О душе

  Сегодня я хочу поговорить с вами о душе. Время, видимо, пришло. Люди, сомневающиеся в том, что она существует, пишут о ней целые трактаты, не уступающие по обширности и сложности Аристотелю. Но есть и такие, которые считают, что души вообще нет. Путешествуя по страничкам авторов Прозы, поняла, что количество людей как отрицающих, так и сомневающихся в существовании души, достаточно много. И они не молчат. Озвучивая свои умозаключения, сбивают желающих найти правду, с пути истинного.

  А люди вместо того, чтобы верить Церкви, доверяют тем, кто кажется им более убедительным. Но те, кто выражает свою точку зрения убедительно, не всегда бывают правы. Просто у них есть талант и дар убеждения. Гитлер, и Черчилль по праву вошли в историю как чрезвычайно убедительные ораторы... Но это так, к слову. Никого не хочу обидеть. Просто, людям, которые ищут ответы на свои вопросы, нужно прислушиваться скорее к источникам, внушающим доверие.

  Сначала я хочу познакомить вас с тем, что говорит о душе Православие в лице наших многочисленных святых, а затем рассказать историю, которая произошла со мной много лет назад.

  Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей.

   Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное.

   Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность.

   Следуя св. Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.

   Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.

   Говоря о человеческой душе, святые отцы уточняли, что они называют душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. «Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно».

   Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя святым отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.

   "Православное учение о двусоставности человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.

   В повествовании о создании человека ясно говорится, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохнута в него Богом: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою".
  (Быт.2:7). В этом контексте следует понимать и слова Экклезиаста, указывающие на смерть как на разлучение души с телом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).

   О том, что душа — не продукт жизнедеятельности тела (центральной нервной системы), ясно сообщается в притче о богаче и Лазаре, из которой следует убедительно, что после разлучения с телом (то есть после физической смерти человека) душа продолжает жить, причём, жить сознательной жизнью. Так, душа богача, пребывая в аду, узнаёт души Авраама и Лазаря ( находящихся в особой области — лоне Авраамовом) (Лк.16:23), ведёт с душой Авраама беседу (Лк.16:24-26), ощущает мучение и испытывает осознанное желание облегчить свои муки (Лк.16:24), стремится проявить заботу о живых ещё братьях (Лк.16:27-31)". (https://azbyka.ru/dusha)

    Тем, для кого Библия не указ, хочется посоветовать многочисленные рассказы и видео в интернете, где люди пережившие клиническую смерть, рассказывают о своих небесных путешествиях. К внушающим доверие я отношу такие фильмы: "Мытарство Клеопатры", "Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной", "Валентина Романова. Ад и рай", "У черты вечности" или "Видео про ад и рай. Психолог была в аду и в раю", "Клиническая смерть. Свидетельство диакона Сергия", "Невероятное для многих, но истинное происшествие К.Икскуль".

    Я же сегодня расскажу вам свою историю, которая произошла со мной несколько десятков лет назад при очень неприятных обстоятельствах. Может быть поэтому я так долго молчала и решила рассказать сейчас только потому, что это кому-то поможет поверить в существование души.
    Итак, мои родители ругались. Это было достаточно часто когда папа приходил домой пьяный. Но этот день был особенный, я испытала очень сильный стресс: меня трясло. И вот в этот момент я увидела себя под потолком. В отличие той меня, которую трясло от волнения, под потолком я была совершенно спокойная, но очень серьёзная. Взгляд был устремлён на нас. Помню, что это мне не понравилось.

   Продолжалось это несколько минут. Я, видимо, успокоилась и всё прошло. Тогда я об этом забыла, потому что не могла никак объяснить случившееся. Ни о душе, ни о Боге в то время ещё никто и нигде не писал, потому что официально было признано, что их нет и быть не может. И только когда в девяностые начали писать об этом не только в толстых журналах, но и в обычных газетах, я вспомнила произошедшее со мной много лет назад.
   Думаю, что этот случай доказывает, что душа имеет форму тела человека, в котором обитает; как две капли воды похожа на этого человека; может покидать тело и возвращаться обратно, а значит после смерти тела возвращается к своему Создателю.


   Я очень уважаю епископа Феофана Затворника, но в споре с епископом Игнатием Брянчаниновым о существовании тела у души, он, исходя из вышесказанного, как мне кажется, проиграл.
  Игнатий Брянчанинов оказался прав когда писал : "Душа- эфирное, весьма тонкое, летучее тело, имеющее весь вид нашего грубого тела, все его члены, даже волосы, его характер лица, словом полное сходство с ним…".

   Ссылаясь на места из библейских повествований и на места из творений Святых Отцов, епископ Игнатий утверждал также, что души человеческие, как и ангелы, хотя и очень тонки по своему существу, однако они материальны, телесны, вещественны, несмотря на то, что "вещество их несравненно тоньше вещества земных предметов, нами видимых…".

   Относительно внешнего вида ангельского существа епископ Игнатий утверждал то же, что и относительно человеческих душ: "Ангелы подобны душе: имеют члены, главу, очи, уста, перси, руки, ноги, власы, словом, полное подобие видимого человека в его теле…"

    Какие выводы сделаете вы, я не знаю. Возможно, для кого-то и это не послужит никаким доказательством. В таком случае, думаю, что этот человек безнадёжен. И даже если к нему явится в теле Иисус Христос и он вложит пальцы свои в раны Его, то и тогда не поверит.



      Георгиевна



   3.03.23г.


Рецензии