Проект усадебного домика
Все мои товарищи по учёбе были личностями неординарными, самобытными, неистощимыми в творческих поисках и фантазиях. Однако и в самых смелых архитектурных фантазиях есть та черта, которую переходить нам не позволяли наши преподаватели, чтобы проект был более менее реалистичным и мы, фантазируя, не доходили до абсурда.
И всё же неодолимое желание вопреки всему сказать такое слово в архитектуре, которое поразит мир дерзкой новизной, не покидало наши души - души архитектурных авантюристов и флибустьеров.
Время, отпущенное на размышления, творческие поиски и воплощение на бумаге в виде чертежей "Проекта усадебного домика" истекло. Наступил день представления его для оценки взору декана и преподавателей архитектурного факультета.
Я не стану, друзья, мучить вас описанием всех "мёртвых петель", проделанных при полёте творческой мыслью моих товарищей, скажу только, что иные из них ( "петли" с мыслями вкупе ) отличала подлинная смелость и оригинальность, свойственная мальчишескому уму, ещё не закрепощённому предписаниями жизни, моды и строительных стандартов.
Кто-то из моих однокурсников был вольным продолжателем идей Филиппо Брунеллески, кто-то - ле Корбюзье, кто-то - Оскара Нимейера, кто-то - Кенцо Танге, кто-то - Антонио Гауди, кто-то - Фёдора Шехтеля, кто-то - Леонидова, кто-то - Мельникова, кто-то - Френка Ллойда Райта, кто-то - Робин Гуда, кто-то - собственной необузданной прихоти.
Члены оценочной комиссии переходили от одного проекта к другому. У некоторых они задерживались надолго, некоторым уделяли совсем мало внимания. Наконец, настал мой черёд.
Признаюсь, что я ожидал комиссию с долей определённой тревоги и к тому были серьёзные основания. На огромных листах ватмана, натянутых на планшеты, под общим для всех проектов названием "Проект усадебного домика" мною была аккуратнейшим образом изображена диаметром метра в три бочка с приложением необходимых планов, разрезов и фасадов.
Члены комиссии подошли к моему проекту и слегка оторопели.
Немало оригинальных идей уже предстало пред их очами, но то, что они увидели на моих планшетах ( мне это сразу бросилось в глаза ) сильно их озадачило.
После минутного молчания глава комиссии - декан факультета - медленно повернул ко мне голову и произнёс :"Что это такое, молодой человек ?"
"Усадебный домик" - твёрдо отрапортовал я.
"Вы хотите сказать, что в этом домике кто-нибудь захочет жить ?" - задал мне вопрос преподаватель малых архитектурных форм.
"Не только захочет, а жил. И не кто-нибудь, а великий греческий философ, поразивший своей архитектурной прозорливостью не только афинян, но и самого Александра Македонского. " - отчеканил я в ответ.
"То есть, Вы хотите сказать, это был чудак по имени Диоген. Это мы знаем, этим известием Вы нас не удивили. - продолжил преподаватель малых архитектурных форм - Однако позвольте задать Вам несколько вопросов. Во-первых : где вход в это жилище ?"
"Вход - вот эта затычка. Жилец вынимает затычку и проникает в дом. Очень просто и удобно - парировал я - Чем затычка не дверь ? Она ещё более удобна, чем дверь. Петель и замка не надо. Выбрался из дома, заткнул плотно затычку и всё."
"Допустим ! - никак не мог угомониться преподаватель малых архитектурных форм - А где, позвольте Вас спросить, на вашем проекте окна ? Как в Ваш дом будет проникать свет ?"
"Окон как таковых нет. Зачем окна ? Окна - это архитектурный атавизм. Зимой можно обойтись и без окон - пояснил я - Поверхность бочки снаружи представляет из себя сплошную солнечную батарею. Даже небольшого для зимних дней солнечного света будет достаточно, чтобы не только прекрасно осветить бочку изнутри, но и обогреть за счёт выработки батареей электрической энергии. Летом же днище бочки можно выбить - вот вам и свет."
"Положим, что так, - всё не унимался преподаватель малых архитектурных форм - но комфорт, молодой человек, где же минимальный уровень комфорта ? На чём Вы предлагаете, к примеру, жильцу спать?"
"Вся бочка выстелена изнутри мягкими матрацами, набитыми лебяжьим пухом и персидскими коврами. - спокойно отразил я этот слабый аргумент - Спите себе на них хоть целые сутки !"
Преподаватель малых архитектурных форм пожал плечами и только саркастически усмехнулся. В это время неожиданно заговорил преподаватель сантехники :"А вы знаете, коллеги, в предложении молодого человека присутствует рациональное зерно. Унитаз в таком доме-бочке не нужен. Достаточно просто просверлить в углу отверстие диаметром в..... ( он на секунду задумался ) в три-четыре сантиметра, если это будет мужчина. Если жилец женщина, то диаметр может быть совсем небольшим - не более диаметра струи из водопроводного крана."
"Да-да ! - задумчиво подхватил его мысль преподаватель интерьера - Округлая форма стен создаёт ощущение уюта - жилец чувствует себя как бы находящимся в утробе матери - и при этом она зрительно расширяет пространство."
"Более того, - с восторгом подхватил речь преподавателя интерьера преподаватель строительных материалов - она весьма надёжна с конструктивной точки зрения, так как нагрузка равномерно передаётся по стенам. Конструкция такого типа, как купол собора во Флоренции Санта-Мария-дель-Фьор, работает только на сжатие, а не на излом, что придаёт дому большую прочность. Преимущества дома такой конструкции будут особенно ощутимы во время землетрясений. Даже при сильнейшем землетрясении дом только слегка откатится на пару метров, не причинив жильцу, лежащему на матрацах, никакого вреда, разве что его слегка завалит матрацами. Сколько бы земля ни тряслась, жильца дома это будет лишь усыплять, как младенца, которого качают в люльке. Похвально, молодой человек, похвально ! Отличная конструктивная идея !"
Такой неожиданный поворот в оценке моего проекта ободрил меня и обрадовал, так как не только оригинальность архитектурной мысли была целью моих усилий, но и возможность получения стипендии. Оценка "неуд." меня такой возможности напрочь лишала.
Окончательную точку в дискуссии поставил преподаватель, имя которого и предмет им преподаваемый мне были пока неизвестны, но слегка красноватый нос и припухшие веки неплохо аттестовали его. Возможно, это был преподаватель истории искусств. Он с воодушевлением произнёс :" Осенью, когда идёт сбор винограда, этот дом великолепно можно использовать для хранения вин и пить их до прихода зимы, открывая краник, который студент ещё не догадался изобразить на своём проекте, но который сам собой напрашивается."
"Пардон, господа, пардон ! Где же в таком случае располагаться жильцу, если дом будет наполнен вином ?"- взволнованно спросил декан.
"Жить до наступления холодов можно и под бочкой, привалившись спиной к её бокам, а когда вино будет выпито и бочка опустеет, перебраться внутрь !" - воскликнул (как некогда Архимед воскликнул "Эврика !" ) преподаватель с красным носом.
В итоге за свой проект я получил высший балл и повышенную стипендию.
Свидетельство о публикации №123022508532