все они посвящены Воскресению Христову, поэтому и читаются в Воскресный день.
Давайте кратко напомним о пятом Евангельском зачале. В нём мы слышали о том, как два ученика из Иерусалима пошли в городок, который находился рядом с Иерусалимом. Они по пути разговаривали, что произошло за эти дни. Очень много произошло событий: как Господа предали, как распяли Его, и как Он исчез из гроба, и как некоторые жены-мироносицы говорили о том, что Он Воскрес – вот об этом говорили два ученика. Один из них был по имени Клеопа. И вот к ним подходит Иисус, но они не узнают Иисуса Христа, и Он идёт с ними по пути. И тогда Он спрашивает: «Почему же вы, такие взволнованные? Почему вы такие дряхлые?» В церковно-славянском языке употребляется слово «дряхлые». На Руси сохранилось слово «дряхлый гриб». Так вот это слово и обозначает – это дряхлый человек, который состарился, но, как и гриб, его ещё не срезали. Пока гриб молодой, его можно срезать и приготовить на еду. А, когда гриб прячется за листиками и не хочет, чтобы его срезали, не хочет послужить людям, он прячется, а потом смотрит на себя и видит, что весь стал дряхлым, и его ствол уже изъели червяки. И люди проходя мимо него, пинают его, он уже никому не нужен. Вот такие же были ученики Христовы, которые, когда Господь Воскрес, не поверили в это, они забыли, что Господь говорил им о своём воскресении.
Ученики ответили Господу: «Ты, наверное, пришелец и не знаешь, что был Великий Пророк, и Его предали, а мы думали, что Он будет Царём для Израиля». Но они так и не узнают Спасителя, потому что после Воскресения Господь стал другим, Он изменился и внешне. стал И тогда Господь говорит им: «А разве вы не помните, как Учитель вам говорил о том, что Ему нужно пострадать и Он воскреснет, будет Царём для всего мира». И они отвечают: «Ну да, мы помним, но для нас это не имеет значения». Они совершенно не понимали эти слова. Просто знания не дают человеку настоящей веры, потому они ничего и не поняли.
Но вот, когда Иисус Христос хочет уйти дальше по дороге, а два ученика сворачивают к себе в дом и хотят там потрапезничать. И эти два ученика говорят: «А ты не хочешь ли, путник, с нами пойти, и мы Тебя накормим, и Ты у нас отдохнёшь?» Иисус Христос говорит: «Да, хочу». И Он с ними идёт и трапезничает. И в тот момент, когда они Его угостили, оказали Ему милосердие, т.е. исполнили Таинство ближнего, когда Он преломил хлеб, то в этот момент они Его узнали. И Он исчез. Вот, дорогие братья и сестры, это и есть напоминание о Тайной Вечери, напоминание о Евхаристии, напоминание о Литургии, напоминание о причастии, к которому мы завтра будем приступать.
Вот, чтобы нам, братья и сестры, узнать Христа, поверить в Него, получить веру от Него, получить зрение, чтобы мы везде могли видеть Христа во всей нашей жизни для этого нужно нам исполнить Таинство ближнего, для этого нам нужно оказать милосердие ближнему. Если мы не напоим, не накормим, не поможем ближнему, то, придя на Литургию, мы не получим пользы. То есть прежде чем увидеть и узнать Христа нам нужно исполнить Таинство ближнего. Господь приходит к нам в ближнем: в нашем соседе, когда он стучится к нам за спичками, а мы ложимся спать и не хотим открывать; или человек, имеющий детей, просит до зарплаты дать нам ему какую-то сумму, но мы не хотим давать, потому что мы уже что-то запланировали; и еще какие-то ситуации. Не обязательно помочь во всей полноте, но, если человек просит, мы можем сказать: «У меня нет 1000 рублей, но есть 100 рублей. И я даю тебе эти 100 рублей просто так без возврата». И человек согреется любовью от этих 100 рублей, потому что для него эти 100 рублей будут, как 100 друзей, потому что он почувствует, что с этими 100 рублями ему переданы любовь, доброта и благодать. И не нужна ему будет 1000 рублей, потому что на эти 100 рублей он купит хлеба, который насытит его, и ему не захочется каких-то колбас или яств.
Посмотрите, братья и сестры, вот мы просто освящаем буханку свежего хлеба на Всенощном бдении, и поливается оливковым маслом и вином – вот это три самых вкусных продукта во всём мире. Каждый кусочек хлеба становится таким вкусным, потому что люди помолились на Всенощном бдении над хлебом. Так и вот так, хлеб, поданный нищему, имеет огромное значение.
Один человек увидел своего друга, который раздавал много милостыни. Он спросил: «Почему ты столько милостыни раздаёшь?» Этот человек говорит: «Однажды, после чтения Евангелия я увидел, где было сказано о том, что, когда мы подаём мы подаём милостыню человеку, то мы подаём Богу, и я увидел человека, который подавал милостыню и над ним был Лик Христа. И, когда этому человеку подавали милостыню, то Христос протянул руку. И после этого я даю милостыню и каждый раз вижу Лик Христа над человеком, и поэтому с таким трепетом даю милостыню». Вот, дорогие братья и сестры, это и есть залог нашего настоящего причащения, это залог вхождения в Царствие Божье уже здесь на земле.
Приходя на Божественную Литургию, на Божественное причащение, очень важно быть внимательным к людям, которые нас окружают для того, чтобы не пропустить Христа, потому что Он с нами пойдёт по дороге, как когда-то шёл со своими двумя учениками.
Мы не можем послужить Невидимому Богу, пока не послужим видимому для нас ближнему. Если мы постараемся это исполнить, то Господь явит нам Свою милость, когда мы придём на Божественное причащение, Господь на Божественной Литургии преломит хлеб и раздаст этот хлеб для каждого из нас, то мы обязательно увидим Его, потому что именно в этот момент Он входит в сердца людей.
После того, как для двух учеников Господь стал невидим, то они сказали: «Как горело наше сердце, когда говорил Он нам, и мы не могли понять, но чувствовали, что это рядом с нами Бог».
После Божественного причащения Бог входит в сердца людей, и Он становится невидимым для того, чтобы человек наполнился Благодатью, вострепетал Божеству и постарался дальше идти по христианскому пути и не оставлять этот путь.
И поэтому, в этот воскресный день, дорогие братья и сестры, пусть каждый из нас будет внимательным к тем людям, которые идут с нами по пути.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Свидетельство о публикации №123031003014