Паскаль с цитатами и комментариями
Паскаль
"Мысли":
Эти его потуги всегда казались совершенно несостоятельными - сейчас ничего не изменилось... По-моему, технарю невозможно не запутаться в душевных вопросах... - всегда будет туп как изувер, не избавится от скверной подкладки... Он очень претенциозен и высокопарен. Просто "ударился в религию", не более того. Такое часто случается... Но как учёный он меня впечатляет - именно такие люди и закладывали будущий технический прогресс ещё в 17 веке.....
П.С.2:
Да, как учёный он определенно был вундеркиндом. Но он был больным и слабым с самого детства, поэтому интерес и к религии, а не только к науке, был только делом времени...
„Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмём два случая: если выиграете, вы выиграете всё; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть.“ - логично, но это греховная расчётливость! Мне, например, она совершенно чужда. Никаких "если" для меня не существует! На бога нельзя поставить. Любовь лучше чем нелюбовь, но как ты поставишь на любовь? Откуда она возьмётся, если её нет, из одного твоего расчета? (Или это он своим дружкам объяснял - а среди них были аристократы игроки и картежники, он для них даже создавал теории выигрыша)
„Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту“ - боюсь, вакуум может заполнить только мертвая материя, ничто живое в нем не будет расти... У меня тоже были скучные, "вакуумные" периоды жизни - и я не мог себя ничем заполнить, кроме всякого мусора. Т.е. невозможно перескочить из бездарного вакуума сразу к гениальной жизни - надо проходить длинную дорогу развития...
„Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе. Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света. Тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы.“ - благочестивый бред; такой бред религиозники всех конфессий несут не задумываясь килотоннами, уверенные, что "благочестие" всё равно их оправдает... Бог не является, не скрывается - и зачем скрываться, если от тебя бегут?! И никакой тьмы он не даёт... (Даже не хочется возражать , настолько это глупо!)
„В любви молчание дороже слов.“ - в любви всё дорого, без любви всё дёшево
„Я делю всех людей на три категории: кто встретил Бога и служит Ему, кто не встретил, но ищет, и кто не встретил и не хочет искать. Последние — самые несчастные.“ - категории хороши в науке, в схоластике, в жизни подобные механистические, абстрактные подходы выглядят очень слабо
„О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.“ - а разве между ними возможно противоречие? Или он имеет в виду усилия напоказ? Вообще-то и повседневная жизнь состоит из отдельных усилий. Были бы и жизнь, и усилия - это главное...
„Я слишком хорошо знаю выгоды болезни и недостатки здоровья.“ - ему приходилось искать и то, и другое себе в утешение и чтобы что-нибудь смочь...
„Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик, и обиженный стали другими людьми.“ - бывает и такое (он ведь достаточно сильно менялся, пережил перелом, вот и знает), но и обычную причину забывать не стоит: со временем другие скорби и радости заслоняют прежние...
„Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.“ - по себе судит?! Да, как надорвешься от чрезмерных усилий, так и чрезмерно ослабеешь (и духом падешь). Вообще, чрезмерные и неверные усилия от нехватки ума, а ум очень нужен, чтобы тебя не обступили пороки или нехорошие дяди...
„Легче умереть, не думая о смерти, чем думать о ней, даже когда она не грозит.“ - совсем не хотелось ему болеть и думать о смерти! Хотя именно от мыслей о смерти мудреешь - и только от них...
„Отчего это хромой человек нас не раздражает, а умственно хромающий раздражает? Оттого, что хромой сознаёт, что мы ходим прямо, а умственно хромающий утверждает, что не он, а мы хромаем.“ - раз мы раздражаемся, то тоже хромы! Не хромых умом так же мало, как хромых телом... (Редко-редко увидишь, что кто-то прихрамывает! Прячутся и хромые и настоящие умники!)
„Ухо наше для лести — широко раскрытая дверь, для правды же — игольное ушко.“ - измаялись в неправдах своих и хотим, чтобы нас похвалили... И боимся, что правда нас просто добьёт!
„И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть.“ - надоедает и блеск на реке. По крайней мере, глаза устают... Вообще, устать очень просто, ведь мы очень слабы. А в отношении многих предметов ещё и пресыщены
„Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче.“ - авось, мол, в торопливом общем словесном поносе вывалил и то, что хотел
„Человек — это приговорённый к смерти, казнь которого откладывается.“ - и хорошенько так отложили; боги явно могли бы, могли меня и пораньше прикончить - мол, всё равно же ничего не выйдет уже (или: всё равно же сделано уже достаточно много)
„Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.“ - да; а если включить им прожектор, то скажут, зачем ты слепишь меня... И ещё надо учитывать, что на внешнем свету хуже всего виден внутренний мир - тогда как во внешней темноте он как на ладони - и невозможна ситуация, когда оба они светлы или темны, если только мы не умираем от усталости или не возносимся в небесном экстазе...
„Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число.“ - заменять их на себя в том же качестве
„Познание Бога без сознания нашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без познания Иисуса Христа ведёт к отчаянию. Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нём мы обретаем как сознание своей немощности, так и единственный путь к её уврачеванию.“ - нет, гордость и отчаяние с нами всегда (в благополучные времена - только гордость). Ведь наше познание Иисуса всегда слишком неполное...
„Природа заключает в себе совершенства, чтобы показать, что она есть изображение Бога. Но она же имеет недостатки, чтобы показать, что она — только изображение Его.“ - сразу видно, что он был горожанин и абстрактный математик и с природой мало дружил и не понимал её ни шиша. Изображение - это иллюзия, а природа - это одна из трёх главных реальностей! И нет в ней никаких недостатков, а есть всё та же борьба добра и зла, которая присуща всему нашему миру...
„Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество.“ - честность и ум, а не величие; не надо этих дурацких кульбитов. "Я велик, потому что я знаю, что мал"?!?! "Я мал, потому что узнал, что я велик". Так ты определись, дорогой ...
„Величие человека в его способности мыслить.“ - мыслить о своем ничтожестве? (О чужом!) "Величие человека в его способности мыслить, хоть она и ничтожна". Или это тонкий намек на свои способности в математике?!
„Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.“ - если пожрешь, то и посрешь, типа того... Только в детстве достаточно каких-нибудь удовольствий, чтобы осчастливиться... В общем, подрочил в своё удовольствие, ради счастья оргазма, но потом, конечно, был очень собой недоволен, несчастлив...
„Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и прибывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть он знает, каков он в действительности.“ - пусть он знает, что он не знает... Троичный он (ангел, человек, зверь) - математику, кстати, троичность могла бы жутко понравиться, но пока незаметно, что он о ней слышал...
„Для человека заурядного все люди на одно лицо.“ - для гениального тоже. Ты должен быть как все, чтобы во всех не видеть китайцев
„Последний вывод разума — это признание, что есть бесконечное число вещей, превосходящих его. Он слаб, если не доходит до признания этого. Где надо — следует сомневаться, где надо — говорить с уверенностью, где надо — признавать своё бессилие. Кто так не поступает, не понимает силы разума“ - существуют ли бесконечности, если знать, что земля шар? Не будь белкой в колесе и не будет никаких бесконечностей. Реальные бесконечности не могут не сломать конечного человека. Раз ум подобен материи, то: умник, будь как крестьянин и вскапывай свой огород - только землю копай, а не воздух, за реальность цепляйся лопатой...
„Прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель.“ - мечтал о светлом будущем, эксплуатировал себя...
„Общественное мнение правит людьми.“ - да, и в бога они верят потому, что это общепринято - сколько сразу становится атеистов, если в обществе принят атеизм! Хотя периодически общество принимает жалкий вид - например, проигрывает другим обществам - и вот тогда возможна самодеятельность...
„Кто не видит суеты мира, тот суетен сам.“ - чтобы увидеть суету мира для начала надо увидеть сам мир... Мне кажется, суета - это чисто городское и господское понятие; в деревнях и у бедняков всё это называется просто бесконечной и весьма шустрой работой... Суета - это когда делаешь лишнее или думаешь лишнее... Опять же, мы все дураки - а чем можно дурость свою компенсировать? Вот и суетимся, по-быстрому пытаясь поправиться... У муравьев суета или нужная работа? ...Он, наверное, хотел сказать про суетность общественных мнений - так, для несуетных нужен ум, а для ума нужна независимость! Невозможно не суетиться, когда столь многого тебе не хватает...
„Человек это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая“ - на тростинку похож только очень слабый человек - есть ведь и быки, и боровы. Человек вовсе не самое слабое в природе существо, опять он природу не знает и судит по городским ребятам...Про себя, конечно, говорил - но вся беда, что трудно выжить, если сильный ум опирается на слабое тело, не будет гармонии и правильных мыслей - и он сам всему этому пример...
„Мы никогда не живём настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано.“ - совсем недавно вещал другое! Почему не покаялся прежде?! Но "жить настоящим" - это тоже какая-то чушь. Надо жить сразу и настоящим и прошлым и будущим - а может и вовсе не думать о времени...
„Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.“ - вот, блин, любитель изысков... Просто если кричат о них, то и делают только ради саморекламы - а вероятнее всего и вовсе не делают. Иисус, например, не кричал, но и не утаивал - просто не думал об этом. Хотя и написано, что за милостыню втайне бог воздаст явно, но для меня главное, чтобы милостыня была и чтобы хотя бы не кричали и не трещали об этом. Сама способность к милостыне уже редкость, уже свидетельство доброго сердца. А доброго сердца почти и не бывает у нескромных людей, одно всегда идёт вместе с другим: одни не делают, а говорят, а другие делают, но хвалиться и не приходит в голову. Хотя возможно в те времена, и у евреев, всё-таки распространен был и другой вариант, ведь, кажется, им религия вменяла в обязанность милостыню - если не дашь, то все осудят и так далее... Вообще, это неправильно, если лучшие люди будут слишком таиться и жить только в каком-то подполье. Насиделись в подпольях, на кухнях в совке...
„Шахматы — это гимнастика для мозгов.“ - наверное, всех обыгрывал?
„Неоспоримо, что вся людская нравственность зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет.“ - вера в божественность и бессмертие души - это вообще самый главный вопрос - а вовсе не вопрос "веры в бога". Но даже и веря в душу, ты всё равно будешь лишь относительно нравственным, ведь душа - это слабость и вера в душу, пусть бессмертную и божественную, это тоже вера в слабость - а наша нравственность и праведность требует силы; без мудрости и в болезнях мы легко можем упасть...
„Горе людям, не знающим смысла своей жизни.“ - есть люди с жизнью, но без смысла - они жизнерадостны; это, например, бабы; есть люди со смыслом, но без жизни - они уверенны в себе; это, например, инженеры; есть люди без смыслов и без жизни - они живут за счёт чужих жизней и смыслов; но есть ли люди и с жизнью и со смыслом? Разве что, небольшими; чуть-чуть понимаем, чуть-чуть живём - а остальное всё-таки заимствуем (пользуясь экранами) А так смысл жизни для всех в том, чтобы прожить не хуже других и чтобы душа (совесть - а также жена!) была нами довольна...
„Счастье заключается только в покое, а не в суете.“ - свое счастье в покое, свое - в движении. В движении легко кайф поймать застоявшемуся телу, а в покое - уставшему...
„Люди ищут удовольствий, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют ещё пустоты той новой потехи, которая их притягивает.“ - когда так болеешь и умираешь, как Паскаль, конечно, любые потехи будут казаться пустыми... Вообще, пустым можно объявить всё, у чего нет больших последствий - а их почти ни у чего нет... Но вот, допустим, перенапряг (переполнение!) у меня и мне нужно немного расслабиться... - получается, что мне даже необходимо немного пустоты!
„Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след. Они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит.“ - сам же писал против похвал? Уж и не помню относительно себя настолько добрых и ценных слов, чтобы след от них был именно прекрасен. По-моему, это больше на детей рассчитано... И женщин... На самом деле, с добрыми людьми точно такой же дефицит, как и с умными - много есть умных относительно и добрых только со своими.
„Суть несчастья в том, чтобы желать и не мочь.“ - а потери ничего не значат?
„Каждую книгу нужно уметь читать.“ - отдельное умение для каждой книги?! Типа, найди подход и тебе понравится. "Кошек надо уметь готовить"...
„Во мне, а не в писаниях Монтеня, содержится то, что я в них вычитываю.“ - бедный Монтень! Кругом люди, которым что ни говори, они слышат только себя...
„Сердце имеет доводы,которых не знает разум“ - "сердце " - это чувства; у чувств нет доводов; а разум знает про чувства...
„Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает спокойно сидеть у себя дома — там, где ему положено.“ - даже у Паскаля бывают идиотические перлы!
„Истина и справедливость — точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда даём промах, а если и попадаем в точку, то размазываем её и при этом прикасаемся ко всему, чем она окружена, — к неправде куда чаще, чем к правде.“ - да, Паскаль, ты тоже почти всегда даёшь промах... (я его тоже даю, раз нахожусь в таком незавидном положении)
„Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами.“ - тут же залупил куда-то в "молоко"...
„Зло даётся всем без труда, и оно многолико, тогда как добро, можно сказать, всегда одинаково.“ - так и будет проигрывать при таком раскладе...
„Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе.“ - вот я и показываю причины для недоверия...
„Мы познаем правду не только умом, но и сердцем.“ - познаем мы умом, а сердцем чувствуем - и не только правду, но и ложь...
„Чем умнее человек, тем больше он находит оригинальных людей. Заурядные люди не находят разницы между людьми.“ - опять на ту же тему... Я сейчас, кстати, развлекаюсь тем, что отыскиваю на прозу-ру и стихах-ру всех, кто выделяется из общей массы - и нахожу не так уж и мало (и достаточно быстро, потому что глаз очень наметан)
„Все тела, небесный свод, звезды, Земля и её царства не идут в сравнение с самым низким из умов, ибо ум несет в себе знание обо всем этом, тела же не ведают ничего.“ - очень глупо так говорить, я "тела" (?!) уважаю точно так же, как ум. Тела не ведают, но они могут - а у ума всё наоборот. Ум ничего не может без тел. И они ему не подчинятся, если он будет недостаточно умён. Недостаточно умные сами подчиняются телам и вещам...
Устал я об него разряжаться...
Свидетельство о публикации №123030401698