Житие преподобного Зосимы Верховского. Часть 22

   Времена странствования или в поисках глубочайшего безмолвия.

Прожив на землях, монастырских, десять лет
и получив от Гавриила* увольнение,
Засима с Василиском пошли в путь –
Искать местечко для житья в уединении.

Предавшись Промыслу Всевышнего Отца,
Его водительству, они возрадовались духом,
К Горе Афонской двинулись сперва,
молились, когда шли в тот Божий угол.

Но трижды, подойдя к границе Родины,
пришлось им возвращаться – по причинам:
то война с турками, то из-за карантина,
то был запрет – на выезд за границу.

Нашлись и добрые им благодетели в пути,
Они одаривали их деньгами и продуктами,
А чаще всех боголюбивейший москвич –
А.И. Долгов* снабжал тех старцев суммами.

И каждый раз своим благотворителям
скитальцы деньги непременно возвращали,
всем бескорыстье их казалось удивительным,
за нестяжательство – то их и уважали.

Подав прошение Государю Императору,
Чтоб разрешил он им границу пересечь,
Скитальцы подивились результатами,
Для них граница оставалась на замке.

С отказом Павла, они поняли, что Бог
не допускает до Святой Горы Афонской,
смирились старцы, переждали лишь денёк,
вооружившись уже новой установкой.

Они решили островок найти средь моря,
какой-нибудь необитаемый, безлюдный,
когда купцов просили – взять на судно,
отговорили они их от безрассудства.

—  Так нынче варвары по морю бороздят,
всех грабят, убивают между делом,
иль в плен людей несчастных полонят,
и те живут потом в неволе у неверных.

Где Бог благоволит, там нет препятствий,
доверясь Промыслу Всевышнего Творца,
Они вдруг вспомнили все наставленья Адриана,
Рассказ с намёком на сибирские леса.

Как скоро вознамерились скитальцы
в Сибирь отправиться, в дремучие леса,
то стало разом всё благоприятствовать,
но в этот путь не двинулись друзья.

Они смущались, зная, что в тайге
суровый климат, звери всюду рыщут,
и инородцев можно встретить – из татар,
и ссыльных, каторжников, коих там не ищут.

Представив эти неудобства и опасности –
для тихой и уединённой, в лесу, жизни,
найти убежище себе они решили
в стране удобной, тёплой, сердцу милой.

Так в Малороссии те старцы оказались,
Их в Лавру, в Киеве, принял митрополит,
пробыв два месяца, они там не остались,
Оттуда двинулись, нацелив путь, свой, в Крым.

В Крыму облазили все горы и все дебри,
Но не нашли себе приюта по душе,
Там иноземцы, разноверцы всюду жили,
И речи не было о жизни в тишине.

Потом скитальцы жили и в Моздоке,
ища укромное местечко там, в горах,
и на Урале побывали, в Таганроге,
и в Астрахани, и в Казани, и в степях.

Так старцы покорились святой воле
Отца Всевышнего, направившись в Сибирь,
они купили, наконец-то, себе лошадь,
на ней отправились в лесах дремучих жить.

Однажды, путешествуя, с большой дороги,
на постоялый двор они заехали поспать,
узнали старцы: впереди – одни просёлки,
где все опасности им могут угрожать.

К ним сострадание почувствовал купец,
оставив путь, свой, он решил их проводить.
—  Поможем странникам, и Бог поможет нам!
—  сказал крестьянам он, их начал торопить.

Вёрст двести провожал обоз купца
Зосиму с Василиском, по тропинкам,
ждала удача, за поступок, продавца,
он весь товар продал, потом, с прибытком.

Когда с купцом монахи распрощались,
пространной степью они ехали вдвоём,
и на развилке, где дорога раздвоилась,
они не знали – дальше ехать по какой.

Была зима, и ночь уж приближалась.
Остановились, размышляя – как им быть,
Они в степи безлюдной оказались,
Где негде даже хвороста добыть.

Вдруг видят – человек подходит к ним,
Он указал им направленье – куда ехать,
Пока садились в дрожки, его след простыл,
Лишь по степи гулял прохладный ветер.

Благодарили старцы Господа тогда,
пославшего им ангела навстречу,
молились Богу они, глядя в небеса,
их путь, дальнейший, был весь безупречен.

В Тобольске принял их преосвященный Варлаам,
Брат Гавриила Новгородского, утешил,
Благословение в Иваново им дал –
Пожить в монастыре, в краю медвежьем.

В монастыре они прожили до весны,
им Варлаам дал вид на жительство в епархии –
где они сами себе место изберут,
а губернатор, от себя, билет дал – пропуск.

Ишимский округ обошли, и Каннский с Томским,
и в Енисейском побывали, в Красноярском,
в Кузнецком округе пожить пришлось подольше.
Их путь казался, многим людям, нестандартен.

В Кузнецком округе застигла их зима.
За сорок верст от деревеньки удалились,
а там землянка ими вырыта была,
вот в ней-то старцы проживали и молились.

Один крестьянин, из людей благочестивых,
пообещал их навещать, возить им пищу,
весною вывезти из мест тех молчаливых,
где часто волки и другие звери рыщут.


Гавриил*– митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров).

А.И. Долгов *– московский гражданин Афанасий Иванович Долгов.



26.02.2023 г.


Рецензии