Как найти настоящую христианскую любовь?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Беседа в Воскресный день в Казанском Храме посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы с вами сегодня собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие. Давайте сегодня поговорим о теме сегодняшнего праздника – Дне настоящей христианской любви.
Церковь делит Евангелие на маленькие кусочки, и в Храме все слушают Евангельское Чтение. Есть такая пословица в укор нам православным о том, что протестанты читают Евангелие, а православные целуют. Мы, когда приходим на Всенощное бдение, мы целуем Евангелие, но не читаем его, т.е. мы не стремимся знать Слово Божие. Нас интересует всё что угодно: новости, газеты, а почему мы не интересуемся Евангелием?
Каждый человек – это Евангелие. Когда мы встречаемся с другим человеком, то мы встречаемся с Евангелием. Каждый человек может в другом человеке увидеть Христа, увидеть Богородицу. Мы сегодня через Евангельское Чтение проникаемся к празднику. Христианин должен не только в Воскресный день слушать Евангелие в Церкви, но и читать его дома и пытаться исполнять. Есть такое изречение о том, что, когда мы с вами молимся Богу, то Бог слышит нас, мы говорим с Богом. А, когда мы читаем Евангелие, то Бог говорит с нами, т.е. Бог нам отвечает – это и есть обратная связь.
Когда мы читаем Евангелие, то получаем все ответы. Евангелие похоже на реку. Есть такая пословица: «Невозможно войти в одну и ту же воду». Вода течёт и меняется. Так вот и невозможно попасть в тоже самое место Евангелия. Читая ту же притчу, мы обязательно будем видеть её с другой стороны.
Бог находится вне времени, и Он знает, что будет в такой-то день, но Он ждёт, чтобы Его попросили. Бог с нами работает и не бросает, Он нас подводит к мысли. Если у человека что-то не получается в жизни, и он уже перепробовал всё, но потом он приходит в Храм, и Господь исполняет это в ближайшее время, потому что Бог хочет, чтобы мы от Него зависели. В этом нет никакого унижения. Что плохого, что у тебя есть такой могучий, красивый отец, и ты можешь всегда получить совет и помощь у него? Зависимость от хорошего человека не даёт ущемление личности. Отец никогда не будет своего сына или дочь унижать. Настоящие родители, а Бог есть настоящий Родитель, Он никогда не будет нас шантажировать.
Святые Отцы выделяют три ступени любви: любовь раба, любовь наёмника, любовь сына и дочери. Когда человека крестят, то постригают волосы – это символ того, что он становится рабом Божьим. Следующая ступень – любовь наёмника. Например, контрактники сражаются за деньги, но, если им предложат большую сумму за уход, они ответят: «Нет». Деньги платить человеку надо, но он всё равно, как патриот, сражается за Родину.
Но есть ещё третья ступень – это любовь сына. Когда была Великая Отечественная война, никто не платил большие деньги, никто не платил за умерших, а умирали в огромном количестве – люди сражались за идею. Сейчас, к сожалению, могут людям заплатить деньги, а они при первой опасности бросают оружие и убегают, потому что у них нет идеи, они не знают за кого сражаться. Так вот сегодня идея любви христианской, которая подразумевает, что человек готов отдать за своих близких свою душу. Многодетная мать может понять такого солдата.
Например, жила молодая девушка, и у неё была мама, которая заботилась о ней. Эта девушка могла проспать даже до 12 часов дня. Но, когда она сама вышла замуж и у неё родились дети, то она сутками могла не спать. И, когда её спрашивали: «Что тебе нужно? Мы хотим что-то нужное подарить тебе на день рождение». Она отвечала: «Мне ничего не надо. Мне надо только для Маши, для Тани, для Васи. Мне нужно для моих детей». Т.е. она каждому ребёнку отдала кусочек сердца своего, и она живёт уже детьми. Также и отец, когда был молодым человеком, он мог заниматься своими делами, но, когда появляется семья, он любит свою семью и уже не спит ночами и трудится. Где человек берёт силы? Из любви. Бог даёт силы. Любовь – это обезболивающее. Из человека выходит эта Божественная энергия, которая даёт человеку возможность делать эти добрые дела.
Вы знаете о самом трудном деле в нашей жизни? Самый тяжёлый труд – это рабский труд. Нет ничего страшнее быть человеку рабом и работать непонятно ради чего. Когда человек работает на предприятии, он работает за деньги, он знает на что будет эти деньги тратить и поэтому имеет стимул к работе. Но, когда человек попадает в рабство, то у человека начинается отчаяние и уныние, потому что он не знает ради чего он работает.
Бог создал человека творческим, и человек счастлив максимально тогда, когда он что-то творит. Например, женщина рождает детей, она вкладывает душу; мужчина строит дом или в гараже собирает машину, воспитывает сына; человек пишет книгу. Дети копируют взрослых. Во время службы можно видеть, как священник поднимает руки, и дети за ним поднимают руки.
Почему важна семья? Если одна мать будет воспитывать ребёнка, то это будет неполноценное воспитание, т.е. нужны и мама, и папа. Девочку возьмут женственность у мамы, а если мама осталась одна, то ей приходится быть и мужчиной, она теряет женственность, и получается горе для детей: им получается негде взять и женственность, и мужественность. Поэтому ячейка общества – это семья, и также семья – это ячейка Церкви. Поэтому очень важный момент для нас – это наш ближний: это наше зеркало, это наша книга, это наше Евангелие. Мы записываем в книге своего ближнего самих себя.
Святые Отцы советуют не разговаривать с помыслами. Если нас обидел ближний, надо отдвигать эти мысли, потому что всё это идёт от дьявола, мы никогда эти мысли не переработаем. Надо просто прийти и сказать волшебное слово: «Прости меня».
Некоторые люди говорят, что у них всё время те же самые грехи. Надо уменьшать количество грехов. Не надо отчаиваться, потому что Бог избавил нас от множества грехов страстных и больших, и оставил нам только те, с которые мы можем побороться. Поэтому есть такие грехи, которые остаются с нами до конца жизни. За каждым грехом, за каждой страстью стоит бес, но мы его не видим. Если на войне сражаются солдаты с видимым врагом, а христиане, даже маленькие дети, сражаются с невидимыми врагами – это намного страшнее. Мы не видим этих бесов, но они нас искушают, христиан, и мы должны бороться.
Сегодня в день воспоминания о настоящей любви давайте задумаемся, как полюбить другого человека? Как полюбить врага? Надо молиться за наших врагов, чтобы смягчились сердца. Если у нас внутри всё клокочет, а мы будем подходить к человеку и лебезить, то он тоже это почувствует, это неправильно. Как найти золотую середину?
Святитель Феофан Затворник говорит: «Как научиться любить, если у тебя не получается любить?» Нужно поставить ближнего перед собой и полюбить ближнего как самого себя. Паисий Святогорец сказал нам удивительный способ, каким образом можно простить человека. «Наш ум, - говорит Паисий Святогорец, - превращён дьяволом в фабрику злых помыслов». Т.е. мы постоянно вырабатываем злые помыслы, мы постоянно думаем в негативе о других людях (о правителях, о начальстве, о соседях, о близких). Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Надо поисповедоваться, очистить свой ум и постараться свой ум переделать в фабрику добрых помыслов». А для этого надо постараться привить противоположную страсть и добродетель, т.е. оправдать человека. Например, при осуждении человека противоположным будет оправдание. Если человек был жадным, то противоположная добродетель у него будет щедрость. Если он был сквернословом, то кем он должен стать? - Добрословом – т.е. говорить добрые слова, и добрые слова будут побеждать злые. Мы не можем молчать всё время, а чтобы не молчать, надо добрые слова говорить. Мы не можем ничем не заниматься. Мы добрыми делами не спасаемся, мы спасаемся верой Христовой, а добрые дела нам нужны для подтверждения нашего христианства. Добрые дела нам нужны, чтобы мы занять наше время.
Так вот, чтобы не осуждать, нужно оправдать. Когда мы 10 лет не видели для нас прежде знакомого человека, то мы почему-то помним о нём плохое, забывая, что он делал много и хорошего… Наш ум – это архив, в котором находиться досье на каждого человека. Как только мы начинаем общаться с человеком, то при встрече ум наш дописывает при разговоре досье на этого человека. Поэтому при встрече, необходимо стараться переписать это досье, надо заставлять свой ум начинать всё с белого листа. Не надо жить прошлым, потому что человек может тысячу раз покаялся, и этого греха уже не существует, и надо посмотреть на человека другими глазами.
Если мы с вами, братья и сестры, приходим на исповедь, и Бог нас прощает, тогда почему же Бог не может простить другого человека? Правильно? Поэтому очень важно перечёркивать всё плохое в досье человека и начинали с чистого листа.
Преподобный Паисий Святогорец говорил, что, чтобы переработать один злой помысел и сделать его добрым нужно столько потратить сил, как человек тратит на разгрузку целого вагона с картошкой. Но, если человек победит один раз, то все силы Небесные запоминают и говорят: «Этот человек победил себя». Человек получает радость, начинает молиться и по-другому смотреть на людей. Надо возненавидеть грех и полюбить самого человека.
Святитель Тихон Задонский написал книгу об оправдании человека. Он приводит там множество свидетельств о том, как перетолковывается весь мир. Всё, что нас окружает, нам надо постараться перетолковать, т.е. посмотреть глазами неба.
Вот, например, мы с вами знаем из психологии, что один человек посмотрит и скажет, что стакан наполовину пуст, а второй человек скажет, что стакан наполовину полон, т.е. это есть пессимист и оптимист. Так вот мы должны быть духовными оптимистами.
Если с нами случилось несчастье, то мы скажем: «Да, сегодня дьявол нас поборол и случилось несчастье». Но, если мы с вами обратимся к Христу и поблагодарим Его за это происшествие, то тогда это происшествие будет нам на благо. Например, мы поскользнулись и упали в грязь. Но к нам подбежал человек и пытается помогать. И может так оказаться, что этот человек потом станет для нас лучшим другом, т.е. через беду Бог делает нам великое благо, потому что Господь через искушение, подаёт нам и исцеление.
Сколько пелёнок у христианина? Десять Заповедей и десять пелёнок. Есть десять Заповедей – десять запретов, а есть еще Заповеди Блаженства – заповеди о счастье.
Когда ребёнка пеленают, то он быстрее успокаивается, потому что он думает, что возвращается в утробу матери. Учёные доказали, что те, кто пеленают своих детей, то потом они увидят, что у этих детей намного больше дарований, воздержаний и смирений. Когда ребенка оставляют без пелёнок, то ребёнок мешает себе сам заснуть и ножками может побить родителей.
Некоторые люди изначально рождаются в пелёнках, Бог их уже спеленал на небесах. А иногда из наших из-за наших страстей дети рождаются без духовных пелёнок. Таких детишек нам нужно самим запелёнывать, чтобы они не были излишне страстными. А, когда мы сами вырастаем, мы должны себя сами спеленать пелёнками – десятью Заповедями (десятью запретами). Из них 4 запрета по отношению к Богу, а 6 запретов по отношению к ближнему.
А как же мы можем себя распеленать? С помощью чего, братья и сестры? 10 Заповедей-запретов нужны для того, чтобы спеленать себя, а 9 Заповедей Блаженства нужны для того, чтобы распеленать себя. Мы уже без пелёнок становимся не страстными. Так вот, Заповеди Блаженства помогают нам уже без пелёнок, без ограничений, в скорбях, в беде начинаем радоваться, верить и любить.
Сколько государств сейчас напало на нашу Родину, братья и сестры? Подсчитано, что 70 государств напало на нашу Родину сейчас. Россию сначала убивали наркотиками, пьянством, различными зависимостями, а сейчас уничтожают не просто Россию, но и Украину тоже. Западу выгодно, чтобы два народа в этой затяжной войне друг друга убили как нации. Нам сейчас нужно в День ближнего постараться все силы применить для того, чтобы остановить кровопролитие. Мы сначала должны у себя дома прекратить воевать друг с другом, помириться. Потом постараться самим стать защитниками своего Отечества. Мы должны разобраться в ситуации и понять, что же происходит? А потом наставить своих близких и самим стать настоящими патриотами неба. Мы должны, прежде всего, вокруг нас увидеть действие Божие. Бог послал нам эту войну для того, чтобы мы не попали в ад, для того, чтобы мы образумились. Сейчас люди потеряли веру, и Бог сейчас сталкивает всех на войне для того, чтобы мы очухались, т.е. Бог выливает на нас ушат холодной воды, чтобы мы отрезвились и прекратили пить, курить, дебоширить.
Возвращаясь с командировки, с войны люди, которые раньше пили и курили, и этих людей просто не узнать: он на войне отрезвел, он увидел настоящего Пастыря. На войне, может быть, человек впервые начинает молиться Богу. Например, история сохранила письмо одного артиллериста, который воевал во время Великой Отечественной войны. Оно называется письмо Богу. Этот человек был неверующим, он был коммунистом в советское время. Он не выжил на войне и перед самым боем он пишет: «Господи, я обращаюсь к тебе, скорее всего я не выживу. Я смотрю сейчас на звёзды и чувствую, что Ты есть».
И сейчас мы воюем за Русь Православную, за невидимую Святую Русь, которую невозможно поделить, этот тот Третий Рим. Есть Первый Рим, который был разрушен, есть Второй Рим – это Византия. Когда Византия разрушилась, то Византия передала Православную веру нам. Эту веру мы должны сохранить. Именно через любовь к своему ближнему, который находится рядом с нами, и можно полюбить и нашу Родину, и Бога. Только в этом и заключается наша суть христианской жизни: стяжать Благодать Святого Духа через любовь к ближнему.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


Рецензии
Очень интересно и важно. Спасибо

Иулия Головина   10.03.2023 17:46     Заявить о нарушении