Кто имеет уши слышать, да слышит

 Иоанн Златоуст: "... тел много, но не людей; много тел, у которых нет слуха".


  В последней своей миниатюре "Не бойся суда, бойся судью" я коснулась очень важной темы, которую сегодня хочу развить. В конце статьи я привела слова Иисуса Христа, которые Он часто повторял, обращаясь к своим слушателям : кто имеет уши слышать, да слышит".

    Были среди тех, кто ходил за Ним по пятам, те, которым Он открывал глаза, исцелял от проказы, возвращал способность ходить, слышать и говорить. Но в основном люди были здоровые с нормальным зрением и слухом. Почему же у Господа была такая присказка? Потому что не все, кто имеет слух и зрение, видят и слышат.

    Наши предки тоже это подметили. Это о таких людях говорится: как об стенку горох, т.е. человек слышит, но не воспринимает. Услышанное не проходит в сердце, а отскакивает не принося никакой пользы. Почему же так происходит и от чего это зависит, что люди с нормальных зрением и слухом становятся слепы и глухи?

    Очень хорошо об этом сказано нашим Тихоном Задонским. Вот как он объясняет этот феномен :

    "Не напрасно Христос Господь говорит в Евангелии: «Имеющий уши слышать, да услышит». Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать – значит иметь УШИ ДУШИ отверстые. Никакой пользы не приносят нам УШИ ТЕЛЕСНЫЕ, когда УШИ ДУШЕВНЫЕ затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у неё закрыт. Телесно глухой не слышит, что ему говорит, приказывает и обещает человек. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает.

   У всякого блудника и прелюбодея, у всякого хищника, разбойника, мздоимца, лихоимца, у всякого сребролюбца, сластолюбца – словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько такие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они – и не слышат. Слышат телесными, но не слышат душевными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты?

    Сколько люди слышат Христово слово: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), – но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держатся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная! «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», – говорит Христос Господь (Откр.3:20).

    Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою пролил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет войти и сладчайшую сотворить вечерю.

    Но глухая душа не слышит пресладкого этого голоса. Какая душа не открыла бы дверей дома своего и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пищею и Своим сладким питием наслаждает нас.

    Но то беда, что бедная душа не слышит голоса Иисусова, потому и дверей не открывает Ему, и посещения Его и пресладкого наслаждения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бедственна душевная глухота, ибо никакого Божия слова, без которого все злополучно, не допустит до души дойти.

    Итак, знак неведения Божия в душе и глухоты ее в том, что человек Слова Божия не слушает и заповедей Его не исполняет. В таком человеке, хотя бы он и премудрым был, и око и ухо души закрыты тьмой и мглой, как покрывалом. Помышляй и помни, что Бог, слово Которого в святых книгах содержится, тебе говорит, душе твоей, а не телу твоему, и подлинно так, душе твоей повелевает, запрещает, обещает, грозит, открывает, зовет к себе, отводит от гибели, и призывает к вечному блаженству, велит мир презирать и вечной жизни искать, – и молись Иисусу, Который «глухому и косноязычному слух отверз и разрешил узы его языка» (Мк;7:32–35), – и тогда услышишь Слово Божие не только внешними ушами, но и внутри тебя.

   Тогда душа твоя обновляться и переменяться будет, тогда сам себе удивляться будешь, так как иначе все будешь слышать, чем прежде слышал. Тогда с Давидом будешь говорить: «Сколь сладки для гортани моей слова Твои, Боже» (Пс;118:103). И еще: «Закон уст Твоих лучше для меня, чем множество золота и серебра» (Пс;118:72).

   Всему этому начало – прозрение души и отверстый слух ее. Ибо эти чувства, зрение и слух, как внешние на теле, так и внутренние в душе являются главнейшими. И как тело без них слепо, глухо и бедно, так без того и душа слепа и глуха, и потому в великом бедствии находится".

   Но сам человек этого, к сожалению, не понимает. Он вполне нормален, здоров, успешен. Ну не любит он читать ни о чём религиозном. Ну не верит он в существование духовного мира. В чём проблема?! Это не для него. Бог? Ты его видел? Покажи мне его. Не можешь? Так не морочь мне голову.

   И никто ничего не сможет сделать для того, чтобы этот человек поменял своё мировоззрение. Даже Бог. И это очень печально. Потому что, в основном, такие люди ведут не очень моральный образ жизни. А расплачиваться за это будет душа. Та самая душа до которой сейчас человеку нет никакого дела.





     Георгиевна


Рецензии