Житие преподобного Зосимы Верховского. Часть 26
Для большего безмолвия пустынники
построили себе отдельные две кельи,
Зимой они не виделись фактически,
молясь иль занимаясь рукодельем.
Земля здесь оказалась плодородною,
Для овощей и всяческих семян,
Весной и летом занимались огородами,
Ещё и помощь получали от крестьян.
Лес изобиловал природными дарами,
Грибов и ягод можно было насушить.
Здесь птички, своим пеньем, услаждали,
А в речке рыбы можно было наловить.
Нет ничего в пустынной жизни, что могло
отвлечь монахов от молитвы их сердечной,
Они молились, занимаясь ремеслом,
И соблюдали чётко правило, конечно.
Ведь правило – дыхание монаха,
И встреча с Господом – Учителем своим.
Они Священное Писание читали
и книги разные о житиях святых.
Вставали рано – лишь забрезжит свет,
Друг друга, на молитву, пробуждая,
До пенья птиц молились – в темноте,
Или лучиной свою келью освещая.
Им было жаль и часу времени отнять
от славословий, песнопений и занятий,
Они решили себе пищу запасать –
ещё по осени, чтоб время зря не тратить.
Часть овощей отваривали старцы,
Часть – оставляли на зиму сырыми,
смешав муку с травой и замесив кулагу,
Её морозили, а после суп варили.
И, глядя на огонь в своей печи,
Они как дети сокрушались и рыдали,
В их душах пламенел огонь любви,
а об огне, но только вечном, размышляли.
Служила ложем им обычная скамейка
с колодкой деревянной в головах,
Зипун суконный был им телогрейкой,
обутки* – то, что было на ногах.
Со всем зверьём, встречаясь, они ладили,
На огород к ним забредал не раз медведь,
Его гоняли, постучав о палку палкою,
чтоб невзначай не попытался налететь.
Зверь уходил искать в лесу добычу,
Не трогал старцев, к ним не приближался,
В лесу ел ягоды: чернику, голубику,
А после по траве, поев, катался.
Не столько грозны были дикие животные,
В пустыне, старцам, сколько адский зверь,
Там злые духи нарушали их спокойствие,
И лезли в душу, находя хотя бы щель.
Дух, богоборный, начал строить козни,
воздвигнув бурю помыслов в Зосиме,
душе и сердцу стало тяжко, горько,
все искушения его с ума сводили.
Подвижник слышал дьявольские шепоты:
— Иисус – не Божий Сын, Его творение!
И в подтверждение тут приводились доводы,
Слова – на ересь, арианскую, похожие.
Так, видно, было Господу угодно,
чтобы не осталось никакого искушения,
которого не испытал бы наш Зосима,
приготовляемый на Божие служение.
Христову воину пришлось сопротивляться,
Он эти мысли гнал из сердца, из души,
однако радости, духовные, все скрылись,
как прячет солнце, когда пасмурно, лучи.
Друг Василиск молился о Зосиме,
Чтоб искушение ушло, не лезло в мысли,
Они читали книги тогда вместе,
Священное Писание, и пели Богу песни.
Святых учителей церковных, чтением
Усердно заниматься стал Зосима:
Василия Великого, Григория Богослова,
Константинопольского Иоанна Златоуста.
Почти что год над ним висела эта туча,
Но как после грозы бывает дождь,
После зимы весна всегда приходит,
Так Солнцем Правды воссиял, потом, Христос.
Сладчайший Иисус вновь возвратился,
в душе и сердце Солнцем засиял,
Зосима каялся в грехе и причастился,
Хоть и споткнулся, вновь поднялся, встал.
Раз в год бывали старцы в церкви,
В Кузнецк, идя пешком полсотни вёрст,
А трижды в год к ним приезжал священник,
Святых Христовых Тайн для них он вёз.
С какою радостью, горячею любовью
встречали старцы к ним грядущего Христа,
И чистым духом с Ним соединялись,
Дары Святые принимая чрез уста.
Их христолюбцы посещали иногда,
им приношения усердно предлагали,
не принимали старцы денег никогда,
лишь только пищу или то, что надевали.
За подаяния они старались воздавать –
иль рукоделием, иль пойманною рыбой,
ибо желали, пока в силах, содержать,
да и питать себя трудами, так, своими.
С благодарением принимали сыр и масло,
муку и яйца – на торжественные праздники,
такие как Пятидесятница иль Пасха,
Крещение, Рождество иль Благовещенье.
Всем телом распинались они Богу
в день досточудный Воскресения Христова,
всю ночь молились, отпев утреню, надолго
в лес уходили, оглашать там Божье слово.
Недели на две или на три оставляли,
незапертыми, свои кельи, уйдя в лес.
Гуляя в нём, они пустыню оглашали,
крича торжественно: «Христос воскрес!»
Так возвещали они всякой твари
о Воскресении Творца, и гнали бесов.
Там, у костра, и пищу принимали,
На пне каком-нибудь или пригорке.
Где их застанет ночь, там засыпали,
ложась на землю, спали сладким сном,
И до зари, до пенья птиц ещё вставали,
Из этих старцев каждый был певцом.
Словами, в точности, изобразить нельзя
всю внутреннюю жизнь пустынножителей,
Какие чувства испытала их душа,
Какими были размышленья о Спасителе.
И летом странствовали по пустыне старцы,
На зиму ягод заготавливая, дров,
А из орехов, с кедров сбив их, получали,
представьте, масло неплохое, будь здоров.
Довольно долго так они прожили,
Вдвоём, спокойно, тихо и безмолвно,
Свою мечту в лесу осуществили,
И были несказанно тем довольны.
Обутки* - короткие и грубые сапожки.
04.03.2023 г.
Свидетельство о публикации №123030407475