Эссе Аарон

ААРОН.

Сын Амрама и Иохаведы, принадлежавших к племени Левия. Родился в Египте в 1597 г. до н. э. Прадедом Аарона был Левий (Исх 6:13, 16—20). У него была старшая сестра по имени Мариам. Его брат Моисей был младше его на три года (Исх 2:1—4; 7:7). Аарон женился на Елизавете, дочери Аминадава. У него родилось четыре сына: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар (Исх 6:23). Аарон умер в 1474 г. до н. э. в возрасте 123 лет (Чс 33:39).

Поскольку Моисей, ссылаясь на своё косноязычие, не выразил готовности выполнять задание Бога, Бог поручил Аарону представлять Моисея перед фараоном, сказав об Аароне: «Я знаю, что он умеет говорить». Аарон встретился с Моисеем у горы Синай и узнал о грандиозных замыслах Бога в отношении Израиля и Египта. Затем братья отправились обратно в Египет (Исх 4:14—16, 27—30). С того времени Аарон стал для Моисея «устами».

К старейшинам Израиля Аарон обращался от имени Моисея и, чтобы доказать, что их слова исходят от Бога, совершал знамения. Когда они пришли во двор фараона, 83-летний Аарон, представлявший Моисея, должен был вести диалог с этим надменным правителем. Впоследствии Бог сказал Моисею: «Смотри, я сделал тебя Богом для фараона, а твой брат Аарон станет твоим пророком» (Исх 7:1, 7).

Аарон совершил первое знамение перед фараоном и его жрецами, занимающимися магией; позднее он же по повелению Моисея протянул его посох над водами Египта, тем самым положив начало десяти казням (Исх 7:9—12, 19, 20). Аарон, повинуясь Богу, продолжал действовать в тесном единстве с Моисеем и в течение последующих казней, пока Израиль не был освобожден. В этом он подал прекрасный пример христианам, которые служат «послами вместо Христа, как если бы Бог взывал через» них (Исх 7:6; 2Кр 5:20).

Во время 40-летнего странствования по пустыне Аарон, очевидно, уже не так часто выступал в качестве представителя Моисея, который всё больше говорил сам за себя (Исх 32:26—30; 34:31—34; 35:1, 4). Посох вернулся к Моисею после третьей казни. А во время сражения с амаликитянами Аарон вместе с Хуром лишь поддерживал руки Моисея (Исх 9:23; 17:9, 12). Однако, давая указания, Бог и дальше, как правило, продолжал обращаться к обоим братьям, Моисею и Аарону, которые действовали и говорили сообща вплоть до смерти Аарона (Чс 20:6—12).

Аарон, который занимал положение ниже Моисея, не ходил с ним на вершину горы Синай, когда тот получал Закон. Однако Аарону, а также двум его сыновьям и 70 старейшинам народа было разрешено подняться на гору и стать свидетелями величественного видения Божьей славы (Исх 24:9—15). На Аарона и его дом по условиям соглашения Закона были возложены почётные обязанности, причём самого Аарона Бог назначил первосвященником (Исх 28:1—3).

ПЕРВОСВЯЩЕННИК.

В ходе семидневной церемонии посвящения Моисей, как представитель Бога, возложил на Аарона священные обязанности; его четыре сына были назначены священниками. Моисей одел Аарона в красивую одежду, окрашенную в золотистый, синий, пурпурный и ярко-красный цвета. Плечевые детали и нагрудник были украшены разноцветными драгоценными камнями. Головной убор Аарона представлял собой тюрбан из лучшего льна. К нему была прикреплена пластина из чистого золота, на которой были вырезаны слова: «Святость принадлежит Богу» (Лв 8:7—9; Исх, гл. 28). Затем Аарон был помазан — так, как об этом говорится в Псалме 133:2,— после чего он мог по праву называться маши;ах, или мессией (христо;с), что значит «помазанник» (Лв 4:5, 16; 6:22).

Помимо того что Аарон был поставлен во главе всего священства, Бог определил, что в дальнейшем все первосвященники должны будут происходить из его рода, или дома. Однако сам Аарон не получил положение священника по наследству, поэтому апостол Павел писал о нём: «К тому же человек не сам принимает на себя эту честь, но только когда призывается Богом, как и Аарон. Так и Христос не сам прославил себя, став первосвященником, но был прославлен тем, кто сказал о нём: „Ты — сын мой, сегодня я стал твоим отцом“» (Евр 5:4, 5). Далее Павел показывает, в чём положение священника, которое первым получил Аарон, сходно с положением Иисуса Христа как небесного первосвященника, не имеющего себе равных на земле. Ввиду этого высокий статус Аарона и связанные с ним священнические обязанности приобретают для нас ещё большее значение (Евр 8:1—6; 9:6—14, 23—28).

Как первосвященник, Аарон отвечал за все аспекты поклонения в священном шатре и организовывал работу тысяч служивших в нём левитов (Чс 3:5—10). В ежегодный День искупления он приносил жертвы за грех — за священников, левитов и за израильский народ. Ему одному разрешалось входить в Святое святых священного шатра с кровью принесённых в жертву животных (Лв, гл. 16). Какие-то обязанности, связанные со священническим служением,— ежедневное сжигание фимиама, принесение первых плодов урожая зерновых и многое другое,— могли исполнять только Аарон и его сыновья (Исх 30:7, 8; Лк 1:8—11; Лв 23:4—11).

Однако его помазание освящало его не только для принесения жертв за народ, но и для выполнения других обязанностей. Аарон должен был учить народ Божьему Слову (Лв 10:8—11; Вт 24:8; Мл 2:7). В израильском народе он и его преемники занимали высокое положение как представители Бога, подчинённые ему как Царю. Во время событий общенародного значения он надевал дорогую одежду и льняной тюрбан с «блестящей пластиной» из золота. Он также носил нагрудник, в котором хранились урим и туммим. С их помощью можно было получить от Бога ответ — «да» или «нет» — на вопросы, касавшиеся всего народа. Однако в дни, когда Моисей служил посредником между Богом и Израилем, урим и туммим, очевидно, почти не использовались (Исх 28:4, 29, 30, 36).

Уже вскоре после начала служения Аарона его верность чистому поклонению подверглась испытанию: его сыновья Надав и Авиуд были поражены Богом за то, что как священники они повели себя недостойно. В Библии говорится, что, когда Моисей сказал об этом Аарону, «Аарон молчал». Когда ему и двум другим его сыновьям было велено не оплакивать смерть согрешивших, «они сделали так, как сказал Моисей» (Лв 10:1—11).

В течение почти 40 лет Аарон, служа первосвященником, представлял перед Богом 12 племён Израиля. В пустыне был поднят мятеж против Моисея и Аарона. Восстание возглавляли левит по имени Корей и рувимляне Дафан, Авирон и Он, которые выражали недовольство по поводу руководства Моисея и Аарона. Бог сделал так, что земля разверзлась под шатрами Корея, Дафана и Авирона и поглотила их вместе с их домашними, а самого Корея и 250 его сообщников пожрал огонь (Чс 16:1—35). Тогда собрание начало роптать на Моисея и Аарона, из-за чего Бог стал поражать народ. Аарон, проявив выдающуюся веру, мужество и послушание, вышел к обществу со своим сосудом для огня, чтобы совершить искупление народа. «Он стоял между мёртвыми и живыми», пока поражение не прекратилось (Чс 16:46—50).

После этого Бог повелел положить в священном шатре 12 посохов, каждый из которых представлял одно из 12 племен Израиля. На посохе племени Левия было написано имя Аарона (Чс 17:1—4). На следующий день Моисей вошёл в шатёр свидетельства и увидел, что посох Аарона расцвёл и на нём появились почки, цветки и зрелый миндаль (Чс 17:8). Это не оставляло никаких сомнений в том, что Бог избрал сыновей Аарона, левитов, для служения священниками, а самого Аарона он назначил первосвященником. Впоследствии право дома Аарона на священство уже никогда серьёзно не оспаривалось. Расцветший посох Аарона положили в ковчег соглашения «как знак для мятежных сыновей», хотя, по всей видимости, после гибели мятежников и входа израильтян в Обетованную землю, посох из ковчега убрали, так как необходимость в нём отпала (Чс 17:10; Евр 9:4; 2Лт 5:10; 1Цр 8:9).

ПРОСТУПКИ ААРОНА.

Хотя Аарон занимал почётное положение, у него были свои недостатки. Когда Моисей впервые ушёл на гору Синай на 40 дней, «народ пришёл к Аарону и сказал ему: „Встань, сделай для нас бога, который пойдёт перед нами, потому что мы не знаем, что случилось с этим Моисеем, с человеком, который вывел нас из земли Египет“» (Исх 32:1). Пойдя на уступку и выполнив это требование, Аарон сделал телёнка из золота (Исх 32:2—6).

Когда позднее Моисей призвал его к ответу, он стал оправдываться, но его слова звучали неубедительно (Исх 32:22—24). Однако Бог не считал Аарона главным виновником произошедшего. Он сказал Моисею: «Оставь меня, и тогда мой гнев вспыхнет на них и я истреблю их» (Исх 32:10).

Моисей стал молиться Богу за народ и особенно за Аарона и затем, чтобы окончательно решить дело, Моисей призвал: «Кто на стороне Бога? Ко мне!» (Исх 32:26). Откликнулись все сыновья Левия, в том числе, несомненно, Аарон. Они убили три тысячи идолопоклонников — должно быть, главных подстрекателей (Исх 32:28). Однако позднее Моисей напомнил остальным израильтянам, что на них тоже лежит вина (Исх 32:30).

Как видим, Бог проявил милосердие не только к Аарону. А последующие действия Аарона говорят о том, что в мыслях он не был заодно с идолопоклонниками — он лишь поддался давлению со стороны мятежников (Исх 32:35). Бог простил Аарона. Это видно из того, что он не отменил своего решения назначить его первосвященником (Исх 40:12, 13).

Сделав золотого телёнка, о чём говорится в 32-й главе книги Исход, Аарон нарушил Божий закон об идолопоклонстве (Исх. 20:3—5). В итоге «Бог сильно разгневался и на Аарона, так что хотел его уничтожить. Но... [Моисей] молился и за Аарона в то время» (Втор. 9:19, 20). Можно ли сказать, что молитва праведника Моисея в этом случае имела «большую силу»? (Иак. 5:16). Да. Благодаря этой молитве, а также по крайней мере ещё по двум причинам Бог не наказал Аарона.

Одна причина, по-видимому, связана с тем, что прежде Аарон всегда проявлял верность. Поручив Моисею пойти к фараону и вывести израильтян из Египта, Бог велел Аарону сопровождать Моисея и говорить вместо него (Исх. 4:10—16). Эти два человека много раз послушно приходили к царю Египта, принимая на себя всю силу гнева упрямого фараона. Значит, ещё в Египте Аарон показал себя верным, стойким служителем Бога (Исх. 4:21).

Рассмотрим также, почему Аарон сделал золотого телёнка. Моисей находился на горе Синай 40 дней. Видя, «что Моисей долго не спускается с горы», израильтяне стали упрашивать Аарона сделать им идола. В ответ на их просьбу он сделал изваяние — золотого телёнка (Исх. 32:1—6). Однако последовавшие за этим действия Аарона показывают, что его сердце не было с мятежниками. Очевидно, он поддался их давлению. Когда Моисей предпринял решительные действия, чтобы положить конец идолопоклонству, все сыновья Левия, включая Аарона, твёрдо встали на сторону Бога. Три тысячи человек, на которых лежала главная ответственность за случившееся, были убиты (Исх. 32:25—29).

Позднее Моисей сказал народу: «Вы совершили тяжёлый грех» (Исх. 32:30). Следовательно, не только Аарон нёс ответственность за этот грех. Бог проявил великое милосердие и к нему, и к народу.

После случая с золотым телёнком Бог повелел назначить Аарона первосвященником. «Надень на Аарона святую одежду, помажь его и освяти его,— сказал Бог Моисею,— и он будет служить мне священником» (Исх. 40:12, 13). Вероятно, Бог простил Аарона за проявленную им слабость. На самом деле Аарон был преданным приверженцем истинного поклонения, а не идолопоклонником и бунтарём.

Аарон с верностью поддерживал своего младшего брата в многочисленных трудных испытаниях. Однако вскоре после того как Моисей, Божий представитель, назначил его первосвященником, Аарон, поступив неразумно, присоединился к своей сестре Мариам, которая выражала недовольство по поводу того, что Моисей женился на кушитянке. Мариам также ставила под вопрос особенные отношения Моисея с Богом и его положение перед ним.

Мариам с Аароном говорили: «Разве только через Моисея говорит Бог? Разве он не говорит и через нас?» (Чс 12:1, 2). Бог, действуя без промедления, привёл всех трёх к шатру собрания, где они предстали перед ним. Он сурово осудил Аарона и Мариам за неуважение к назначенному им человеку.

То, что проказой была поражена только Мариам, возможно, говорит о том, что именно она была зачинщицей, а Аарон, снова проявив слабохарактерность, лишь поддался её влиянию. К тому же если бы Бог поразил проказой и Аарона, тот, по Божьему закону, стал бы непригоден для служения первосвященником (Лв 21:21—23). У Аарона было хорошее сердце. Это видно из того, что он сразу признал свою вину и попросил прощения за грех, который они с Мариам совершили по своей глупости. Он умолял Моисея заступиться за поражённую проказой Мариам (Чс 12:10—13).

Впоследствии Аарон снова оказался причастным к проступку. Они с Моисеем не освятили и не почтили Бога перед собранием Израиля, когда в Мериве возле Кадеса они должны были дать израильтянам воду. Бог сказал, что ни Моисей, ни Аарон не удостоятся чести ввести народ в Обетованную землю (Чс 20:9—13).

На 40-й год после выхода из Египта, в первый день месяца ава, Израиль встал лагерем у границы Эдома возле горы Ор. Через несколько месяцев народу предстояло перейти Иордан, но без Аарона. По повелению Бога 123-летний Аарон, его сын Елеазар и Моисей на глазах у всего народа поднялись на вершину горы Ор. Там Моисей с позволения Аарона снял с него священническую одежду и надел её на его сына и преемника Елеазара — нового первосвященника. После этого Аарон умер. Там, вероятно, он был похоронен своими братом и сыном. Израильский народ скорбел по нему 30 дней (Чс 20:24—29).

Стоит отметить, что во всех трёх случаях, когда Аарон оказывался виновным в проступках, инициатива исходила не от него. По-видимому, он сбивался с верного пути либо под давлением обстоятельств, либо под влиянием окружающих. Особенно в первом случае, когда он оступился, он мог бы последовать принципу, лежащему в основе заповеди, гласящей: «Не следуй за большинством на зло» (Исх 23:2). Тем не менее далее в Священном Писании имени Аарона отводится достойное, почётное место, а Божий Сын во время своего земного служения признавал законность священства Аарона (Пс 115:10, 12; 118:3; 133:1, 2; 135:19; Мф 5:17—19; 8:4).

ПОТОМКИ ААРОНА, СЛУЖИВШИЕ СВЯЩЕННИКАМИ.

В 1 Летописи 12:27; 27:17 в еврейском масоретском тексте LXX стоит лишь «Аарон», хотя в LXX в издании де Лагарда, в 1Лт 12:27 говорится «сыновей Аарона». Однако очевидно, что имя Аарон употреблено здесь в собирательном смысле — подобно тому как употребляется имя Израиль — и обозначает дом Аарона, или его потомков мужского пола, которые жили во времена Давида, принадлежали к племени Левия и служили священниками (1Лт 6:48—53). В русском издании «Перевода нового мира» 2021г говорится: «Иодай был вождём сыновей Аарона, и с ним было три тысячи семьсот человек» (1Лт 12:27), то есть слово «сыновей» добавлено, чтобы передать верный смысл.


Рецензии
Евреи, евреи, кругом одни евреи

Зигфрида Шмайссерманн   10.03.2023 13:26     Заявить о нарушении
И что же вам не нравится? Евреев много? Но это Библия. А Библию написали евреи. Нравится это кому-нибудь или нет. Не вижу в этом ничего плохого.

Михаил Моисеев   10.03.2023 16:41   Заявить о нарушении
Библия это дегенеративное искусство

Зигфрида Шмайссерманн   10.03.2023 16:41   Заявить о нарушении
А-а, ну та ды ой.

Михаил Моисеев   10.03.2023 17:05   Заявить о нарушении