Гетеры, куртизанки, фаворитки

Я люблю мужчин с будущим и женщин с прошлым.
       - Оскар Уальд


Ни один человек ещё не судил солнце
за то, что оно светит и другому...
        - М. Цветаева



Да что вы такое говорите?
Танцевала на столе?
Я?   
В трусах? 
Да вы просто рано ушли.
           - Ф. Раневская



ВАВИЛОНСКАЯ БЛУДНИЦА

Первоисточником образа вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова, глава 17 (вторая половина I века).


Прообраз этот с древних пор
Предмет дебатов, споров, сплетен.
Под ним шли ведьмы на костёр,
И памятник Свободе мечен.

Гетеры все и куртизанки,
И фавориток жаркий пыл,
Все кто за деньги и подарки
Профессией первой занят был.

У Иоанна это - город,
Великий город Вавилон,
Так как Содом и как Гоморра
В Завете Ветхом обличён.

Сегодня кое-кто зовёт
Так мировой порядок свыше -
Мол Сатана сейчас ведёт
Весь мир к разврату “выше крыши”.





ГЕТЕРА АСПАСИЯ

Люди звали Аспасию именами двух богинь: Афина-Афродита, ибо она была и мудра, и прекрасна одновременно.
Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми… чтобы послушать её рассуждения…
       -  Плутарх


Была известная гетера -
Умна, прелестна во всех смыслах.
Ходил Сократ к ней часто с верой,
Чтобы послушать её мысли.    (1)

Она стихи писала, прозу
Не всяк философ ей чета.
И это в Греции! В ту пору
Жена при муже заперта.   (2)

Была в любви всегда свободна,
Такая древняя Кармен.
Похоже бизнес был доходный
Ей драхмы сыпались взамен.

Открыт был дом её салоном
Философам и мудрецам,
Поэтам, властью облеченным,
По разуму и по речам.

Потом Перикл на ней женился,
Его второй женой была.
В неё действительно влюбился -
Пусть что гетера - хороша.

Итак, гетера - первой леди
Страны-республики Афин
В эпоху мудрецов, трагедий,
Тот век с немногими сравним.

Он “золотым” потом считался
И был потом неповторим.
Но без неё не состоялся б
Тот век наверно был другим.

Её хранили две богини:
Афина - мудрости полна
И Афродита, помним имя -
Любовь и чувство, красота.

Эсхин Сократик дал ей дань   (3)
О ней Плутарх оставил след.
Гетера, что ж, и это грань
Нам отражает яркий свет.


(1) Аспасия  (ок. 470—400 до н. э.) — возлюбленная Перикла (490—429), политического деятеля древних Афин.

(2) Поэтесса, философ, гетера, писательница

(2) Эсхин Сократик  ок. 425 г. до н.э. — ок. 350 г. до н.э. — древнегреческий философ, в юности последователь Сократа



ГЕТЕРА КАМПАСТА


У нас есть гетеры - для увеселения духа,;наложницы — для увеселения чувств;и супруги, чтобы дарить нам сыновей.
          - Демосфен

О несравненная Кампаспа!  (1)
Перед твоею красотой
Не устояла сила власти
Ни мудрость, творчества покой!

Была гетерой ты Лариссы, (2)
Где Александр тебя узрел.
Хоть женщин не любил он близость.
Но от тебя воспламенел.  (3)

Он не хотел тебя оставить.
Великий воин - как был слаб…
Его учитель и наставник
Сам Аристотель был неправ -

Он осуждал то увлечение
Студент с ней пропускал урок...
Гетера то услышав мнение,
Решила: “Дайте только срок!”

Она пустила свои чары
Ну, и мудрец не устоял…
Пускай он для неё уж старый!
Ведь бес в ребро его поддал.

Он в детсво впал, как разлечение
Себя позволил оседлать!
Да, от любви мозги немеют…
Что можно здесь ещё сказать?  (4)

Ещё был Апеллес великий -  (5)
Художник, Александра друг.
Портрет гетеры именитой
Нагой ему заказан вдруг.

Художнику не вновь модели,
От обнажённых не краснел,
Но от Компаспы - ясно дело
Влюбился враз и осовел.

А Александр - великий воин
И величайший из владык
Сказал, что “С чувствами не спорят,
В подарок ты её прийми!” (6)

Одна гетера покорила
Трёх величайших всех времён!
Кампаспа - помните то имя…
Любви поход не завершён!


(1) Кампаспа — любовница царя Александра Македонского (правил 336-323 до н. э.) из фессалийского города Лариссы, ставшая источником вдохновения для художника Апеллеса (~ 370—306 гг. до н. э.).

(2) Ларисса - город в Фессалии (Центральная Греция)

(3) В возрасте 19 лет в 335 г. Александр направляется на подавление восстания Фив. После осады и разграбления города, на обратном пути в Македонию Александр останавливается в городе Ларисса в Фессалии. В честь победителя Фив местная аристократия устроила роскошный пир, на котором очевидно Александр и познакомился с Кампаспой.

(4) Аристотель, пытаясь положить конец увлечению Александра, предупредил его, что женщины могут довести до гибели даже очень сильных мужчин. Разгневанная Кампаспа, дабы взять реванш, ловко разожгла страсть философа, а затем потребовала, чтобы он, в качестве доказательства своей любви, позволил ей проехаться на нем верхом. Она приказала мыслителю встать перед ней на четвереньки и ползать, а он, готовый на все в своем безволии, позволил превратить себя в шута; повинуясь ей, он смиренно ползал по земле, выступая в роли животного для верховой езды у своей повелительницы.

(5)  Апеллес, друг Александра Великого,
был одним из наиболее именитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода

(6) Во время написания портрета Апеллес влюбился в фессалийскую красавицу. Видя это Александр, охладевший уже к этому времени к своей возлюбленной, подарил её художнику со словами:
"Александр не победим, Апеллес не превзойдён"





ИМПЕРАТРИЦА КУРТИЗАНКА МЕССАЛИНА (17-48 нэ)

Пока есть возможность, живите весело!
                Луций Анней Сенека


Была племянницей Августа,
А значит голубых кровей.
К разгульной жизни и к распутству
Привыкла с "молодых ногтей”.

Ей подчинен был лупанарий -    (1)
Публичный дом тех римских лет
И не было там страстней дамы
Чем Мессалина, спору нет.

Императрица на подстилке
За плату с множеством мужчин…
Желание её было сильно
И эуд любви неутолим.

Была она в соревновании   (2)
С извеснейшей гетерой там
И победила по признанию
На множество всех обогнав.

Как будто слеп был император,
Но кто осмелится сказать
Что в Риме не нашлось солдата
Кто не успел с женой поспать.

Нашла коса её на камень
И Агриппина и Нерон      
Всё Клавдию растолковали
И от жены отрёкся он.

Заколота, убиты дети.
Сюжет привычный для тех лет.
Но имя этой куртизанки
Мир не забудет. Это нет.


(1) Лупанарий — публичный дом в Древнем Риме, размещённый в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupa) — так в Риме называли проституток.

(2)  Мессалина устроила соревнование с известной римской проституткой Сциллой: кто сможет обслужить больше мужчин. Начав вечером, Сцилла прекратила утром, приняв за ночь 25 человек.
Мессалина же продолжила дальше, пока не обслужила 50 клиентов.




ФАВОРИТКА - МАРКИЗА ДЕ ПОМПАДУР

Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время,
когда солгать, и знать время, когда промолчать.
                Маркиза де Помпадур


Быть фавориткой много лучше,
(Коль фаворитка не из дур),
Чем королевой.  Нас научит
Судьба маркизы Помпадур.

Был в Франции король Луи -
Пятнадцатый Луи по счёту.
Женат он был не по любви,
А по высокому расчету.

Ему был не положен трон,
Три поколения претендентов
Все умерли. Судьбы закон
Не исключает тех моментов.

А выжил он благодаря
Что его няня духом твёрдым
Сказала «нет» всем лекарям
И зарубежным и придворным. 

«Любимый» - прозвище дано
И, чтоб Бурбонов было больше
В пятнадцать лет женить его
Пусть старше, на принцессе польской.

Она рожала каждый год
И десять родила детей. 
Но королю дала отход:
«В постеле не бывать моей!»

Теперь на сцену выплывает
Мадам Жаннета Пуассон -
Маркизой Помпадур мы знаем.
Король при ней, а не при нём. 

Для мужа были откупные,
А ей дворцы, поместья, власть.
Министры все её отныне
Политика её есть страсть.

Ей ожерелья и подвески
И камни редкой чистоты. 
И луидоры в банке вески
У фаворитки есть мечты.

А к королеве с уважением
Поклон где надо, реверанс.
Вся Франция в её владении
Для фаворитки нужен шанс.   

В Версале ей даны палаты
С секретным входом к королю.
Ей не нужны доспехи, латы
Начать ненужную войну. 

Нет знаменитей фаворитки
Маркизы нашей Помпадур.
Вольтер ей высшие отметки
Давал. Как будто - трубадур.



Жанна-Антуанетта Пуассон (фр. Jeanne-Antoinette Poisson;1721—1764), более известная как маркиза де Помпадур (фр. marquise de Pompadour) — официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV, которая на протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.




ВТОРОЙ КРУГ АДА , СЛАДОСТРАСТИЕ


И я узнал, что это круг мучений
Для тех, кого земная плоть звала,
Кто предал разум власти вожделений.
                - Данте


Второй круг ада - он для жертв
Любви запретной, без предела.
Там ураганы душат тех,
Кто в жизни страсть считал уделом. (1)

Там М’инос страж, хозяин Крита,
И Минотавра отчим злой.
Душа его для всех закрыта
Будь ты красотка иль герой.  (2)

А там Прекрасная Елена
И Клеопатра, знают все -
Не устоит обычный смертный
И бог опустится к земле.

Да что Елена, Мессалина!
Из куртизанок - чемпион!
Императрица - не причина,
Солдат прошедших - легион! 

А для богинь Ахилл на месте,
Мужчины лучше не найти.
Теперь они в Аду все вместе,
Где целомудрие не в чести.

Итак, в кампании нескучной,
Им есть о чём поговорить.
Не то, что Рай.  Святые кущи,
Среди святых - как там прожить?


(1) Второй круг Ада - Сладострастие - заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти.

(2) “Жильцы” Второго Круга - Семирамида, Дидона, Клеопатра, Елена Прекрасная, Ахилл, Парис, Тристан; Франческа и Паоло, Мессалина


Рецензии
Привет, всё для меня очень интересно,

Когда снимаются одежды,
Нет срама, но бегут невежды,
Подальше, чтоб не согрешить,
Намного проще - запретить.
А так же подменить понятья,
Когда МЫ были просто братья?

Галина Вильховик   06.03.2023 10:39     Заявить о нарушении
Раскинув руки для объятия,
Хочу напомнить, кто забыл,
Удобна поза для распятия
И то, что Каин братом был.

А то, что женщины нам братья,
Тем паче, коль одежды нет -
В Эдеме было восприятие
Лишь до плода, на что - запрет.
:))
С благодарной улыбкой

Оскар Хуторянский   06.03.2023 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.