СЕЙД шаманская магия
На три маленьких хрупких основы
Положила я камень – жизнь…
Я не знала, что сейд – заколдован!
Первый камень – конечно, любовь…
Я ее для себя не просила.
И незваной пришла, и в ночь.
Воротила, крутила, грузила…
Во второй раз ошиблась, впустив
Дружбу в жизнь: широко, нараспашку.
Я не знала, что дружба иным –
Хлопнуть вместе (почаще!) рюмашку.
Третий камень – работа, мой труд,
Нет покоя – ни днем и ни ночью…
Я двужильной была, с ней жила…
Но здоровья уж нет, нет и мочи!
Я стою и гляжу на свой сейд.
Он – красавец, но больно подвижен…
Вдруг покатит? прокатит ли, нет?
Но ещё мне ответ – не слышен…
* Сейд, также сейда — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование.
Сейдами также называют артефакты — сооружения из камней. Последние - это чаще всего, огромные по размеру и весу камни, стоящие на подпорках из более мелких камней. Каменные сооружения, называемые сейдами, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии.
Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований.
Из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов. Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области.
Иногда сейды образуют структуры. Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России, единственный подобный артефакт в этом регионе Конь-Камень. Вес камня составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах, расположен на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области.
Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище.
Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней).
Существуют легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд).
Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам.
Известно, что отдельные сейды имеют имена. Например, Сейд Летучий камень на горе Сейдпахк и пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова.
***
Свидетельство о публикации №123030202513