Шумер и Египет. Религии древнейших цивилизаций

В конце 4 тысячелетия в районе плодородного полумесяца возникли изобретения, которые привели человечество к  совершенно новой для себя форме социального устройства – городской цивилизации. К этому времени люди в своем современном виде существовали уже более 50 тыс. лет, и уже давно заселили практически всю планету. Но именно здесь произошло рождение новой формы человеческого общежития,  поменявшей древнее мироустройство на новое,  по правилам которого мы живем до сих пор, уже около 6 тыс. лет. Мы только модернизируем структуру городской цивилизации, не меняя ее основных принципов. Что это за изобретения, повлекшие за собой радикальное изменение в форме человеческого общежития? Тут нет ничего загадочного – это приручение животных и культивирование злаков, строительство каналов и монументальных зданий. Хотя древнейшим городом сейчас считается Иерихон( 8-9 тыс.л до н.э.), но его еще нельзя отнести к городской цивилизации. Он не обладал необходимыми для такой классификации признаками. К  ним  относятся: 1. Наличие городов, как центров управления, торговли, культуры, культа; 2. Социальная стратификация (три основных класса - жречество, воины, производящий класс); 3. Высокоразвитая ремесленная специализация и разделение труда; 4. Появление письменности; 5. Монументальное культовое строительство; 6. Появление торговли на дальнее расстояние и экономической системы.

И вместе с тем эти две цивилизации, Шумер и Египет, возникшие на основе общих предпосылок, разительно отличаются друг от друга. На первый взгляд между ними больше общего, чем различий: пирамидальные здания огромных размеров, оросительные каналы, одни и те же злаковые культуры, выращиваемые на полях. Но при более детальном рассмотрении различий оказывается намного больше, чем сходства. Эти цивилизации воплощают собой две разные парадигмы подхода к сакральному, два разных отношения  к вызовам потустороннего мира.
 В 4 тысячелетии  у людей, в результате вышеназванных технологических открытий, появляется возможность удовлетворить свою глубинную потребность подчинения всей общинной жизни взаимодействию с потусторонним. Наблюдается эта потребность, как известно, практически сразу с возникновением современного человечества. Но специфическая организация  жизни сообщества вокруг необходимости постоянного служения богам  формируется только в эпоху возникновения городских цивилизаций. Она, эта потребность, и является, скорее всего, причиной возникновения первых таких цивилизаций. Мы и теперь живем в этом типе мироустройства, при этом прекрасно обходясь без связи с потусторонним ( или не очень прекрасно? вопрос оставляем открытым).

Первой возник по видимости Шумер. Египет и Шумер на начальном этапе развития почти не взаимодействуют друг с другом и эстетически сильно отличаются. Обе они речные цивилизации, зависящие от своих рек: Тигра, Евфрата и Нила. Шумер возник на не очень  благоприятных по сравнению с Египтом почвах, и им приходилось постоянно бороться за урожай. Реки Шумера  разливались крайне нерегулярно и порой катастрофически. Скорее всего, Третья династия Ура также погибла во многом из-за природных катаклизмов. Она была последней наследницей Шумера и Аккада.  Именно в этой цивилизации возникает впервые миф о потопе. Это на сегодняшний день самая древняя легенда о всемирном потопе, она записана на 11 табличке Эпоса о Гильгамеше. Потом ее  заимствуют семиты, племена которых перемещались между двумя древними великими цивилизациями, обогащаясь смыслами и символикой их культур. Первые города Шумера – Эриду, Урук, Лагаш. Города возникают вокруг храмовых комплексов, для обеспечения их функционирования. Из-за непредсказуемости рек все храмы строились на высоких насыпях из необожжённой глины, имели пирамидально-ступенчатую конструкцию, на вершине которой – зиккурат. Это напоминает попытку воссоздать священную гору на равнинном пространстве. По легендам, шумеры пришли из горной местности (приплыли), а их боги жили на вершинах гор. Каждый город имел своего личного бога-покровителя. Бог присутствовал в зиккурате не символически, а вполне телесно и жил в святилище на его вершине. Вещественно бог был воплощен в своем идоле, который шумеры одевали в роскошные одежды, меняли их ежедневно, умащивали благовониями, приносили богу  пищу и кормили его. Ту же пищу готовили и своему правителю – энси или лугалю. Правители были посредниками между людьми и богами.

По внешнему виду Великий зиккурат Ура очень напоминает мавзолей Ленина. Кроме того, мавзолей представляет собой некий смысловой синтез шумерского зиккурата и египетской пирамиды: внутри расположена мумия правителя (как в пирамидах) а с вершины нам машут рукой правители-полубоги. Кроме того и сам советский режим можно сравнивать с Третьей династией Ура, так как по своей сути это был первый тоталитарный режим на земле. Со всеми атрибутами, свойственными тоталитаризму: лагерями, национализацией производства, талонами на еду и т.п., и неизбежным крахом режима.

Боги- аннунаки диктуют свою волю царю города и он ее исполняет. Боги на изображениях шумер, а потом и вавилонян все имеют одно лицо. Также и люди. Статуэтки людей тех времен выполнены по строгому канону, в позе молящегося-адоранта. Руки молитвенно сложены, глаза широко раскрыты – как будто они созерцают что-то божественное непосредственно, зримо и материально. Человек сотворен богами из глины и крови божества (Энума Элиш). Необходимость в людях появляется у богов из-за необходимости постоянно работать. Нужно было строить храмы, копать каналы и для этого требовались работники. Боги дали людям существование  и учредили законы для жизни в непрерывной работе и борьбе. Человеческая судьба незавидна -  это  итог раздумий древних шумер, изложенный в Эпосе о Гильгамеше. Кроме того человек лишен радости посмертного существования. Подземный мир – страна без возврата даже для богов. У людей нет никакой посмертной судьбы кроме пребывания в подземном мире, где души питаются прахом и пьют грязную воду.  Единственная возможность  получить хорошую пищу – это иметь много сыновей, каждый из которых будет приносить своему родителю в жертву хлеб и воду. Это рассказывает Гильгамешу его умерший брат Энкиду. Гильгамеш восстает против такого положения дел и идет в путешествие за бессмертием. Все боги и люди, встречающиеся ему на пути, говорят, что это невозможно. Боги не сотворили бессмертие для людей. Но подарили его одному лишь человеку, спасшемуся во время всемирного потопа – Утнапишти. Гильгамеш отправляется на поиски Утнапишти, чтобы узнать тайну бессмертия. Претерпевает множество опасностей и в конце возвращается домой, теперь четко осознавая, что для смертных бессмертия нет. Выход состоит в том чтобы жить на земле, получать от этого удовольствие, совершать великие подвиги и  оставить память о себе для потомков – таков вывод эпоса. Пусть дела твоих рук будет твоим бессмертием, пусть слава твоя будет твоим бессмертием. Рука ребенка в твоей руке пусть будет твоим бессмертием – говорит Гильгамешу богиня – другого бессмертия для человека нет.  Устраивай свою земную жизнь наилучшим способом – таков вывод из поисков Гильгамеша. И не случайно, что именно шумерская, а потом  и вавилонская цивилизация широко пользовалась гаданием и астрологией  для гармоничного обустройства своего земного существования, но обустройства по небесным законам богов.

Египет – вторая речная городская цивилизация, возникшая в конце 4 тысячелетия. Но это совсем другая река, разливы которой происходят всегда в одно и то же время. Нил дарит уникальное плодородие почвам своей поймы, которое резко контрастирует с безжизненностью окружающей пустыни. Для людей река делит мир на две части: на восточном берегу – это мир живых, на западном берегу – мир мертвых. В этой цивилизации представление о посмертной судьбе человека совершенно иное, чем у шумер и масштаб каждой человеческой жизни возможно понять только в контексте его посмертного существования.
Это была одна из самых радостных культур древнего мира и это видно из того, какую они любили музыку, поэзию, живопись, косметику, благовония, украшения, вкусную еду. Они любили жизнь и собирались продолжить такое же свое существование и после смерти, но в еще более совершенном виде, достигшем своей полноты. Для египтян смерти нет вообще, есть только две формы жизни. Смерть – это лишь переход в настоящее, подлинное существование. Это фазу существования нелегко достигнуть. Вся посюсторонняя жизнь должна быть путем, дорогой к запредельному. Смерть для них оформлена в золотой цвет вечности, в этом свете человека встречают боги и божественные существа и даруют ему вечную жизнь. Для египтян смерть  это не смерть в нашем понимании – это переход в вечную жизнь. Что характерно, свою «Книгу мертвых» египтяне называли «Главные изречения для выхода в свет дня».

Погребальный инвентарь, столь необходимый для загробной жизни, египтяне начинали собирать чуть ли не с рождения. Это не было для них мрачным занятием. Они дарили погребальные предметы друг другу на праздники, и такие подарки были самыми желанными, как для детей, так и взрослых. Фараон для своих любимых визирей жертвовал либо гробницу, либо саркофаг и это было знаком особого отличия, высшая милость царя.

Фараон гарантирует соблюдение божественного закона Маат на земле и он, также, является проводником в загробный мир, Дуат.  Он испрашивает перед  богами  проход туда всему  своему народу и помогает египтянам преодолеть порог мира Дуат. В отличие от шумерского лугаля, который является посредником между богами и людьми, фараон и есть сам бог. Вернее он существо двойственной природы, которую он приобретает в момент интронизации. Он воплощает в себе сына Ра и самих Осириса и Сета и еще много других богов. После смерти фараон проходит путем Осириса, как и  все другие египтяне и проникает в мир Дуат, где все сияет божественным золотым светом. Согласно мифу, когда-то именно Осирис проложил для людей путь в Дуат и теперь он восседает на троне и судит каждую душу приходящую туда. На весах взвешивается сердце человека, вместилище души (на самом деле нескольких душ) умершего.  На другой чаше весов – перо богини  истины  Маат. Если чаши уравновесятся, умерший подходит к трону Осириса и перед его лицом произносит 42 заповеди. Если умерший проходит эти испытания, его пропускают в поля Иалу: рай, в котором египтянин будет проводить свою вечность. Маат требует личностной ответственности. Даже если фараон помогает пройти  простому египтянину испытания, он должен обладать личной ответственностью, что удивительно и не характерно для древнего мира. С этим же, по-видимому, связано и то, что все скульптуры простых людей и фараонов имеют, в отличие от шумерских, индивидуальные черты. Хотя их позы, особенно позы фараонов, канонизированы, лица различаются и имеют характерные и узнаваемые особенности.

Культурные кризисы, которых было несколько  в Египте, его жители связывали с тем, что фараоны переставали воплощать собой Маат. В эти периоды происходило свержение власти фараона и распад страны на номы. «Боги перестали обитать между нами» - писали египтяне. Но они находили силы и вновь собирали свое государство. Так происходило на протяжении 3 тысяч лет. Шумеры  не имела таких сил для восстановления своей цивилизации после кризисов, но смогли передать  письменность и символы сначала завоевавшим их аккадцам, а потом вавилонянам и ассирийцам.

По материалам лекций Д.Зибровой.


Рецензии