IH. Бешеный таракан в поисках тапка

Анализ, объяснение и размышления по поводу того, что
"Бесит таракана Сашу"
(исходный предмет анализа: http://stihi.ru/2023/03/03/9065)

-----------------------------------------------------

Таракан Саша - это как бы внутренний демон, реально тот самый таракан из тех, что в голове обитают.

Помимо того, конечно, что прежде всего Саша - это, собственно, олицетворение же героя, автора. Его проекция себя на мир насекомых, традиционно уже в ключе Пелевина, ассоциирование себя и своих проблем с проблемами низшего мира.

В первой части герой сталкивается с проблемами и описывает по порядку, что ему по жизни не нравится.
По ходу местами проявляется тонкая еле заметная сначала, но постепенно всё растущая самоирония и обращение взгляда уже к себе:
"Бесят унылые, душные люди,
Что множат свою революционно-поллюционную моросню..."
Это как бы первый звоночек, что не всё так просто. Дальше - больше.

Но пока что таракан Саша номинально обвиняет и обличает внешний мир.

"Бесят люди безграмотные и граммар-наци,
Кто друг друга чмырит и кто всех их стебёт,"
Тут уже идёт переосмысление и одновременно размывание - неправых в общую помойную кучу вместе с обвинителями и до кучи теми, кто это обсуждает, потому что все бесят - одни бесят других, другие бесят третьих, третьи бесят первых или как-то похоже - "давайте станем кругом". Герой может себя обнаружить в числе и тех, и других - неправых и обвиняющих, комментирующих срач и реагирующих уже на комментарии - это разные степени рефлексии. И герой уже осознаёт наличие разных уровней.

Далее начинается попытка какого-то осмысления, вычленения конкретных проблем также уже на другом уровне - почему и чем кто-то конкретно бесит, что именно бесит, как, в связи с чем - герой осмысливает всё уже не огульно и не просто "потому что мне мешает".

Ко 2-му рефрену и за ним начинаются более глубокие принципиальные вопросы, которые герой ставит перед собой, и проблемы, которые он начинает осознавать и формулировать.

Оказывается, что проблем значительно больше, чем казалось в самом начале, и они далеко не ограничиваются такими мелочами, как очередь или шумы ночью. Всё отнюдь не упирается, всё только приводит в итоге к таким - бытовым - мелочам. Происходит осмысление, приходит понимание, что причины, корень всех проблем - в другом. И вопросы встают уже не частные, а принципиальные, идейные, глобальные.

Тут же и осознаётся, что Саша прозревает, насколько сложно - и интересно - устроен на самом деле мир, в котором так много, оказывается, тонкостей, моментов и, конечно, сложностей и проблем. Это осознание и опознаётся как свет, включённый (в конце тоннеля, о чём будет уже непосредственно в конце же тоннеля!) в комнате, а комната - внутренний мир таракана Саши, спроецированный наружу. Ранее таракан Саша бегал где-то в темноте, по углам шарился, за мебелью прятался, а тут...

Возвращаясь к строчкам ранее:
"Бесит, что стоит вроде когда-то чего-то добиться -
Так сразу новая стена вдруг встаёт на твоём пути."
Раньше были постоянные преграды - стены, углы, мебель - что ему попадалось из препятствий.

Тут же включили свет!
Это и хорошо, и плохо! - Яркий свет! И стало светлее, и свет бьёт по глазам, режет без ножа. Саша увидел, насколько мир не ограничен бытовыми мелочами и, в то же время, сколько, оказалось, в мире вокруг всего другого, что он раньше не замечал, находясь во тьме своих мелких "тараканьих" проблем, замороченный собственными тараканами. И это открытие также делает Саше больно, потому что прозябание на низшем уровне заняло какой-то период жизни, а настоящая жизнь-то вот она, оказывается, какая! - Что называется, "становится мучительно больно за бесцельно прожитые годы" и т.д.

Настолько всего вокруг стало много - как новый план бытия, столько стало всего по-новому волновать, что "даже не знаешь уже за что схватиться,
Но я расскажу вам про многое ещё."

Рефрен с этим текстом идёт раньше, но по смыслу это описание одного периода, и "так много всего вокруг интересного оказалось" появилось не неожиданно - осознание этого пришло постепенно, то есть по мере того, как таракан обнаруживает - "открывает" карту (по аналогии с игрой жанра "стратегия"), он осознаёт, что свет включается, пространство расширяется, а с ними и становится так много всего, что даже "не за что схватиться".
Хотя на предыдущем этапе развития фраза "даже не знаешь уже за что схватиться" имеет больше смысл того, что просто "всё бесит". Но постепенно, возвращаясь к предыдущим этапам, видишь какие-то следы-предтечи, которые имеют уже знаки смены и приведут к новому этапу и новому пониманию этих же следов.

В то же время осознание собственной малости в этом увеличившемся мире тоже делает больно - проблемы и реакция на них - "бесит" - не заканчиваются - появляются новые. Саша осознаёт себя и свою жизнь как бессмысленное и тщетное ползание таракана по липкому полу - образ вязкого болота, затягивающей трясины мелких проблем, - и отвесной стене - образ неустойчивости, нестабильности, неуверенности, постоянной опасности падения и краха.

Так постепенно, осознавая себя, таракан дорастает и до того, что осознаёт свою конечность...
Из текста это неочевидно, но! Непосредственно конец тоннеля осознаётся в самом конце. А драма должна продолжатся до финала...
Из текста, да, оно пусть и неочевидно, но вот по факту, по жизни таракан Саша практически одновременно (хотя всё это тоже заняло какой-то период времени) увидел свет в конце тоннеля и при этом же осознал, что у этого его тоннеля есть конец, и, особенно по тому, что стал виден этот грёбаный свет, стало понятно, что конец-то не за горами. Но это всё как etruscan non legitur - это не читается, это нужно прочувствовать.
Так-то, собственно, осознание конечности пришло именно при воздействии образа тапка на, как говорится, тонкий ментальный профиль нашего героя. Потому и может показаться нарушенной логика повествования: контакт ещё не произошёл, а осознание уже как бы пришло.
Да, я как бы заранее сделал вывод - посмотрел вперёд, некоторым образом предвидел развязку, а пока что - до последнего рефрена - конкретно для таракана конечность всё-таки неопределённа, пока он видит только какой-то знак, опознавая что-то необычное и предвкушая судьбоносность встречи, и задаёт вопрос:
"да что он, чёрт его возьми, мне несёт?"
Ирония в самой формулировке: "чёрт его возьми" - чёрт как противоположность "правильному ["пацану"] таракану Саше". И сам чёрт здесь фигурирует как источник уже глобальных, тотальных неприятностей (или 13-й аркан как символ конечности и вообще изменений, слома старого и начала нового) - дьявол и его проявления. И тут уже 15-й аркан.
Опять же нашего героя зовут именно Саша, не Александр! А Саша - гендерно нейтральная форма!.. Так что прочтения возможны для всех. И здесь персидская тема раскрыта едва чуть более, чем просто обозначена. На том бы её здесь и закрыть. Хотя вот для Александра, например, тапок будет скорее белым или розовым. Но это всего лишь один из планов, уровней, цветов. Поэтому и не будем ограничиваться только одним цветом тапка.

В это же время, продолжая собственное личностное развитие и рост сознания, Саша выводит на свет всех своих тараканов... Просто и банально. Буднично и натуралистично.

Конечность проблем определена нахождением решения, конечность этапа - закрытием гештальта.

Однако многоплановость.
Взгляд на мир, где помимо всего прочего в комнате стоит клетка, в которой сидит мышь, и взгляд изнутри клетки на огромный мир, где помимо самой клетки есть ещё что-то невыразимо (тонким мышиным писком) и неизмеримо (скромными мышиными мозгами) большее... или кто-то.

Но общая идея: полярность заряда таракана уравновешивается в итоге другим зарядом - тапком... или тем, чей тапок. А тапок-то, известно, - того, кого надо, тапок.
Дуальность заканчивается соединением, слиянием зарядов - бесившего и того, кого выбесило.

Таракан видит в тапке и его носителе себя. Зеркало. Осознав, что его что-то бесит, герой приходит к тому, что, вполне возможны основания того, чтобы он сам кого-то каким-то своим проявлением выбесил.
Саша видит со стороны, что источник проблем, которые он видел снаружи - в которых он себя находил - а, по сути, которые он проецирует и формирует своим сознанием, бессознательно или недостаточно осознанно себя в них загоняя, есть сам таракан Саша. Саша на повышении уровня сознания до осознания своего поведения уже контролируемо-осознанно, но в то же время в некотором смысле самоотверженно летит навстречу решению своей проблемы - на пламя, на амбразуру, и именно в этом плане самозабвенно - с открытым всем - к закрытию - своего гештальта.

Конечно, не всё так просто и очевидно: есть проблемы и других сущностей - и это уже их спроецированные внутренние проблемы, но вот те, что касаются конкретно Саши - это его личные. Его личные, местные тараканы.

Тот, что смотрит изнутри.
...
Тот (не тот, который уже "не этот", а именно Тот - тот самый древнеегипетский ещё бог мудрости), который открывает глаза и постепенно начинает смотреть изнутри.

Крошка Енох и тот, кто сидит в его голове. Зеркала вокруг.


Музыкальный эпилог
-----------------------

Спектакль окончен,...
Счастливый конец!
...когда находится тапок.
А многозначность ... и ... здец`!

И драмы больше нет,
Нет больше драмы,
Когда найдена причина
Заряд...м первичным оставиш` раны...

Знаки, их наличие, отсутствие и неопределённая форма причастия (Падре?! Мадре? Мне Ваше имя - святое причастие!) именно таковы дабы оставить читателю выбрать, что что запустило - причина или заряд; причина ли оставила раны зарядом первичным или самим зарядом первичным, оставившим раны, найдена причина. Или первичным зарядом по оставленным на нём ранам найдена причина, его породившая - оставившая на нём раны. Или вообще зарядАм, то есть найдена причина, оставившая раны первичным зарядам, то есть, по сути, породившая их...

...Запустившая некогда действо, раздувшая сколько-то шума из ничего... Пых и пхах...
Надувшая Целое Море Добра... Да, бро?
Да, да, да-да-да!
Да-да-да, ду-ду-ду, снова вместе, снова рядом...

...Но при этом найдена не столько обратным ходом, ибо:

Фарш невозможно провернуть назад,
И самолёт в Израиль не остановишь!
Пусть необъятна ... да-а...! И одинок мой..., - да-а-а!!!
Но кто-то ж разрешит-таки весну!

...Сколько посредством нахождения другого заряда, идентичного носимому, но ему абсолютно - во всём - противоположного. Если же заряд будет другим, направления будут разными или хотя бы у идеальной пары сил возникнет момент... Движение - жизнь, и вселенная покатилась по спирали.


08/03/2023


Рецензии