Антоний

Так вот, старец велел идти в Царьград, а оттуда на Святую гору, где Бог сподобит ему встречу с Тем, в Ком истинно
 пребывает сам Дух Святой, и Тот будет ему аки Светоч на пути к Богу. Сказав это, старец исчез. Вновь поднялся ветер. Небо заволокло тучами, и снова пошел сильный снегопад. Но Антипий уже не обращал внимания на разбушевавшуюся стихию. Он был счастлив и полон решимости исполнить веление старца, добродушный лик которого запечатлелся в его памяти на всю жизнь.Это видение стало ключом ко всей его дальнейшей судьбе. Можно сказать, что с этого момента, момента его личного выбора, жизнь Антипия круто изменилась.


Целую неделю Антипий пребывал в необычном состоянии душевного подъёма, непрестанно повторяя молитву, данную ему старцем. Будто бы сам Бог находился рядом с ним и несказанно радовал душу своим присутствием. Именно в эти дни у Антипия появилось новое, ни с чем несравнимое чувство к Богу. И он впервые понял, что такое настоящая любовь Божья. Это чувство не шло ни в какое сравнение с его предыдущими размышлениями о Боге, наивным сопоставлением с обычными человеческими эмоциями, бытующими среди людей. Это было нечто высшее, что не поддаётся описанию человеческим языком. Это было именно То, отчего душа радостно трепетала , пребывая в неземном восторге.


Но ровно через семь дней от незабываемого видения  это необычайное ощущение Присутствия исчезло, оставив в памяти лишь приятные воспоминания поистине божественного чувства ликования души. Антипий, не раздумывая, снарядился в дальнюю дорогу, толком не ведая, в какую сторону идти. Но, как говорится язык до Киева доведёт. Антипия он довел до Царьграда. Путь был не  лёгким. Но, непрестанно повторяя про себя услышанную от старца  душеспасительную молитву, Антипий чувствовал, что сам Бог ему помогал. Чудом спасаясь от опасностей своего путешествия, Антипию в то же время несказанно везло как на хороших попутчиков, так и на добрых людей, указывающих нужную, дающих подаяние и временный ночлег- приют.


Добравшись, наконец до Царьграда, то есть до Константинополя, Антипий долго бродил по столице. Хоть и был красив город, но  всё было в нём чужое: чужой язык, чужие люди, чужие нравы. Не один день он пробыл там, прежде чем встретил попутчика на Афон.
Тут Володя, вежливо кашлянув в кулак, проговорил:
—Про Афон слышал. Но, честно говоря, даже не знаю, где он расположен:- И растянув губы в неловкую улыбку, добавил: - Явно не” горячая” точка  планеты.
— Это точно, - улыбнувшись, согласился Сэнсэй и стал пояснять. - Если глянуть на современную карту, то Афон находится в нынешней Греции. Это такой узкий гористый полуостров, точнее сказать восточное ответвление полуострова Халкидики в Эгейском море. Он заканчивается горой Афон высотой чуть больше двух километров, она то и дала название полуострову.
— Да, с географией у нас явно у всех пробелы, причём белые - белые, - усмехнулся Виктор.
— Ничего страшного, восстановим, коль они “ белые”, - добродушно произнёс Сэнсэй и стал повествовать дальше. —К тому времени, когда туда пришёл Антипий, Афон был уже признан независимым монашеским государством, формально, по административным меркам подчинявшимся византийскому императору. А фактически там была власть Прота – весьма уважаемого старца, которого избирали для руководства на год от всех тамошних монастырей.На Афоне уже стояли тогда такие монастыри, как Великая   Лавра, Протатон, Мони - Ивирон. Но Атипия туда сразу не приняли.
—Тогда Антипий , по совету старого монаха, поселился в одной из пещер, расположенной в уединённом месте в юго - западной части острова. Надо отметить, что все два года, что он прожил в пещере, несмотря на скудность пищи, были для него одними из лучших лет на Афоне. Он был счастлив,что наконец - то достиг Афона, как велел ему    старец в видении. Он был счастлив, что имел возможность усердно молиться Богу данной ему в видении молитвой, жить ради этого и быть наедине с Ним посреди этой великолепной природы. Днём он посещал монашеские храмы, осваивал новый язык правила жития монахов. А по вечерам усердно молился, зачастую провожая в молитве закат и встречая ранний рассвет. И лишь по прошествии двух лет Антипий был принят игуменом одного из монастырей и пострижен в монахи, получив новое имя Антоний, в честь преподобного Антония Великого Египетского, ведшего подвижнический образ жизни и жившего долгое время в пещерах в одиночестве.
—Антоний воспринял игумена данного монастыря за того самого “ Светоча”, о ком говорил старец в видении. Игумен же, в свою очередь, как и подобает ему по духовному сану, начал учить Антония иноческому житию. Через несколько лет Антоний достиг такого  духовного роста, так “ подвизался в добродетели”, что уже многие “ духовно пользовались от него”. Даже монахи изумлялись настолько скорому укреплению его духа и воли. И было игумену видение, что Антоний будет причастен к подъёму христианской веры на Руси, что Антонию суждено подготовить  Обитель для самого Духа Святого. Игумен расценил это как знак и поспешил отправить его на Русь в Киев.


     Антонию было тогда около тридцати лет. Добравшись до Киева, он посетил монастыри, строящиеся тогда иноками из греков, которые пришли для крещения Руси вместе с митрополитом Михаилом. Но не захотел останавливаться ни в одном из этих монастырей. И стал ходить по гористым местным окрестностям. В конце концов, нашел небольшую пещеру  , которую когда - то ископали варяги, и поселился в ней. Но прожил там недолго. Как только со смертью князя Владимира власть перешла к Святополку, вновь начались кровопролития и гонения. Антоний ушел обратно на Афон, где и прожил до старости в усердном молении.
 
—Хоть Антоний и жил по распорядкам монастыря, но всё же у него был особый праздник в духовном радении. Он заметил, что каждый год в день памятного видения необычного старца, с самого раннего утра  Антоний начинал ощущать необычный прилив сил. К нему вновь возвращалось  то самое состояние духовного подъёма , которое он испытал после видения. Это продолжалось ровно  неделю, а потом вновь исчезало. И Антоний стал относиться к этим дням как к особому празднику для своей души. В эту неделю он старался уединиться, не принимать пищу и ещё с большим усердием молиться Богу. И эффект оказался потрясающим. Это необыкновенное чувство внутреннего подъёма многократно усиливалось и с каждым годом становилось всё сильнее и сильнее.
 
—Постигая впоследствии церковную литературу, Антоний всё чаще приходил к выводу, что в том памятном видении к нему являлся сам Архангел Гавриил - возвеститель радости и спасения, первовестник и служитель Божественного  всемогущества чудес и тайн Божьих, хотя и в несколько необычном для церковных представлений видении.


Рецензии