Эссе Аггей и его пророчество

АГГЕЙ.

(«[рождённый в] праздник»).

Древнееврейский пророк, служивший в Иуде и Иерусалиме в то время, когда Зоровавель был правителем иудеев, подчинённым персидскому царю Дарию I Гистаспу (Аг 1:1; 2:1, 10, 20; Езд 5:1, 2).

Согласно иудейской традиции, Аггей был членом Великой Синагоги. На основании слов из Аггея 2:10—19 предполагают, что он был священником.

Имя Аггея встречается вместе с именем пророка Захарии в надписании к следующим Псалмам: Псалом 111 (112) в латинской Вульгате; Псалмы 125 и 126 в сирийской Пешитте; Псалом 145 в греческой Септуагинте, в Пешитте и в Вульгате; Псалмы 146, 147 и 148 в Септуагинте и в Пешитте.

Возможно, Аггей родился в Вавилоне и отправился в Иерусалим с Зоровавелем и иудейским остатком в 537 г. до н. э. Но в целом об Аггее известно мало, потому что в Писании о его происхождении, о том, к какому племени он принадлежал, и о многом другом нет никаких сведений.

Аггей стал первым пророком, служившим после плена. Через два месяца к нему присоединился Захария (Аг 1:1; Зх 1:1). Вследствие сопротивления противников строительство храма было остановлено и несколько лет не возобновлялось из-за равнодушия иудеев и их стремления к личной выгоде. Аггей воодушевил вернувшихся на родину иудеев на то, чтобы они продолжили строить храм (Езд 3:10—13; 4:1—24; Аг 1:4).

Четыре вдохновлённые Богом вести, передававшиеся Аггеем на протяжении примерно четырёх месяцев во второй год Дария I Гистаспа (520 до н. э.) и изложенные пророком в библейской книге, носящей его имя, оказались особенно действенными в том, чтобы пробудить в иудеях желание снова взяться за восстановление храма (Аг 1:1; 2:1, 10, 20). Аггей и Захария продолжали ободрять соотечественников до тех пор, пока в 515 г. до н. э., ближе к концу шестого года Дария, строительство не было завершено (Езд 5:1, 2; 6:14, 15).

ПРОРОЧЕСТВО АГГЕЯ.

Место написания: Иерусалим
Написание завершено: 520 до н. э.
Охваченное время: 112 дней (520 до н. э.)

ЕГО звали Аггей. Он был пророком и «вестником Бога» (Агг. 1:13). Но что еще известно о нем и о его происхождении? Аггей — десятый из так называемых малых пророков. Он был первым из трех, кто служил пророком после возвращения иудеев на родину в 537 году до н. э.; другие два пророка — Захария и Малахия. Имя Аггей (евр. Хагга;й) означает «[рожденный в] праздник». Возможно, он родился в какой-то праздничный день.

Согласно иудейскому преданию, Аггей родился в Вавилоне и вернулся в Иерусалим вместе с Зоровавелем и первосвященником Иисусом. Аггей служил бок о бок с пророком Захарией, и в Ездры 5:1 и 6:14 упоминается о том, что они оба побуждали тех, кто вернулся из изгнания, возобновить строительство храма. Будучи пророком Бога, Аггей выполнял две задачи: он призывал иудеев исполнять свои обязанности перед Богом и произносил пророчества, среди которых было и пророчество о сотрясении всех народов (Агг. 2:6, 7).

Почему Бог назначил Аггея пророком? Дело в том, что в 537 году до н. э. Кир издал указ, разрешивший иудеям вернуться на родину, чтобы отстроить дом Бога. Однако наступил 520 год до н. э., а до завершения строительства храма было ещё далеко. За все эти годы иудеи так и не достигли цели, ради которой вернулись, и виной тому было как противодействие со стороны врагов, так и собственное равнодушие иудеев и их стремление к обогащению (Езд. 1:1—4; 3:10—13; 4:1—24; Агг. 1:4).

В Писании говорится, что, как только было заложено основание храма (536 до н. э.), «народ той земли стал ослаблять руки народа Иуды, обескураживая их, чтобы они не строили, и, стремясь расстроить их планы, подкупали советников» (Езд. 4:4, 5). Наконец в 522 году до н. э. этим противникам, неиудеям, удалось добиться официального запрета на строительные работы.

Во втором году правления персидского царя Дария Гистаспа, то есть в 520 году до н. э., начал пророчествовать Аггей, и его деятельность побудила иудеев возобновить строительство храма. Узнав об этом, правители соседних областей послали Дарию письмо с просьбой разобраться в этом вопросе. Дарий подтвердил первоначальный указ Кира и избавил иудеев от давления со стороны их врагов.

Иудеи никогда не оспаривали принадлежность книги Аггея к канону Еврейских Писаний. Кроме того, о каноничности книги свидетельствует упоминание об Аггее в Ездры 5:1, где сказано, что он пророчествовал «от имени Бога Израиля», а также в Ездры 6:14. То, что эта пророческая книга является частью боговдохновенного Писания, подтверждается тем, что апостол Павел цитирует её в Евреям 12:26: «Теперь же он обещает, говоря: „Ещё раз сотрясу не только землю, но и небо“» (Агг. 2:6).

Книга Аггея включает в себя четыре вести, данные пророку в течение 112 дней. Язык книги отличается простотой и прямотой, однако особого внимания заслуживает отношение пророка к имени Бога. В 38 стихах своей книги он употребляет имя Бога 35 раз, из них 14 — в выражении «Бог воинств». Аггей не оставляет сомнений в том, что его весть от Бога: «Аггей, вестник Бога, сказал народу по поручению Бога: „Я с вами“,— говорит Господь» (1:13).

Это был крайне важный период в истории Божьего народа, и служение Аггея принесло неоценимую пользу. Пророк ни в чём не отступал от порученного ему задания и не старался смягчать слова, обращаясь к иудеям. Он открыто говорил о том, что не время тянуть и что пора приступать к делу. Если иудеи хотели получить хоть какие-то блага от руки Бога, им нужно было отстроить дом Бога и восстановить чистое поклонение. Суть вести Аггея сводилась к следующему: если человек хочет пользоваться благословениями от Бога, он должен служить истинному Богу и выполнять работу, которую Он ему поручает.

СОДЕРЖАНИЕ.

ПЕРВАЯ ВЕСТЬ (1:1—15). Она обращена к правителю Зоровавелю и к первосвященнику Иисусу, но произносится в присутствии народа. Народ говорит: «Ещё не пришло время. Не время строить дом Бога». Через Аггея Бог задаёт им заставляющий задуматься вопрос: «А вам самим время жить в домах, отделанных деревом, тогда как этот дом в запустении?» (1:2, 4).

В материальном плане они сеют много, но это приносит им мало пользы: у них не становится больше еды, питья и одежды. Бог призывает их: «Поразмышляйте в своём сердце о своих путях» (1:7). Им давно пора принести древесину и построить дом, чтобы Бог прославился. Иудеи хорошо заботятся о своих домах, а дом Бога в запустении. Поэтому Бог перестал давать небесную росу и урожаи и не благословляет людей и их труд.

Они понимают суть этой вести. Аггей пророчествовал не зря. Правители и народ прислушиваются к «голосу своего Бога». Страх перед людьми сменяется страхом перед Богом. Через своего вестника Аггея Бог заверяет их: «Я с вами» (1:12, 13).
Бог побуждает к действию дух правителя, дух первосвященника и дух оставшихся из народа. С начала пророческого служения Аггея проходит всего лишь 23 дня, и, несмотря на официальный запрет персидского правительства, иудеи берутся за работу.

ВТОРАЯ ВЕСТЬ (2:1—9). Проходит меньше месяца с момента возобновления строительства, и Аггей объявляет вторую вдохновленную Богом весть. Она обращена к Зоровавелю, Иисусу и оставшимся из народа. Очевидно, некоторые иудеи из тех, кто до плена видел храм Соломона, считают, что новый храм будет ничто по сравнению с прежним. Но что скажет Бог воинств? Он говорит: «Будь твёрд, весь народ... и выполняйте работу. Ведь я с вами» (2:4). Бог напоминает им о соглашении, которое он с ними заключил, и говорит, что им не нужно бояться. Он укрепляет их обещанием о том, что он сотрясёт все народы, и придут желанные сокровища, и он наполнит свой дом славой. Слава этого последнего дома будет больше, чем слава прежнего, и на этом месте он даст мир.

ТРЕТЬЯ ВЕСТЬ(2:10—19). Спустя два месяца и три дня Аггей обращается к священникам. Чтобы донести до них суть вести, он прибегает к аллегории. Если священник, несущий святое мясо, прикоснётся к какой-либо другой пище, станет ли она святой? Ответ — нет. А если кто-нибудь прикоснется к нечистому, например к трупу, то станет ли он нечистым? Ответ — да. Затем Аггей объясняет аллегорию. Народ этой земли нечист, потому что пренебрегает чистым поклонением. Все их приношения нечисты для Бога. Из-за этого Бог не благословляет их труд и даже посылает на них знойный ветер, плесень и град. Им нужно изменить свои пути. Тогда Бог благословит их.

ЧЕТВЁРТАЯ ВЕСТЬ (2:20—23). Аггей объявляет эту весть в тот же день, что и третью, но она обращена к Зоровавелю. Бог снова говорит, что сотрясёт небеса и землю, но на этот раз речь идет уже о полном истреблении царств народов. Многие погибнут, «каждый от меча своего брата» (2:22). В конце своего пророчества Аггей заверяет Зоровавеля в благосклонности Бога.

ЧЕМ ПОЛЕЗНА.

Четыре вести Бога, переданные через Аггея, принесли иудеям того времени большую пользу. Они были побуждены сразу же приступить к делу и через четыре с половиной года завершили строительство храма, благодаря чему в Израиле возродилось истинное поклонение Богу (Езд. 6:14, 15). Бог благословил их усердный труд. Во время строительства храма персидский царь Дарий проверил государственные записи и подтвердил законность первоначального указа Кира. Таким образом, храм был достроен при поддержке царя (Езд. 6:1—13).

В этой пророческой книге содержатся мудрые советы и на наши дни. Например, в ней подчёркивается необходимость ставить служение Богу выше собственных интересов (Агг. 1:2—8; Матф. 6:33). Также напоминается о том, что эгоизм губителен и погоня за материальными благами тщетна. Мир и благословение Бога — вот что обогащает человека (Агг. 1:9—11; 2:9; Пр. 10:22). Кроме того, в книге подчёркивается, что служение Богу не делает человека чистым, если оно не совершается в чистоте и от всей души, а также говорится, что служение нельзя осквернять нечистым поведением (Агг. 2:10—14; Кол. 3:23; Рим. 6:19). В книге показано, что Божьи служители не должны с сожалением оглядываться назад, вспоминая «старые добрые времена», но им следует смотреть вперёд, размышляя «в своём сердце о своих путях» и стараясь приносить славу Богу. Тогда Бог будет с ними (Агг. 2:3, 4; 1:7, 8, 13; Флп. 3:13, 14; Рим. 8:31).

Как только иудеи приступили к строительству храма, Бог даровал им благословение и успех во всех их делах. Помехи исчезли. Работы завершились в сравнительно короткий срок. Да, бесстрашие и усердие в деле Бога всегда вознаграждаются. Трудности, настоящие или мнимые, можно преодолеть, проявляя мужество и веру. Послушание «слову Бога» приносит свои плоды (Агг. 1:1).

А что можно сказать о пророчестве о том, что Бог сотрясёт «небеса и землю»? Апостол Павел объясняет Аггея 2:6 следующим образом: «Теперь же он [Бог] обещает, говоря: „Ещё раз сотрясу не только землю, но и небо“. А слова „ещё раз“ указывают на устранение колеблемого — того, что было создано,— чтобы осталось непоколебимое. Поэтому, зная, что мы получим царство непоколебимое, давайте и дальше держаться незаслуженной доброты, благодаря которой мы можем совершать священное служение Богу так, как ему угодно, делая это с богобоязненностью и трепетом, потому что наш Бог есть также пожирающий огонь» (Евр. 12:26—29).

Как видно из слов Аггея, Бог сотрясает небеса и землю для того, чтобы ниспровергнуть «престол царств» и истребить «силу царств народов» (Агг. 2:21, 22). Цитируя это пророчество, Павел говорит, что Царство Бога, напротив, «непоколебимое». Итак, размышляя о надежде на это Царство, давайте оставаться твёрдыми и выполнять работу, совершая священное служение Богу. И давайте помнить, что, прежде чем Бог свергнет народы земли, нечто драгоценное будет пробуждено и выйдет из них, чтобы спастись: «„Я сотрясу все народы, и придут желанные сокровища из всех народов, и я наполню этот дом славой“,— говорит Бог воинств» (2:4, 7).


Рецензии
Очень удачная работа!
Заставило задуматься
Тонкий вкус и изысканный стиль!

Иванников Данил   25.04.2023 19:54     Заявить о нарушении
Искренне рад!

Михаил Моисеев   25.04.2023 23:09   Заявить о нарушении