Ах, Ницше, Ницше!

Друзья ! Хочу попотчевать вас небольшой дискуссией, произошедшей в связи с вопросом, касающемся Ницше и его взглядов. Она отчасти похожа на  миниатюрную пьеску, в которой между собой за чашечной кофе у камина беседуют два героя.  Итак :

Говорит герой, которого представляю я :

"Мысли Ницше по-своему оригинальны, может быть, отчасти новы ( хотя всё новое - это забытое старое ), но они не касаются вопроса ( а если и касаются, то вскользь, косвенно ), который меня занимал и занимает :"Как освободиться от страданий ? ". Его можно сформулировать иначе, я так и сделаю - суть вопроса от этого не изменится :"Как стать счастливым ?"
Этот вопрос разбирает Будда Шакьямуни и даёт очень убедительный, глубокий, последовательный и всеобъемлющий ответ на него. Более глубокого ответа на этот вопрос я не нашёл ни у одного из философов, со взглядами которых ознакомился, в том числе и у Ницше."

Мой оппонент, отхлебнув кофе, комментирует мои слова :

"Так по Ницше от страданий и не надо избавляться, их нужно преодолеть. И сверхчеловек с гордо поднятой головой переживает все страдания, ибо страдания есть рост.

Идея Ницше о сверхчеловеке, едва родившись, вскоре захватила многих интеллектуалов. В России, в частности, три мыслителя своими идеями доминировали в среде интеллигенции и особенно были популярны у молодёжи : Карл Маркс, Лев Толстой и Фридрих Ницше. К примеру, Максим Горький настолько был увлечён идеей Ницше о сверхчеловеке, что она отразилось на его ранних рассказах и воплотилась в знаменитом образе Данко, вырывающем  из груди своё сердце, чтобы осветить им во тьме путь для людей. Горький даже во внешнем облике подражал Ницше, отпустив, как Ницше, пышные усы и не сбривавший их до конца дней.

Эта же идея позже,  правда искажённая и по-своему интерпретированная, легла в основу идей Гитлера о превосходстве арийской расы над прочими и на этом основании - её праве управлять народами, не являющимися представителями арийской расы. С моей точки зрения, поверхностная, ложная идея не могла бы оказать такого сильного впечатления на умы."

Я, тоже немного отхлебнув из чашки кофе и пошевелив кочергой дрова в камине, отвечаю  :

"Вы говорите, что по Ницше от страданий избавляться не стоит. То есть не следует препятствовать появлению страданий для того, чтобы затем их преодолевать. Звучит это утверждение не вполне убедительно. Зачем преодолевать то, чего не следует вообще допускать и что в наших силах избежать ? Как с "гордо поднятой головой следует преодолевать  страдания"  продемонстрировал сам Ницше, в  сорок с небольшим лет сойдя с ума от вида того, как извозчик бьёт кнутом лошадь и прожив последние десять лет жизни под опекой матери и сестры полуслепым, совершенно беспомощным существом.

Философия Ницше - это выражение внутренних проблем человека с очень слабой психикой, психикой, не способной преодолевать не только страдания, но даже небольшие жизненные тяготы. Она не есть строго и последовательно сформулированное мировоззрение, отвечающее на насущный, важнейший жизненный вопрос, как это сделал Будда.

Мысли Ницше больше похожи на поэтические грёзы, грёзы порой занимательные, парадоксальные, увлекательные. Они чем-то напоминают мне тех мечтательных мужиков и баб, что, возомнив себя орлами, парят над хижинами своего Витебска, как на картинах Марка Шагала. При этом выглядят весьма романтично, но орлами всё же не являются и, чтобы покушать и справить естественную нужду, им придётся не раз опустится на грешную землю.

Ницше, не спорю, весьма одарённый поэт от философии. Поэт, примером собственной жизни убедительно показавший противоречивость, оторванность от жизни и несостоятельность для практического применения своих основных поэтических идей, главная из которых - идея о "сверхчеловеке".

О каком "сверхчеловеке" вообще может идти речь, если жизнь человека никогда не находится и в принципе не может находится под его контролем, потому что "Аннушка масло уже разлила" ?,  и, более того, если сам он, как и всё в мире, текуч, меняется каждое мгновение и физически и духовно, и поэтому, не обладая самостью, иллюзорен.

Румяный 5-летний мальчуган, полный жизненных сил 17-летний юноша и он же - 90-летний, выживший из ума безобразный старик - это вроде бы всё одно и то же существо, один и тот же человек, но где  запечатлелась, где была его подлинная сущность : в румяном ли мальчугане, в мечтательном ли, стройном, пламенном юноше, в зрелом ли муже с солидным брюшком и потухшим взором или в этом уродливом старике-идиоте, впавшем в деменцию, отталкивающем всех от себя своим телесным безобразием и злобным поведением ?  В одном и том же образе человека непрерывно и незаметно для глаза воплощались на протяжении его развития до неузнаваемости разные существа, до такой степени разные,  что этот человек, а точнее - его образ, похож на фантом, призрак.  Где в нём то, что физически и духовно не менялось ? За что в нём ухватиться, чтобы сказать - это он ? Что он такое, как не иллюзорное явление ?

Юный и прекрасный Ромео, страстно влюблённый в юную и прекрасную Джульетту и  уверенный, что его чувство подлинно и  вечно ( а как иначе ? ), обязан влюбиться и в ту костлявую, с безобразно обвисшей кожей старуху, в которую Джульетта неизбежно со временем превратится. Такую, например, что изображена на скульптуре Огюста Родена "Та, что была прекрасная Ольмиер". Хорошо, если Джульетта превратится в такую, однако не исключено, что она превратится в подобие Бабы-Яги, что наводит на детей ужас  в сказке Александра Роу "Василиса Прекрасная"

Мечтать о "сверхчеловеке", это всё равно что мечтать о том, чтобы мутная река с едва заметным течением повернула вспять и навсегда осталась чистым, стремительным ручейком. Иммануил Кант - один из величайших гениев, что когда либо рождались на земле, в конце своего бытия впал во младенческое состояние, потерял рассудок. Так что есть Кант : тот, кто потряс мир философскими открытиями, или жалкий, сумасшедший старик ? И тот, и этот, и ни тот, и ни этот. Это был ветер, который сначала дул слегка, чуть шевеля травинки в поле, затем усилился до такой степени, что стал качать кроны деревьев, затем превратился в ураган, срывающий крыши с домов, а затем стих и исчез, как будто его и не было вовсе."

Оппонент закуривает сигару, я прикуриваю от его сигары своей и продолжаю :

"Ах, Ницше, Ницше ! Немного смешон в своём желании самоутвердиться и достичь "того, не знаю чего", этот отзывчивый на чужую боль и страдание человек, человек сам очень болезненный, в житейских делах беспомощный, как ребёнок. Он вызывает у меня помимо восхищения пред его неуёмным интеллектуальным порывом, чувство искреннего сострадания к себе.

Таким образом я просто хочу сказать, что ошибка Ницше заключается в том, что он поставил неправильно вопрос и поэтому сам попал в курьёзное положение. Следует исследовать и искать ответ не на вопрос, "что такое сверхчеловек ?" и "как им стать ?",  а на вопрос "как освободиться от страданий ?", то есть - "как стать счастливым ?"

Будда - вот истинный герой и титан мысли, философ, чье глубокое, последовательно сформулированное и убедительно аргументированное мировоззрение помогает человеку встать на ноги, когда он упал, и впредь не допускать падений, освободиться от густой пелены, застилавшей взор, очнуться от длительного духовного сна, вдохнуть полной грудью, сбросить с усталых плеч ненужную, непосильную ношу, которую он до этого нёс, и со спокойной радостью в сердце улыбнуться."

Мой оппонент, затягиваясь сигарой и держа в руке чашку с кофе, задумчиво пускает кольца дыма в потолок. Я шевелю кочергой угли в камине, подымая искры. Мгла за окнами постепенно  развеивается. Зимняя ночь переходит в рассвет.


Рецензии