Средства пропаганды

Пропаганда - способ распространения идей и влияния. Любая власть, от семейной до вселенской, ее использует. Это часть, свойство власти. Можно ли отделить волны от моря? А пропаганду от власти? Возможно ли ее существование само по себе? И почему обваливаются мощнейшие агитационные машины, увлекая в пропасть за собой и саму власть?
Родители, убеждая детей заниматься спортом, не пить алкоголь, не курить и не употреблять наркотики, ведут ПРОПАГАНДУ здорового образа жизни. Для достижения цели они пользуются методами убеждения: объясняют, приводят логические доводы, делятся своим и чужим опытом. Но найдя сигареты в карманах подростков, многие начинают ругаются, размахивать руками и топать ногами. Некоторые, особенно отцы, (о, ужас!), вправляют детям мозги, применяя физическую силу, так сказать, с помощью кнута. Другие, особенно матери, манят отпрысков пряником послушания, обещая золотые горы и долгую счастливую жизнь за правильное поведение. То есть методы пропаганды даже в семье бывают разными, нередко агрессивными и манипулятивными.Дети частенько поддаются не родительской пропаганде, а соблазнам этого мира и приобретают вредные привычки.  Но некоторые, испытав синдром похмелья или болезни легких, начинают понимать смысл родительских лекций и тумаков. Авторитет предков растет в этот момент, поддерживая и усиливая иерархический порядок и основы власти в семье.
Любой лидер, даже "отец" архаичного племени, использует пропаганду. Личная харизма, вера в свою правоту, умение убеждать других необходимы борцу за власть. Не буду рассматривать длительный период развития общества, когда платформой для пропаганды служили сама семья, племя и религиозно-обрядовая деятельность. Такая форма власти стара как мир и существует до сих пор. Но в очень ограниченном пространстве. Утверждения "религия - опиум для народа" и "все зависит от семьи" сегодня не так актуальны, а вот сам институт пропаганды окреп, вырос, усложнился и превратился в огромный фантасмагорический самодостаточный мир современной вселенской власти, давно выйдя даже за рамки государств.Методы и инструментарий, применяемые пропагандой, прямо зависят от научно-технического прогресса:
1. ГАЗЕТЫ ("небесная манна революционеров").
Ничего не зная о происхождении газет, смею предположить, что они появились... где-нибудь в Европе. Открываю интернет. Да, в 1631 году во Франции вышло издание Gazette. С его подачи и закрепилось слово «газета». Конечно, грамотных людей было тогда немного, но уже в восемнадцатом веке Великую Французскую революцию подготовили пламенные речи ее лидеров и политические печатные издания. Камиль Демулен, друг и соратник Робеспьера, говорил о журналистике: "...Газеты каждое утро сыпятся как манна небесная, и, подобно солнцу ежедневно выходят освещать горизонт". Книги и культура в целом, создавали и фиксировали назревшие изменения в обществе, а вот газеты (чудо-листочки обо всем понемногу и не о чем подробно) играли в то время колоссальную роль в распространении идей.Именно через печать якобинской диктатуре удалось взять власть в свои руки.

Чтобы показать значении периодических изданий во время революции семнадцатого года в России, приведу цитату Алексея Ремизова, три коротких предложения из личного дневника за 5 марта 1917 года, когда после информационного голода во время февральских массовых выступлений, в начале марта выпуск «манны небесной» возобновился: "Сегодня вышли все газеты... Стоял сегодня в хвосте за газетами... Небывалая вещь - газетный хвост".
В наше время подобных очередей нет, хотя часть населения, в основном пожилого возраста, до сих пор читает периодику. Но современную картину пропагандистского мира печатными изданиями особо не изменишь. Означает ли это, что чтение газет, как массовое явление, ушло из нашей жизни?
2. РАДИО (Рыло Геббельса).
В марте 1897 года А. Попов продемонстрировал передачу и прием радиосигнала в физическом кабинете Санкт-Петербургского университета, а к 1940 году в США уже имелось более 50 миллионов радиоприемников, в Англии 10 миллионов, а в СССР 500 тысяч. И пока в тридцатые годы советская власть распространяла посредством радиовещания передовые методы труда, стахановского движения и социалистических соревнований, в Германии зрела совсем другая пропаганда.18 августа 1933 года Йозеф Геббельс открыл 10-ю Международную радиовыставку в Берлине речью, в которой провозгласил "радио восьмой великой державой". Когда-то Наполеон назвал прессу седьмой великой державой, которая стала независимым и мощным государством наравне с такими империями, как Россия, Франция, Германия, Англия, Австро-Венгрия.
"Радио станет для двадцатого века тем же, чем пресса была для девятнадцатого». Для достижения своих целей Геббельс взял под контроль Reichs-Rundfunk-Gesellschaft - Радиовещательную корпорацию Рейха. Он поставил задачу обеспечить каждому немцу доступ к недорогому радиоприемнику. В тридцатые годы они стоили недешево. Но благодаря усилиям гения пропаганды, появился Volksempf;nger ("народное приемник"), который Геббельс представил на выставке в Берлине. За первые два дня было продано более ста тысяч единиц.
К 1941 году почти две третьих семей имели «народное радио», и Геббельсу удалось обеспечить Гитлеру прямой доступ в дома людей через эфир. Правительство оказало давление на 28 немецких производителей, включая Philips, Siemens и Telefunken, заставив их выпускать приемник VE301 (обозначение является отсылкой на 30 января - день прихода власти Адольфа Гитлера в 1933).Рекламные плакаты гласили: "Вся Германия слышит фюрера по народному радио". Оно является посредником между простыми людьми и правительством и сделает страну снова сильной и процветающей, донося политические, культурные и экономические идеи в каждую семью.
Еще более дешевая версия радио появилась в 1938 году (всего 35 рейхсмарок) и получила прозвище Goebbels-Shnauze, или "рыло Геббельса".Геббельс не ограничивался лишь безостановочной трансляцией программы Третьего рейха. Люди с радостью покупали недорогие приемники в свои дома именно потому, что радио обеспечивало развлечения. Среди регулярных передач были оперы, классические концерты, легкая танцевальная музыка, игры, шутки и популярное искусство. Конечно, программы подвергались жесткой цензуре. К запрещенным материалам относилась "испорченная музыка", такая как джаз, поп-музыка и свинг.Обычным людям предлагали дешевые радио через нацистскую организацию Kraft durch Freude, которая предоставляла льготы гражданам, преданным партии. Люди с энтузиазмом воспринимали преимущества членства в партии и слушали радио, даже если не были согласны со всеми аспектами деятельности партии. Йоханн Балог, австриец, вспоминал, что его деревня Альтодис получила два радиоприемника VE301, которые были установлены в центре. Его семья часто ходила туда, чтобы послушать передачи. Люди воспринимали народное радио не как холодный инструмент пропаганды, а как желанный знак нормальной жизни и прогресса - именно так, как и предполагал Геббельс. В итоге пропагандистская машина Третьего рейха изменила звуковой ландшафт городов Германии и привела ... Мы все помним, к чему она привела немецкий народ.
Хочется отметить, что каждая власть использовала творческий инструментарий в пропаганде своих идей. Культура – наследница культа, религии. Наивно думать, что власть дурманила народ и манипулировала им через религиозные институты, а вот культура, особенное творчество ярких личностей человечества, стоит вне института власти и является свободной и независимой от нее. Очень наивное мнение.
Нужно понимать, что радио транслировало то, что для многих простых людей было недоступно. Кто из жителей деревень мог похвастаться тем, что лично посетил городскую филармонию и прослушал первый концерт Бетховена для фортепиано с оркестром? Или потанцевал танго под живую музыку в парижском парке Мансо? Патефоны и граммофоны, предвестники радиоприемников, конечно, способствовали распространению искусства, но не со скоростью и доступностью радио.А люди тянулись к культуре. И благодаря техническим достижениям двадцатого века, она стала доступна почти всем. Концерт Бетховена, записанный на пластинку, покинул пределы элитных театров и размножился, распространился по миру, как сорняк одуванчик. Он стал достижением всех и каждого. С одной стороны, это способствовало культурному развитию населения. Но, с другой стороны, его культурная ценность снизилась до утех потребителя. Пластинку можно хранить в обложке, а можно сломать и выбросить в мусорное ведро. Можно слушать музыку, различая гаммы и отдельные пассажи, а можно просто качать анекдоты под плоды творческих мук Бетховена. Можно эмоционально обнажаться под воздействием музыки, а можно под ее звучание пить вино и обнажать дешевую девку из ближайшего питейного заведения.Культура стала достоянием всех не через смыслы, а через фактические материальные носители! И теперь она в нашей власти! Мы можем возносить ее в заоблачные дали, а можем вытирать об нее ноги! И не в переносном, а в прямом смысле этого слова... Вспомните, какие носки любит сегодня молодежь? Разве случайно появилась Мона Лиза со своей загадочной улыбкой на пятках миллионов мягеньких носочков????Нет смысла осуждать тех, кто зевает под орган и носит носки с парочкой Климта. Но стоит задуматься, почему происходит нивелирование ценностей, в том числе и культурных. И почему в современном языке появляются такие понятия, как поп культура, культура подростков и так далее? Словно культура сама распадается на отдельные частички и воспроизводится в своих же фрагментах. А как смысл слова "культура" меняется во времени? Наследница культа религиозного, духовного, она сначала теряет свой божественный смысл, затем нравственный и сохраняет только смысл слова "культ", как простое поклонение чему бы то ни было (культ личности, идеи, кока-колы) или культ самой себя.
Но вернемся к радио. Так сложилось, что в Германии тиран тиранов завладел его магической силой. В других странах все было совсем по-другому? Там транслировались только общечеловеческие ценности без особой цензуры?Люди моего возраста и старше прекрасно помнят нашу родную советскую пропаганду "барабанного типа". Так называемое "совковое" радио начинало трансляцию в шесть утра с гимна Советскому Союзу, являясь патриотическим будильником для всей страны. Втечение дня оно вещало о победоносном шествии социализма по планете, об ужасах капиталистического мира, о гармоничном развитии личности, о том, что любой труд почетен и нужно беречь государственную собственность, как зеницу ока, дружить с братскими народами и сохранять мир во всем мире. Не просто вещало, а вдалбливало всеми возможными способами в головы строителей коммунизма свои прописные истины.Интересно, что к началу войны наша страна была самой отсталой в плане радиовещания, но уже в 1941-1942 годах всего за девять месяцев была построена самая мощная в мире Куйбышевская радиовещательная станция. Двухэтажный подземный бункер, где располагалось радиооборудование, до сих пор находится на глубине 22 метров под землей. Оттуда эфирными волнами голос Ю.Б. Левитана с его "От советского информбюро...", доносил миллионам "затаежной" новости с фронта и приближал долгожданную победу."Совок" и "затаежная" - красочные эпитеты Родине, придуманные ее же гражданами в конце двадцатого века после многолетнего призыва коммунистической партии любить родную землю. Неужели она заслужила такие словечки в свой адрес? Что было не так с нашими гражданами? Что было не так с нашей пропагандой? То, что она вещала, не соответствовало действительности? Власть советов провозглашала принцип "Каждому по потребностям, от каждого по способностям", а сама нежилась на солнышке в Сингапуре? Она уверяла, что хлеб всему голова, позабыв, что о зрелищах? Она утверждала, что каждый труд почетен, а сама била баклуши? Она на первое место ставила обязанности, а не права? Требовала от личности гармонично развиваться, любить природу и обзывала семью ячейкой общества? Уверяла, что "дружба народов надежный оплот" вместо того, чтобы соблюдать суверенитет каждой отдельной взятой деревни? Или... она нас обманула, запланировала и не построила коммунизм?!Да, мы жили в дремучей стране, в затаежной... И пропаганда наша была простой и твердой, как серп и молот, как кувалда. Она была дубовой, народной, мужицкой, жесткой, как затрещина. Простыми мы были людьми, бородатыми, от сохи... И также агитировали. Примерно так, как мужик деревенский, который психологию и педагогику знать не знал, ведать не ведал, но, наткнувшись в сенях на пьяного в стельку сына, снял ремень, да и всыпал ему по сырой попе, а потом сел рядом с ошалелым парнишкой, закурил и выдал весь запас красноречия: "Не пей, говорю, хуже будет!"Я намеренно утрирую, ведь Россия не только лыком шита, и за годы советской власти достигла небывалых высот в образовании, науке и культуры.
А что же происходило в стране статуи свободы, где из миллионов радиоприемников звучал запрещенный Геббельсом джаз и антисоветский "голос Америки"? Золотой век радио длился за океаном примерно тридцать лет, с начала 1920-х и до 1950-х, до момента, когда телевидение пришло ему на смену. Даже в эпоху Великой депрессии 1930-х годов радио оставалось в центре американской жизни.В 1947 году восемьдесят из ста американцев были радиослушателями. Новости, радиопостановки, детективные сериалы, мыльные оперы для женщин, триллеры для мужчин, викторины, шоу талантов, комедии положений, дневные и вечерние развлекательные программы, спортивные трансляции, музыкальные программы, детские шоу, кулинарные шоу и многое другое - огромный ассортимент вещательных услуг ширился день ото дня, чтобы ублажить растущие потребности граждан в организации досуга и получить прибыль. Америка любила развлечения и делала деньги на зрелищах.Не буду утомлять историей радиовещания в стране статуи свободы, но отмечу отличительные особенности. Мелкие коммерческие радиостанции были объединены в крупные радиосети, работа которых технически организовывалась комитетом по радиовещанию. Предпочтение отдавалось коммерческим проектам и программам, которые спонсировались. Шла борьба за дефицитные частоты, количество слушателей и получение прибыли. По этой причине общественное просветительское вещание испытывало давление со стороны коммерческих коллег. Рекламой не заваливали, чтобы не казаться навязчивыми. И когда население Америки стало поголовной сетью радиослушателей (больше 90 процентов), голоса свободного вещания полились за океан в другие страны и континенты в рамках "культурной дипломатии и политики добрососедства".
И если советская пропаганда была подобна заточенной стреле с железным наконечником, то пропаганда американского образа жизни была мягкой и текучей, как вода. Она не била кулаком по лбу, а растекалась, заполняя любые формы бытовой жизни людей, незаметно капая им на мозги. А ведь известно, что вода камень точит.В 1948 году передачи Би-Би-Си велись уже более чем на 40 языках мира. "Голос Америки", предназначенный странам советского блока, вещал об основах западной демократии, о правах человека (не об обязанностях!) и либеральных ценностях, о преимуществе рыночной экономики, о негативных явлениях и проблемах в странах Советов, о которых те помалкивали, и о тоталитарном характере социалистического строя. Все это разбавлялось легкой музыкой, репортажами о новинках моды, о жизни знаменитостей, о курьезных происшествиях и т.д. Особый расчет делался на охват молодежи.
Надо отметить тот факт, что наше "Московское радио" вещало для иностранцев уже во время войны, и к 1980 годам призывало строить светлое будущее на 75 языках мира.Вот так растекались радиоволны двух миров, двух центров власти, двух мировоззрений, двух пропаганд. С одной стороны, Американский континент, грезивший о бескрайней свободе, сверхприбылях и красивой жизни. С другой стороны, Советский Союз, котел социальных экспериментов, окруженный врагами империалистами и мечтавший о мире во всем мире. Каждый звучал в своем диапазоне, создавая потоки смыслов в воздушных пространствах Земли.
3. ТЕЛЕВИЗОР. "Телевизор — это Медуза Горгона: каждый вечер своим неподвижным взглядом обращает в камень миллионы людей, это сирена - поет, и зовет, и обещает так много, а дает ничтожно мало... но я всегда возвращался к ней" (Рей Бредбери "Убийца")
Каждое новое средство коммуникации не отменяет старое, но делает его неактуальным и второстепенным. Радио стала популярным из-за своей простоты. Газеты умели читать далеко не все, а вот слушать умел каждый. Интересно, что поиски передачи звуков на расстоянии шли в одно время, но параллельно с поисками передачи на расстояние изображения. В конце девятнадцатого века был придуман кинетоскоп (шкаф с окном, через которое зрители могли увидеть иллюзии движущего изображения). Через несколько лет братья Люмьер изобрели кинематограф и сняли первый фильм о движущемся поезде.
С этого момента началось победоносное шествие кино по миру! Триумф оптической иллюзии, превращающей белую стену в картину жизни! Чудесная имитация реальности, заставляющая людей плакать и смеяться! Кино, соблазнившее сердца миллионов! Ох, уж это кино!Впитав в себя различные виды искусства, оно очень быстро стало мощной индустрией. Голливуд, корпорация грез, вырос на заброшенных шахтах золотых приисков, показав всему миру, что влияние на умы и настроение людских масс приносит гораздо большие барыши, чем добыча золота и алмазов.Конечно, были попытки создать киноискусство, и существует немало шедевров, но невозможно сотворить Мону Лизу кинематографическую, в ее сюжетном движении от кадра к кадру. Картины Леонардо де Винчи будут интересны всегда, а киноленты, вызывающие восторг у зрителей начала 20 века, могут не понравиться нашим современникам.
Тем не менее, сначала кино называли картиной, как и произведение изобразительного искусства. Кинокартины ассоциируются в большей мере с кинотеатрами. Огромный экран, полотно жизни. Но со временем в употребление прочно вошло английское слово "фильм" (что значит пленка или снимать), как что-то менее масштабное, более доступное, показываемое в телевизоре.Телевидение строилось на принципах радиовещания, которое в свою очередь использовала правила газетной подачи информации. В условиях рынка все виды коммуникаций развивались одинаково, и пресса, и радио, и телевидение. Не должно быть простоев эфирного времени. Необходимо постоянно увеличивать и расширять ассортимент передач, кинолент и самих каналов. За фильмами стояли продюсеры, за различными шоу – спонсоры. И, конечно, наглядность и притягательность этого вида коммуникации стало магнитом для бесконечной рекламы. Оно живет по принципу: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Поэтому, телеящик не мог не стать мощной опорой любой власти!Александр Керенский, вспоминая в преклонном возрасте о том, что в годы революции он был прекрасным оратором (даже на фоне таких мастеров, как Троцкий и Ленин) вдруг воскликнул: «Ах, если бы тогда было телевидение, никто бы меня не смог победить!»Мадлен Олбрайт, первая женщина в должности государственного секретаря США, назвала Си-эн-эн шестнадцатым членом Совета Безопасности. О пропагандистском духе телевизора знают все, поэтому народ окрестил его зомбоящиком. Но я хочу остановится на трех важных моментах, без которых невозможно понять методы современной пропаганды.1. Киноиндустрия изучила огромный спектр человеческих эмоций и приобрела обширный опыт воздействия на психику людей. В этом она была наследницей кинороманов и театров. Применяя на практике методы драматургии, психологии и других областей знаний, она создала своего рода технологии по выбиванию из людей определенных эмоций. Чувство дискомфорта, тревоги, напряжения внушают фильмы ужасов. Сантименты и розовые очки надевают на зрителей мыльные оперы. Комедии смешат и веселят. Триллеры заряжают. Социальные и личные кинодрамы вызывают протестное состояние или сопереживание за чужую беду. Научно-популярные фильмы повышают наше мнение о собственном интеллекте. А про эротику и порнографию даже говорить излишне.
Советское кино, бурно развиваясь, финансировалось государством и, не имея коммерческих задач, выполняло пропагандистскую цель – воспитание гармоничной личности в коллективистской среде социалистической реальности. Голливуд работал на благо рынка и был более прагматичным. Он ставил задачу - получение прибыли, расширение рынков сбыта и пропаганда американского образа жизни, самого заманчивого и свободного в мире. В этом Голливуд был солидарен со своей государственной властью. У них есть и остаются общие интересы и взаимовыгодное сотрудничество.2. Второй момент касается телевидения. Кинофильм представляет из себя законченный продукт, такой, как книга в литературе, пластинка в музыке или картина в живописи. А телешоу это что-то новенькое, попытка обмена, общения со зрителями в режиме, когда они находятся не на диване, а в телевизоре. То же самое относится и к телерепортажам, теленовостям и документальным фильмам, в которых зрители могли увидеть не только профессиональных актеров и актрис, но и обычных людей из реальной жизни и даже самих себя.3. Что же такое кино? В чем его магическая сила? Кинофильмы это… мифы, наглядные, доступные по форме и содержанию для большинства людей. Современные сказки, предания, представления о мире и о себе. Способ познания, если хотите.Древние греки, постигая сложную окружающую реальность, насочиняли огромное количество мифов, многие из которых являются шедеврами человеческого самопознания. Для греков сочинение мифов было стихийным процессом, народным, некоммерческим. А вот современное кино оплачивают и формируют определенные власти. Чем отличается сказка о Белоснежке и американский мультфильм о ней же? Народный миф в костюме голливудского кино становится в разы наглядней, зрелищней по форме, но по содержанию теряет многое. Волшебство не просто уходит, тонет в нагромождении острых киношных приемов. На эмоции детей давят не по-детски, а вот основа, дух сказки улетучивается.Так же и с фильмами. В них очень много зрелищ, сантиментов, эмоций, но мало души.Советские фильмы ее имели, не смотря на социалистическую пропаганду. И они посвящались важным темам и вехам советской истории. Индийский Болливуд в попытках сохранить религиозное самосознание, даже перевел в кинопространство большинство значимых ведических текстов. А Голливуд, эдакий киномаркет, формует и фабрикует фильмы на заказ, на продажу. Разнообразные и качественные по форме, высоко технологичные, по своему содержанию они служат двум главным целям, которые можно описать таким образом: «Платите деньги, и вы получите незабываемые эмоции!» и «Нет ничего выше статуи свободы!»
Пропагандистскими фильмы могут быть не только через его смысл, но и через форму, через стиль, через демонстрацию героев для подражания, как моделей поведения. Это культурная экспансия. Через кино захватывают сердца миллионов. Российское же киноиндустрия, также как и многие другие, является подражательной, и значит, не существенной в современном мире.


Итак, моя последняя часть посвящена, конечно, телефону и интернету.Подытожу предыдущие части.1. Пресса – седьмая великая держава (Наполеон).2. Радио – восьмая великая держава (Геббельс).3. Си-эн-эн (телевидение) – шестнадцатый член Совета Безопасности (Мадлен Олбрайт)4. Метавселенная представляет собой следующий шаг в эволюции общения и взаимодействия в интернете» (Джемери Рифкин, автор эмпатической цивилизации).Вот это размах! Роль коммуникаций возросла за двести лет от великой державы до метавселенной. Откуда такие громкие заявления и амбиции? Чем мобильная связь и система социальных сетей кардинально отличается от всех предыдущих?
Часть 5. Телефон мобильный (пропуск в Мета вселенную)Все достижения научно-технического прогресса, которые стали для обывателей доступными и привычными в использовании, теряют свою значимость как открытия, как нечто чудесное и удивительное. Что такое мобильный телефон, хорошо представили Гарик Мартиросян и Гарик Харламов в юмористической миниатюре «Сталин и Берия».«Сталин:- Нам нужно придумать еще одну трубку… По одной трубке я буду курить, по другой звонить. И если конструкторы не поместят в эту трубку шахматы, будильник и органайзер, всех расстреляю. Еще я хочу этой трубной фотографировать и снимать кино, товарищ Берия. Пошли дальше. Я хочу, чтобы совместили печатную машинку и телевизор, чтобы, когда я печатал, буквы появлялись на экране. Понятно вам? И хочу еще… Можете считать это моим личным капризом, но я расстреляю вас, если так не будет. Хочу мышью открывать окна. Не знаю, как это будет выглядеть, но у меня такой каприз. И чтобы на моем рабочем столе были иконки, не смотря на советскую власть… Хочу иконки на рабочем столе… И мышью открывать окна… И не только открывать, но и закрывать…Берия:- Товарищ Сталин, что вы курите?!»Действительно, за двести лет телефон прошел быстрый и удивительный путь развития. Он менялся, совершенствовался, приобретал разные формы, пока, наконец, не стал маленьким, мобильным и незаменимым другом каждому из живущих на земле, от членов королевских семей до индейцев племени киче.Он включил и сделал несущественными все предыдущие виды коммуникации. Книги, тексты, новости, радиотрансляции, картины и фотографии, видеоролики, кинофильмы, энциклопедии, справочники, игры и развлечения – все это поглотил маленький зубастый телефончик (конечно, благодаря компьютеризации и интернету) и объединил все это коротким и твердым словом КОНТЕНТ.1. Телефон для каждого из нас – маленькая дверка в мир информации. И это его огромное достоинство. Материалы для этой статьи в основном я искала в мобильном интернете. Мне не потребовалось ездить в центральные библиотеки и читать десятки книг и статей. Закачать, поместить в интернет можно любые произведения литературы и искусства. Но как можно прочитать эпопею Льва Толстого «Война и мир» в телефонной версии, которую рекламировал российский телеведущий Гордон? «Читайте Толстого в телефоне» - призывал он. Сама логика интернета и мобильного телефона происходит из газетного принципа «Понемногу обо всем!». «Интернет – крупнейшая в мире библиотека, только все книги разбросаны по полу» (Джон Аллен). Хочу добавить. Многие книги не только разбросаны по полу, но и разорваны на страницы, на цитаты и даже на бессмысленные кусочки текста. Контент – обрывочный материал, сплошь и рядом вырванный из контекста какого-то целого знания. Именно поэтому, знание превращается в обрывки информации. А люди в кого? Читая книги и газеты, они становились читателями. Слушая радио, они становились слушателями. Изначально будучи театральными зрителями, они становились телезрителями. Но сегодня люди, «человеки», стали пользователями. Вот такой путь от знания к обрывкам информации, от человека к пользователю… В связи с этим возникает вопрос. Простой неграмотный необразованный народ в прошлом имел ЗНАНИЯ? Не имея информации о многих вещах в мире, простые люди многое знали о земле, о лесе, о животных, о реальном конкретном месте своего существования. Из подобных знаний рождалась народная культура. В сегодняшних информационных порталах мы ничего не знаем о том, что рядом. Поэтому рождается культура не народная, а массовая.2. Цель мобильной связи можно выразить двумя словами – СКОРОСТЬ и УДОБСТВО.Но во всем есть обратная сторона. Фастфуд, удобная быстрая еда, приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Информацию, а тем более знание, можно уподобить еде, которую человек должен воспринять и переварить. Если есть беспрерывно, да еще, к примеру, любимую булку с миндалем, то что будет с организмом? А мобильный интернет как раз и подводит пользователей (давайте будем называть вещи своими именами) к потреблению любимой схожей информации. Каждая область знания в интернете подобна одной бесконечно длиной спагеттине, которую пользователь сначала заглатывает, а потом начинает жевать: час, два, три, день, ночь, неделю, месяц, год. Эдакая сопля для жевания! Диабет мозга при таком раскладе обеспечен.Это не чей-то злой умысел или тем более конспирологический заговор. Логика развития информационного поля приводит к этому. У каждого человека есть свои склонности и привычки. У каждого из нас их не так много. И каждый из нас находит информацию, которая ему подходит. Каждый информационный поток по каждому разделу знаний практически для пользователя бесконечен. Ведь каждый день сами пользователи на любых уровнях пополняют новой информацией любой интернет-ресурс. Эдакая пирамида. Любители поэзии могут до бесконечности читать стихи, писать, отправлять в интернет и снова читать. Или. В любой стране каждый день происходят негативные события. Если каждый день жевать информационную соплю о взятках, к примеру, то пользователь повсюду будет видеть только взяточников. Нехороших фактов о этом миллион, и каждый день их становится все больше. Но… не все люди взяточники… А пользователь, который проглатывает регулярно подобный «негативный фасфуд», скорее всего заработает НЕВРОЗ.Пожирание и переедание «позитивной» информации приводит к жирку гедонизма, к убеждению, что мир — это средоточие удовольствий. Но ведь это тоже не так. Для таких людей любой реальный жизненный стресс может оказаться фатальным. И еще существует проблема пресыщения. У пользователей обеих групп может возникнуть рвотный рефлекс на застрявший в горле контент. Отсутствие же информации можно сравнить с голодом. В наше сытое время жить вне информации очень и очень сложно. Что же делать?КУШАЙТЕ ПОНЕМНОГУ, ПЕРЕВАРИВАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ, ПОЗВОЛЯЙТЕ СЕБЕ РАЗГРУЗОЧНЫЕ ДНИ. СОСТАВЛЯЙТЕ МЕНЮ, НО НЕ ИЗ СТА БЛЮД С ИЗЫСКАМИ. ТРЕХ ДОСТАТОЧНО, ВКЛЮЧАЯ КОМПОТ. И НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО РЫБНЫЕ ЧЕТВЕРГИ. КУШАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ, НО ДУМАЙТЕ О ЗНАНИЯХ. И ЕСЛИ ВЫ ЗАХОТИТЕ НЕОЖИДАННО ПРОЧИТАТЬ «ВОЙНУ И МИР» В ПЕЧАТНОМ ВАРИАНТЕ, ТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЧИТАЙТЕ ДО КОНЦА, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО.3. Вернусь к конспирологии. Многие процессы не сложно анализировать тем, кто понимает, как устроен и работает интернет. Анализ базы данных пользователей интернет-сетей исключили усилия уличных социологов в принципе. Общественное мнение просчитывают компьютерные программы на раз. Как этим не воспользоваться? Пользователи пользуются информацией и думают, что ими никто не пользуется? Нет, ребята, за все надо платить. Любые власти, политики, бизнес, от малого до самого крупного, финансовые магнаты, все хотят собрать как можно большую базу данных пользователей и внушить им что-либо для своей выгоды! Отсюда не виданный размах пропаганды! Имейте в виду, что любая реклама, и открытая, и скрытая, тоже пропаганда. За внимание пользователей борются все, кому не лень, от владельцев частных маленьких лавочек до государственных структур и глобальных корпораций. ПРИВЫЧКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ — это мишень всех пропагандистских структур. Убеждения человека и идеология – вчерашний день. Имеет ли человек идеи или нет, сегодня не важно. Его привычки важнее. Часто человек, даже убежденный в необходимости здорового образа жизни, курит и не может бросить. Создать привычку пользоваться определенным ресурсом – важнейшая задача. Люди в основном консервативны, и привыкают делать что-то одно. Курить после завтрака, заходить в инстаграм или ютуб после обеда. Главное, привить человеку некую привычку, и тогда он становится пользователем ОПРЕДЕЛЕННОГО КОНТЕНТА. И поверьте, любой контент промывает мозги. ПОМЕНЯТЬ ПРИВЫЧКУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ еще одна грандиозная задача, которую решают современные айтишники. (Это не мои слова. Посмотрите передачу «Дудь в Силиконовой долине»).4. Принципиальное отличие мобильного интернета от всех предыдущих средств связи заключается в том, что ЧЕЛОВЕК ПОМЕЩЕН ВНУТРЬ РЕСУРСА. Любой человек, а не только звезды из политической или культурной элиты. Это случилось не сразу. Сначала в газетах мелькали заметки о простых людях. По радио обычные граждане иногда давали интервью, рассказывая о себе и своих занятиях. Телевидение показывало документальные фильмы о тех, кто живет и трудится в простых, не элитарных реалиях. Также в телевизионных шоу присутствовали зрители, в киностудиях. Они аплодировали и поддерживали ведущих, затем с любопытством рассматривали свои очертания, сидя дома у телика.И вот сегодня человек получил возможность перенести свою личность со всеми друзьями, работой, увлечениями, проблемами в зазеркальный мир виртуальной реальности. Он сам может стать блогером, актером, рекламой самому себе. Может поместить в зазеркалье свои фотографии, рассказать о своей жизни, посплетничать, пообщаться. Он внутри. Личность каждого участника опутана социальными сетями, как паутиной.И мы действительно стали меньше встречаться в живую. Мы общаемся с друзьями не напрямую, а через мощные интернет кабели, проложенные по дну океана, через радиосигналы, исходящие от телефона к спутнику на Луне, а оттуда назад к телефону находящегося неподалеку друга. Такая связь, действительно, уникальна по технической мощности. Но зачем общаться с друзьями через Луну?«Интернет: абсолютная коммуникация, абсолютная изоляция»(Поль Карвель). Еще одна быстро растущая побочная проблема социальных сетей — это нарциссизм. Помните сказку «Снежная Королева». Бесы придумали магическое зеркало и, доставляя его по воздуху к своему покровителю, уронили на землю. Зеркало упало и разбилось на миллион маленьких осколков, один из которых попал в глаз, а затем и в сердце мальчику Каю. Мальчик стал черствым и замкнутым. Его любимым занятием стало выкладывание из ледяных осколков слова ВЕЧНОСТЬ.Социальные сети подобны миллионам зеркальных осколков. Мы всматриваемся в свои фото отражения и постепенно становимся неотзывчивыми к окружающему миру. Из бесконечных фотоотчетов и публичных интернет-дневников мы творим свою мнимую вселенную, свою мнимую вечность… Аминь!5. «Интернет – это память, которая не умеет забывать». (Владимир Губайловски). Отсюда горы информационного мусора, в которых тонет любые ценные факты. Дефицит и переизбыток информации это две равнозначные крайности. Сам по себе дефицит ведет к недоеданию, но именно блокадники знают цену хлеба. При избыточном потреблении булочек, батонов, хлебов ручного и фабричного изготовления, грубого и тщательного помола, с кунжутом или изюмом, кто понимает ценность хлеба?Также и с информацией. Когда ее мало, чувствуешь себя детективом. Ее хочется искать. Когда ее много, то процесс познания всегда можно отложить на потом. Зайдешь в интернет с конкретным запросом и через полчаса понимаешь, что читаешь какие-то новости, сплетни, смотришь фотографии своих друзей, друзей друзей и даже друзей друзей друзей… Наконец-то, ты вспоминаешь, зачем погрузился в этот омут и начинаешь искать что-то конкретное. Каждому из нас кажется, что он сам делает выбор сайта, ресурса, источника. Человек внутри ресурса и сам производит поиск. Это верно только отчасти. Поисковик и система выбора — это достаточно сложная и слаженная система, не прозрачная для пользователя, но знающая о нем достаточно много, чтобы манипулировать поиском. И вот мы снова приближаемся к конспирологии, как скажут некоторые.Я согласна с Михеевым, что интернет – такой же зомбоящик, как телевизор только хитрый. И манипулирует пользователем во всю.
Вывод прост. Появились газеты, стали разгораться революции. Придумали радио, и с его помощью разожгли самую страшную войну. Телевизор заменил многим мать родную. А мобильный телефон с интернетом дает невероятные возможности для оболванивания людей всей планеты.
И тем не менее... Пропаганда ковида была проведена массово, умело, организованно, централизовано, но   огромное количество людей не поддалось пропаганде. Только хозяева социальных ресурсов, которые имеют считывать общественное мнение по щелчку, знают, какой большой процент населения не поддался ковидному гипнозу. Те же люди знают, что СВО поддержали телезрители, и не поддержали интернетпользователи. Поэтому ресурсы покупаются, продаются, наполняются необходимым контентом. В них занято огромное количество представителей культуры, которые совершенно отчетливо понимают, на кого они работают. Информационные поля гудят на всю физическую вселенную. И тем не менее, любому действию находится противодействие, у каждого яда есть противоядие. Да, от интернет пропаганды пострадает огромное количество людей, миллионы. Но найдутся и такие, которые поймут, что с этим делать, как с этим жить. Поэтому любая пропаганда должна помнить, какая власть за ней стоит. Она не сама по себе. Она должна быть жизненной. За ней должны быть не кошмары фашизма, не призраки коммунизма, не ряженные чудища вырождающихся меньшинств. За ней должна быть жизнеспособная деятельная власть.


Рецензии