Житие преподобного Зосимы Верховского. Часть 25

   Приключения в сибирском лесу. Глава вторая. Спасение и путь к месту за Трикурыми проливами.

Проснувшись, на другой день, оба старца,
почувствовав, что телом ослабели,
под деревом с вещами свои санки
оставили, и это место оглядели.

Они планировали к той поклаже позже
кого-нибудь из сельских жителей послать,
но, оказалось, что найти её непросто –
как и иголку в стоге сена не сыскать.

Хотя имущество вернуть – было рассчитано,
спасли лишь то, что взять с собой сумели,
Евангелие с книгой Исаака Сирина,
оставить их скитальцы не посмели.

С трудом, великим, они, встав, пошли,
едва-едва передвигая свои ноги,
уж и не думали, что Бог им дни продлит,
так изнурились и от холода продрогли.

Пришло на мысль им – Богу обещать,
Что если выйдут из тайги и будут живы,
То уж не станут молоко употреблять,
Лишь в праздники, вплоть до своей могилы.

Пройдя немного, они вышли на дорогу,
Так были рады, что присели отдыхать.
И тут признался Василиск: «Ей, Богу!
Не в силах дальше я, мой друг, шагать».

И предложил отцу Зосиме он всерьёз:
— Оставь меня! Иди! Не пропаду!
Огонь здесь разведу, пока идёшь,
ведь дров полно, дня за три не помру!
Ты из селения пришлешь за мною лошадь,
А сухарей тебе в дорогу хватит.
Обоим погибать нам здесь негоже,
Так будет правильней – при этаком раскладе!

Услышав эти умилительные речи
совсем ослабшего и полумертвого отца,
Зосима отвечал: «Уж лучше вместе
с тобой умру я! Не оставлю здесь тебя!»

Так, отдохнув, ещё пройдя немного,
Они увидели в снегу следы собак,
А это значило, что до селения жилого
уже немного оставалось им, пустяк.

Когда ж увидели у речки Томь они
и след ног человеческих, рыдали,
из глаз слезинки водопадом потекли,
прославив Бога, веселей уже шагали.

Не без труда, конечно, они шли,
Метель дорогу снегом застелила,
Из-за того порой сбивались и с пути,
Но в них воскресла, появилась сила.

Доев последние остатки своей пищи,
прошли скитальцы несколько, так, вёрст.
Найдёт искомое лишь тот, кто ищет,
кто в намерениях своих упрям и твёрд.

В деревне о пустынниках все слышали,
Но были тронуты, увидев пред собой
полунагих, иссохших, изнемогших,
двух живых трупов, под глазами с синевой.

Два дня в деревне их пытались выходить,
Хорошей пищею кормили, дав питьё,
Но старцы кушали не больше кисонек,
Едва съедая одну булочку вдвоём.

А через два дня на подводах, покрыв старцев,
одеждой тёплою, отправили их в волость,
а там, с великим состраданьем и усердьем,
письмоводитель оказал им благосклонность.

Он их в Кузнецк отправил на подводах,
там старцы набирались новых сил,
они три месяца в том городе «лечились»,
и весь народ за простоту их полюбил.

Расположила к себе весь Кузнецкий округ
тех старцев добродетельная жизнь,
их уважали все – и стар, и молод,
за нестяжание и за слова без всякой лжи.

Вот и решили Василиск с Зосимой:
— Народ здесь добрый и усердный, и простой.
Все – христиане. Нет средь них раскольников,
нет иноверцев, нет еретиков.

На сохранение исправнику отдав
свои бумаги, отнеся их в Земский суд,
окрепнув, старцы двинулись искать
пустынных мест, поблизости, в лесу.

И их усердная молитва указала
Им место за Трикурыми проливами,
Среди озёр, богатых разной рыбой,
В лесу таёжном с кедрами и пихтами.

В верстах пятидесяти находился город,
Деревня – в тридцати верстах от них,
могли молиться, любоваться ли природой,
уединившись, в тишине, от глаз людских.

02.03.2023 г.


Рецензии