Эпикур с цитатами и комментариями

Изо: анархист и завод


Эпикур


Как же жаль, какая трагедия, что речи и писания этого мудреца почти полностью погибли! Он очень ярок и проповедует правильные вещи: природу, разум, независимость, естество, довольство. Учит жить ненапряжно, весело и умно... И не биться лбом об пол ни для царей, ни для богов... Мудрец может позволить себе беспечность и счастье!

Может, потому и погибли его мысли, что с ними рядом неуютно бездарям - или он или они... По сути, его тоже распяли, уничтожили... - так поступают не только с Иисусом, пророками, апостолами, но и со всеми прочими настоящими подвижниками... Какая ирония судьбы: миллиарды идиотов напечатали триллионы пустых слов - и среди них от настоящего мудреца сохранилась только горстка! И то лишь благодаря Лаэрцию и Лукрецию! Это приговор людишкам! Я сам впервые читаю эти его цитаты! Не только уничтожен, но и истолкован кривовато, так, чтобы никого не заинтересовать...

"Бог желает предотвратить зло, но не может? Тогда он не всемогущ. Он может, но не желает? Тогда он не доброжелательный. Он и может, и желает? Тогда откуда берётся зло? Он не может и не желает? Тогда зачем звать его Богом?" - вот это настоящая логика и настоящая смелость! Да, с богом всё не так просто, славословиями и поклонениями никак не обойдешься...

Он, кстати, купил сад и жил в нем вместе с друзьями!! Я ему завидую - сам всегда мечтал именно об этом... (В саду таки живу - хотя и кривоватом - а вместо друзей у меня интернет с эпикурами....)

Эпикур был уничтожен христианскими изуверами-фанатиками - а у него было более 300 книг...

Кстати, на него клеветали конкуренты, даже тот же Эпиктет. Например: "Эпиктет обзывает его развратником и бранит последними словами. Тимократ, брат Метродора, сам учившийся у Эпикура, но потом покинувший его, говорит в книге под заглавием „Развлечения“, будто Эпикура дважды в день рвало с перекорму и будто сам он еле-еле сумел уклониться от ночной Эпикуровой философии и от посвящения во все его таинства; еще он говорит, что в рассуждениях Эпикур был весьма невежествен, а в жизни — еще того более...» На самом же деле: "как заявляет Диокл в III книге „Обзора“; „кружки некрепкого вина было им вполне довольно, обычно же они пили воду“. "Он и сам пишет в письмах, что ему довольно воды и простого хлеба; „пришли мне горшочек сыра, — пишет он, — чтобы можно было пороскошествовать, когда захочется“. " - т.е. на него клеветали точно так же, как и на первых христиан... И ведь он делом доказал крепость своей философии: его последователи жили исключительно дружно и процветали 6 веков!

От него сохранилось несколько страниц, но они грузят смыслом на уровне Евангелий! ("Благая весть" - по сути: весть об удовольствиях!)

П.С.: Кажется, он был реалистом и проповедовал простую естественную жизнь без выдумок. Его критерий - ощущения. Это и есть реализм! Это и есть совесть! Ощущения не обманут - а вот мысли как змеи.... Поэтому он и не нравился Эпиктету, что тот реалистом не был... Реализм и ощущения - это не всё, но это правильное начало всего. И лучше воробей в руке, чем жаворонок в небе... Если ты остроумен и умён, то тебе не будет скучно и плохо даже при самой простой жизни... (Но в Википедии его "учение" так описано, что я ничего не понял!)

П.С.2:
„Прежде смотри, с кем ты ешь и пьёшь, а потом уже, что ешь и пьёшь. Ведь нажираться без друзей — дело льва или волка.“ - ну, львом быть не так плохо. И естественно всё-таки и не есть что попало.

„Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности.“ - да,  на природе без помещиков и прочих корпораций всякий мог бы ощущать себя богатым и счастливым - если умения и здоровье на месте (а если  ты ещё и мудрец и христианин, то и вовсе можешь там жить как в раю)

„Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.“ - в деревнях, конечно, тоже есть свои мнения - и  неприятие с ними не считающихся...

„Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.“ - в жизни дюжина наук и смерть одна из них.

„Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.“ - смерть во всем и прежде всего в болезнях и глупостях - и она в ожидании...

"Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти — насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.“ - он мудрый, который понимает, что глуп и не будет знать, что ему делать с вечностью. "Пожрал один раз, да и хватит с меня". "Пожил целый день - а назавтра зачем повторяться?"

„Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.“ - блин, а сам только что успокаивал себя и старался быть счастливым без него

„Тот более всех наслаждается богатством, кто меньше всех в богатствах нуждается.“ -хочет сказать, что ни в чем не нуждайся, ни к чему не стремись - тем более, проживая в солнечной Греции

"Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок.“ - это всё богатства и нужды, а так звучит прекрасно. Вряд ли все имели сады, погреба с вином и библиотеки. Книгопечатания, кстати, не было! И неужели умели извлекать из крапивы нитки?! И какое лекарство из полыни? Я уверен, что она целебна, но от чего именно... Но фразу "всегда имей больше ума, чем самолюбия"  я бы взял куда угодно, хоть в Евангелия.

„Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается  прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.“ - без  ума и злу не прожить, только он у него лукавый, использует чужую глупость для обмана

„Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.“ - да, жизнь не длиннее перелета птицы с дерева на дерево, но понимаешь это только в старости

„Знать свой изъян — первый шаг к здоровью.“ - наши слабые места в нас крепко устраиваются и избавиться от них иной раз кажется практически невозможным

„Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.“ - да, других надо стараться если не любить, то хотя бы уважать и ценить, ведь в каждом человеке есть свои достоинства - но на свои и чужие недостатки тоже надо смотреть открытыми глазами

Сохранилось всё же не так мало его рассуждений обо всем на свете и общий мой вывод в том, что он просто старался дружить с добродушием и здравым смыслом, не более и не менее. Никакой не мудрец, а обычный нормальный мужик - но и этого оказалось достаточно, чтобы с лёгкостью переплюнуть очень многих заумных псевдо-мудрецов.  Советовал, кстати, жить неприметно и держаться подальше от политики - тоже здравый мужицкий совет. Про удовольствия нормальный мужик тоже никогда не забывает. И порассуждать он тоже совсем не против... И ограниченность у него тоже чисто мужицкая - мужики не любят рассуждать о вечной жизни и ограничивают себя текучкой, где у них всегда много дел. И смерти он тоже не боится как здоровый мужик - по крайней мере, храбрится и напускает на себя беспечность с лёгкостью.

Опять Рыжов:
"Эпикур обладал исключительной способностью к чисто человеческой дружбе " - и я о том же, это действительно был очень дружелюбный и добродушный мужик

"Жизнь общины была очень проста, скромна – частично из принципа, а частично (без сомнения) из-за недостатка денег. Пища и питье у эпикурейцев состояли преимущественно из хлеба и воды, что Эпикур считал вполне удовлетворительным. "Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом с водою, я плюю на дорогие удовольствия, – не за них самих, но за неприятные последствия их". В финансовом отношении община зависела, по крайней мере частично, от добровольных даяний." - и это производит впечатление! Хорошо богачам эпикурействовать...

"Ученики сохранили об учителе преисполненную уважения память. Они носили с собою повсюду его изображение, выгравированное на кольцах и кубках, и оставались вообще в такой степени верными его учению, что у них считалось чем-то вроде проступка, если кто-нибудь вносил в него какое-нибудь изменение. Поэтому нельзя указать на какого-нибудь знаменитого в научном отношении последователя Эпикура, оригинально разработавшего и развившего дальше его учение." - верю, что его именно уважали (может, и называли  "мужиком" в нашем, уважительном смысле?!) И чего развивать учение мужика?! Ты будь им и всё!

"Эпикур был материалистом" - а какой мужик не материалист?! Чего вы от него хотите? Он что видит, то и поёт. Руководствуется своими принципами и своими ощущениями.

Начитался Демокрита и проникся учением об атомах тоже как нормальный мужик. Но так как он не баба, то не молился на Демокрита, а с лёгкостью его модифицировал.

"Практическая философия Эпикура имеет такую же цель, что и у стоиков, а именно — достижение невозмутимости духа, или, говоря определеннее, незамутненного чистого наслаждения самим собою." - он в кино легко мог бы героя сыграть, мужика, невозмутимого в любых передрягах

 "Наслаждение, – говорит он, – есть начало и конец счастливой жизни" - правильный мужик никогда не бывает аскетом, он как дерево вольно пускает свои ветви повсюду и шумит своей гривой...

: "Я со своей стороны не знаю, что разуметь мне под благом, если исключить удовольствия, получаемые посредством вкуса, посредством любовных наслаждений, посредством слуха и посредством зрительных восприятий красивой формы" - нормальный, здравый подход, без химер, абстракций и пафоса. У меня просто здоровье с детства не очень - бледный, мешки под глазами - а то бы  был таким же. Он, правда, про плавание не вспоминает, про бег, про радость от труда - и вот это серьезный минус. Неужели был бездельником?! Блин, всё же не бывает совсем правильных городских философов (а в деревнях они и вовсе все чокнутые!)

"Начало и корень всякого блага – удовольствие чрева: даже мудрость и прочая культура имеет отношение к нему" - на хлебе и воде?! Похоже, начинаются разночтения в показаниях. Лопали хлеб и представляли, что это изысканные явства?! И какого размера чрево он себе наел?! И кто вообще кормил такую ораву в саду?! Наверное, очень ждали, пока там созреют яблоки и груши...

"хотя удовольствие есть первое и врожденное благо, мы все же не выбираем всякое удовольствие, но отказываемся от многих удовольствий, если они имеют своим последствием большие неприятности. Мы даже отдаем предпочтение перед удовольствием многим страданиям, если из них возникает большее удовольствие. "
"Простые яства, когда они утоляют голод, доставляют такое же удовольствие, как и изысканные блюда. Таким образом, если мы признаем целью жизни удовольствие, то это — не удовольствие прожигателей жизни, как нас ложно понимали; удовольствие, которое мы признаем целью, состоит в том, чтобы не страдать от телесных тягот и не испытывать душевного беспокойства. Такую блаженную жизнь доставляет нам один только трезвый разум, исследующий причины всякого выбора и всякого отвергания и изгоняющий ложные мнения, благодаря которым душу чаще всего охватывает смятение. Мы должны предпочитать быть несчастными с разумом, чем быть счастливыми с неразумием" - ну, вот, всё разъяснилось... Но работать они всё-таки не любили! И умничали немного лишнего... - хотя это ведь и было их работой! Рассуждай, если хочешь, чтобы тебя кормили!

""Половое сношение, – писал Эпикур, – никогда не приносило добра человеку, и счастлив он, если эти сношения не принесли ему вреда". Вместе с тем он любил детей, видимо, в противовес собственному высшему суждению, ибо считал брак и деторождение отвлечением от более серьезных стремлений. " - да, бабы очень легко могут поиметь тебя, если ты поимеешь их. Тем более, в цивильные  времена, т.е. при матриархате... Мужик чувствовал, что ему конец, хомут сразу наденут, если с бабами свяжется! (Но к нему в сад и гетеры захаживали!)

"По-видимому, боги были для Эпикура идеалами блаженной жизни" - "живёт как бог"!

"Их (богов) наслаждение собою не сопровождается никакой деятельностью." - да, бездельничать он всё же любил. Но греческий климат его извиняет...


Рецензии