Взрывы прогресса и хаоса часть 89

Из моря вытащили тонущего сержанта береговой охраны и, чтобы привести его в чувство, дали стакан виски.
Почувствовав запах спиртного, сержант открыл глаза и прошептал:
— Ребята, сначала переверните меня на живот, чтобы вышла вода — я пью виски неразбавленным.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

В своем историческом развитии государство и народы, великие и малые совершают "непрерывный ряд оборотов", которые В. Мошков называл "историческими циклами"; продолжительность каждого из них для всех народов без исключения составляет ровно 400 лет. "Получается такое впечатление, пишет Мошков,- что через каждые 400 лет своей истории народ возвращается к тому же, с чего начал. Цикл - это год истории. Четыре века цикла В. А. Мошков, следуя древнеевропейским, древнегреческим и другим традициям, называет соответственно золотым, серебряным, медным и железным. Каждый цикл делится на две равные половины - по 200 лет каждая: первая восходящая (в ней преобладает "прогонизм" - стремление к "высшему типу"), вторая - нисходящая ("атавистическая"). В первой половине цикла "государство растет и крепнет и ровно в конце 200 года достигает максимума своего благополучия, а потому этот год можно назвать "вершиной подъема", а во второй половине "оно клонится к упадку, пока не достигнет в конце цикла вершины упадка. Затем начинается первая восходящая половина нового четырехвекового цикла".

Каждая из половин цикла, состоящая из 200 лет, в свою очередь, делится на два века, отличающихся "своим характером", а каждый век - на два полувека (50 лет). Первая половина каждого века означает упадок, а вторая - подъем, за исключением последнего (четвертого) века, представляющего "сплошной упадок". Словом, по схеме Мошкова, во всем историческом цикле подъемы и упадки не продолжаются более пятидесяти лет. Границы между циклами, веками и полувеками в большинстве случаев "ознаменованы событиями, характер которых резко отличается от предыдущего направления государственной жизни, что позволяет определять в истории каждого государства даты начала и окончания его цикла". Следует иметь в виду, что в подъемах и упадках, по мнению Мошкова, разные слои населения участвуют по-разному: "чем выше стоит в государстве какое-нибудь сословие, тем раньше наступает его подъем или упадок... В каждом государстве можно явственно различать правящее меньшинство или интеллигенцию (городское население) и управляемое большинство крестьянское или сельское сословие, которое опаздывает против первого приблизительно на 115 лет. ...Что касается смены железного века одного цикла золотым веком другого, В. Мошков считает, что упадок не вечен, что он своим окончанием даст начало новому подъему.

АНАТОМИЯ УПАДКА

"Его сущность состоит в постепенном ослаблении всех уз, связывающих между собой членов государства, и в стремлении его разложиться на составные элементы",- считает В. Мошков. С наступлением упадка в государстве все связи ослабевают, начиная с высших. Прежде всего, исчезает любовь к правительству, за нею - любовь к родине, потом к своим соплеменникам и, наконец, исчезает даже привязанность к членам своей семьи. Такова философия упадка. Мошков не останавливается на этом. Он идет дальше. "В порядке постепенности беззаветная любовь к правительству сменяется любовью или привязанностью к личности правителя. Эта последняя уступает свое место полному равнодушию.

Далее следует уже ненависть сначала к личному составу правительства, а потом к правительству вообще, соединенная с непреодолимым желанием его уничтожить. Когда упадок бывает очень силен, это чувство достигает своего высшего напряжения, и тогда редкий государь умирает собственной смертью, все равно - хорош ли он или нехорош, виновен в чем-нибудь или нет. Ненависть в этом случае также дело инстинкта, а не разума, как любовь во время подъема". Далее В. Мошков подробно характеризует поведение правительства, сословно-представительных органов, народных масс в период упадка, в начале которого, как утверждает В. Мошков, "основными средствами борьбы объективно являются съезды и сеймы, дебаты и драки", а в конце его "бунты, революции и бесконечные междоусобные войны, сопровождающиеся разорением страны и избиением ее жителей". Чувство патриотизма у народа в это время постепенно исчезает. "Сначала широкий патриотизм, соединенный с обширной государственной территорией, сменяется более узким, провинциальным или племенным. Государство стремится поделиться на части, которые с течением упадка становятся все мельче и мельче. В это время измена царит во всех ее видах. Отечество продается и оптом, и в розницу, лишь бы нашлись для него покупатели...

Прежние любовь и симпатия между соплеменниками заменяются ненавистью и всеобщей нетерпимостью. Кто может, разбегается тогда во все стороны, а остающиеся занимаются взаимоистреблением, которое принимает форму междоусобий и драк всякого рода, сопровождающихся уничтожением имущества противников, грабежом, насилованием женщин, поджогами. Борьба ведется между городами, селами, разными слоями общества и национальностями, партиями политическими, династическими или религиозными".

Деградируют культура, искусство. Об этом В. Мошков пишет: "Изучение наук сводится к бессмысленному зазубриванию мудрости прежних времен и к погоне за дипломами, дающими преимущества в борьбе за существование... В литературную область врываются в качестве чего-то нового декадентщина и порнография. Охота к чтению исчезает. Ученики испытывают чувство глубочайшего отвращения к своим учителям, как к инквизиторам - виновникам своего мозгового страдания... У многих погоня за наслаждениями становится единственной целью жизни. Люди делаются, падки на всякого рода игры, в особенности азартные, предаются пьянству, употреблению всевозможных наркотиков, кутежу и разврату...

Честность у людей исчезает, ложь и обман становятся добродетелями. Имущество ближних возбуждает, кроме зависти, желание отнять его, во что бы то ни стало, каким бы то ни было способом. Пускаются в ход вымогательство, шантаж, мошенничество, воровство и, наконец, просто грабеж... Одиночные шайки разбойников обращаются в отряды и армии, которые рыщут по стране в поисках за добычей и никому не дают пощады, ни перед каким преступлением не останавливаются... Офицеры теряют чувство чести, энергию и уважение солдат"... Думаю, что эти извлечения из книги В. Мошкова (а их можно было бы продолжить) с беспощадностью раскрывают анатомию упадка.
Материалы основаны на информации в открытых источниках.
 


Рецензии