Ф. В. Гинзбург. Начало образования

…С давних лет от века и до века воспитание присуще человеку.
От ученых данные идут: человека создал только труд.
(Мораль - подольше над конспектами трудитесь
и в обезьян тогда не превратитесь...)
Все началось с того, что « Пра-пра-пра-пра-пра…»
соорудил орудие труда,
ну а оно, вне всяческих сомнений,
 потребовало навыков, умений.
А их другим  пришлось передавать
и, соответственно, ВОСПИТЫВАТЬ!
В чем заключалось это воспитание?
В труде, учебе и борьбе за выживание!
Все было одинаковым для всех и приносило в те года успех.
Имеют свойство обстоятельства меняться:
Перво общинный строй стал распадаться,
и воспитание стало уж другое, как умственное, так и трудовое.
Жрецам, старейшинам, вождям нашли занятие по умам,
ну а незнатным лицам - возможность потрудиться!
Ну а потом, в периоде рабовладения
опять назрели в воспитании изменения!
Но, несмотря на специфичность проявления,
в любой из стран имелось разделение:
одно - рабам, другое - господам.
Вникнем в смысл и название
первого принципа воспитания
из Египта Древнего:
"Ухо мальчика на спине его"
В Китае, Индии, Египте, Персии
четыре века уж тому назад
возникли школы, чьей почетной миссией
являлось воспитание ребят.
В веке же восьмом до нашей эры,
 и в Греции тому нашлись свои примеры.
Там государства Спарта и Афины
имели педагогов очень сильных.
Проблемы донимали их немало,
но жизнь сама "крутиться" заставляла.
Рабов, как все историки твердят, примерно тысяч 250
держали спартиаты в подчинении,
хотя самих их 9 тысяч было, вне сомнения.
Факт, вызывающий восторг и удивление.
Рабов уделом был упорный труд.
А спартиатов в интернат ведут
и от 7 до 18 лет у них уже других занятий нет,
как развивать физическую силу.
( Чтобы врагов затем вгонять в могилу...)
Элементарный навык чтения и письма
плюс счет - для них достаточно весьма!
Вся же эстетика сводилась к маршам, песням,
а также танцам - сим занятиям интересным…
"Педономи" учителя там звались.
Они учеников бить не стеснялись,
чтоб воин будущий был к боли равнодушен,
силен и ловок, храбр и послушен.
А в годы с 18 до 20
на военную службу должны все идти.
В эфебии они ей занимались,
эфебами при этом назывались.
И лишь потом, когда им "стукнет" двадцать,
эфебы воинами будут уж считаться.
И девочки - спартанки не терялись,
они усердно спортом занимались.

В Афинах было все иначе. Там воспитания задачей
и самым важным было делом красивым стать душой и телом!
А объяснялось это просто: чтоб развивались вновь ремесла
и всем несли обогащение, нужны таланты и специальные умения
ценить возвышенные чувства, любить и понимать искусство.
Там вся система воспитания глубокие давала знания.
Необходимо также вам сказать - не все могли учебу посещать.
Кто победнее - "сачковали", ступенью первою овладевали.
Не всем давалось воспитание мужчинам,
 а женщины еще пониже чином:
они занятия вообще не посещали,
в семье по крохам знания получали.
Неудивительно, что с той поры
мужчинам кажется порой, что женщины - увы...)


Рецензии