Ф. В. Гинзбург. Философы - педагоги древней Греции

КРУПНЕЙШИЕ ФИЛОСОФЫ - ПЕДАГОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
( АФИНЫ ).
Рабовладения идеологи - почтенные все были педагоги,
но педагогику наукой не считали и в философию ее включали.
( А вы теперь должны страдать - ее отдельно изучать...)
ПРОТАГОР
( 466 год до н.э. )
Протогор - виднейший из софистов, в спорах очень скор был и неистов.
( Софисты - от греческого sophistes, что означает искусник, мудрец, лжемудрец ) 
Софисты первыми обратили внимание
На роль и место воспитания.
Учили красноречию, умению убеждать,
И не стеснялись денежки с воспитанников брать…
Учащихся не терроризировали, знания популяризировали,
Являлись носителями взглядов и идей
Из города в город для новых людей.
Сенсуалистами все были, вне сомнения,
(сводили все познания к ощущению).
И, как релятивисты, доказали убедительно,
Что все, что существует, относительно…
Диалектика - искусство свою правоту доказать,
в ней противника убеждать.
Протагор утверждал обусловленность знания.
Науке известны его признания:
«Человек есть мера всех вещей,
существующих, что они существуют,
а несуществующих, что они не существуют».
Протагор "О богах" книгу написал,
ряд мыслей умных в ней он высказал.
Но, так уж получилось,
в ней лишь фраза одна сохранилась:
"О богах я не могу знать, могут ли они существовать,
потому что многое препятствует нам знать это -
краткость жизни и темнота предмета"
Осталось в истории
и такое Протагора откровение:
"Ни теория без практики, ни практика без теории
не имеют значение".
Ученые, кто мыслил очень скоро
и не читал при этом Протагора,
вновь повторят открытие сие,
при этом выдавая за «свое…»
Что им мыслители до нашей эры!
Они же все в науке «пи-о-нэ-ры»…
                СОКРАТ
                ( 469 - 399 год до н.э. )
СОКРАТ - философ был крутой,
 имел сократов лоб большой
и разработал не без увлечения
два метода детишек обучения.
Один из них был сократический,
другой же - просто эвристический.
По сократической "методе" вопросы задаются вроде
таких, чтоб мог любой понять - что глубже надо изучать.
И тут же пояснялось им,
как истину искать. Самим...
Ну а метод эвристический
был похож на сократический,
но вопросы побуждали сделать выводы в финале,
сформулировать закон, чтобы был логичен он.
Сократ учил и жил в Афинах,
учеников оставив очень сильных.
Платон, Антисфен, и Евклид из Мегары
были умны,  и, в те годы, не стары.
И, хоть сам Сократ ничего не создавал,
но знания ученикам передавал.
И мы о нем знаем много довольно
По свидетельствам Аристотеля, Платона.
Он звал к глубокому мышлению,
нравственному самоуглублению.
Ему принадлежит идея
воспитывающего обучения.
Он считал, что природу нельзя изучить:
"Деревья никого не научили, как жить".
                ПЛАТОН (427-347гг. до н.э.)
Книги "Государство " и "Законы" были тех времен достойны.
Их создать Платон лишь мог, философ древний, педагог.
Он призывал тогда к созданию
 дошкольной сети воспитания.
( Не мог Платон предполагать, что смогут эту сеть порвать...)
Он был учеником Сократа, потомственным аристократом.
И знатное его происхождение во взглядах Платона нашло выражение.
Считал он, что аристократы
 всегда господствовать должны.
Законы государства святы:
те управляют - кто умны.
Философы управляют, воины охраняют,
все остальные внимают, их кормят и одевают.
Ремесленники, земледельцы и рабы
в одном равны - в бесправии.
Все добродетелью полны.
Она - в умеренности и послушании.
Платон по мере своих сил
в одной системе совместил
спартанское и афинское воспитание,
дав им свое толкование:
С 3 до 6 лет детишки играют,
с 7 до 12 - в школе бывают.
Там чтение, письмо, счет и музыку изучают,
с 12 до 16 - палестру посещают,
гимнастикою мышцы там свои качают.
С 18 до 20 лет –
эфебия им шлет большой-большой привет.
Военно-гимнастическая подготовка
там развивает силу и сноровку.
Затем те из них, кто не очень умны –
военной карьерой заняться должны.
А те, у кого есть способности, знания –
проходят высшую ступень образования.
В ком знания все усвоятся,
к государственным должностям готовятся.

                АРИСТОТЕЛЬ.( 384-322гг.до н.э.)
Он был учеником Платона
и показал себя вполне достойно.
Платону в противоположность
он показал его воззрений ложность,
в том, что Платон, без всяческих сомнений
делил весь мир на мир вещей, и мир явлений.
Аристотель был страстный сторонник идей
неделимости мира явлений, вещей.
Он, по Энгельса утверждению,
" исследовал формы диалектического мышления "
Ликей, или перипатическую школу в Афинах основал,
Александра Македонского в ней он воспитал.
Формальной логики основатель,
Аристотель был ученый-воспитатель.
В науке было целое событие,
когда научное он дал обоснование
того, что деятельность и развитие –
основа всякого существования.
Афинскую он осчастливил нацию
созданием возрастной периодизации.
Он выдвинул идею - пожелание
взаимосвязи видов воспитания.
Но упрекнуть его мы можем в том,
что женщин обучать считал ненужным он.
К тому же у Ленина мнение сложилось такое
и убеждение твердое:
" Поповщина убила в Аристотеле живое
и увековечила мертвое"
                ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО АРИСТОТЕЛЮ:
1. Детство ( до 7 лет )
2. Отрочество ( с 7 лет до наступления половой зрелости )
3. Юность ( от наступления половой зрелости до 21 года )
      НОВОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АРИСТОТЕЛЯ
1. Резкий противник женского образования.
2. Связывал с психологией воспитание.
3. По собственному наитию
    обосновал систему гармонического развития.
4. Нравственные навыки и нравственная деятельность
    придают устоям нравственным прочность и уверенность.
                ДЕМОКРИТ ( 460 - 370 гг. до н.э.)
 Он дал научное обоснование
 идее природосообразности воспитания.
 Его идеи и  сейчас для нас пригодны:
" Природа и воспитание подобны"
 Демокрит рабовладение критиковал,
 к природы познанию всех призывал.
 Труд воспевая, призывал он при том
 к соединению воспитания с трудом.
 Десятки ученых, кому лень читать,
  будут идею сию повторять,
  и за свою, как всегда, выдавать…
  Любой ученый должен знать:
  в науке не нужны наития. 
  И, прежде чем сделать «большое открытие»,
  на эту тему можно что-то почитать…
      КРУПНЕЙШИЕ ФИЛОСОФЫ-ПЕДАГОГИ ДРЕВНЕГО РИМА
                МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН.(42-118 гг. н.э.)
Римский педагог Марк Фабий Квинтилиан
был прогрессивен! По тем временам...
Умом он многое постиг и написал 12 книг.
В них свои взгляды раскрывал. "О воспитании оратора " - назвал.
Квинтиллиан по мере сил свой личный опыт обобщил
школы риторов преподавателя, практического воспитателя.
Тупых и неспособных нет, считал великий педагог.
Он был большой авторитет, и ряд идей он выдать смог:
1. К детям подход индивидуальный,
   внимательный и гуманный.
2. Спокойствие педагога, сдержанность,
   Наград, наказаний разумность, умеренность.
3. Учитель, превзойдя мучения,
    проходит все этапы обучения.
4. Речь ребенка развивать, наукам нужным обучать.
5. Чтоб не противилась душа,
    учить ребенка, не спеша.
6. Не осуждать детей игривости,
   что служит проявлением их живости.
7. Дети после отдыха, увлечения,
    активней принимаются за учение.
8. Прилежание зависит от доброй воли проявления.
    Оно нуждается в терпении,
    не поддается принуждению.
9. При заучивании уроков и написании письма
    присутствие учителя детям вредно весьма.
   Тут каждый посторонний человек является помехой,
   пусть и относится всерьез, без смеха.
                ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Церковно-догматические нормы носило воспитание тех лет.
В приходских, монастырских и соборных школах
несли церковного учения детям свет.
В приходских - пению учили
и чтению религиозных книг.
В соборных, монастырских проходили
все то, что человек тогда постиг.
Чтоб чувства развивать детей и ум
там изучали тривиум, квадривиум.
Тривиум-(лат.trivium-трехпутье),
 квадривиум (лат.guadrivium-четырехпутье ).
Тривиум риторику, грамматику включал
 и диалектику ребенок изучал.
Квадривиум многое включал:
он знания арифметики давал,
плюс геометрию и астрономию,
церковной музыки гармонию.
И приносила дополнительные муки
им философия - "венец науки"!
Иоанн Златоуст, древнеримский мыслитель
 был в душе просветитель, знаний новых любитель.
Сочинил он в то время прекрасный трактат
Как воспитывать можно и нужно ребят.
Предназначен трактат был для учителей
И назвал он его без особых затей 
Просто, коротко: «О воспитании детей»
В нем советы давал - как дите воспитать,
 и при том показал - как того достигать:
 Чтоб не сделал кто глупости иль похуже чего,
 "Нагибай шею сына в юности и сокрушай сына своего".

 Не знали к непослушным деткам снисхождения
 Взгляды епископа Августина Аврелия.
 Закостенел он с мыслями такими
 в своем жестоком мнении:
 "Лучше сжечь еретиков живыми,
 чем дать им коснеть в заблуждении".
 И за "гуманизм" такой  он церковью был признан как святой…)
 Святой Блаженный Августин….)  О нем не очень мы грустим….)


Рецензии