Эссе Аввакум и его пророчество

АВВАКУМ.

Переводится на русский как «горячие объятия».

Древнееврейский пророк из Иуды, который написал книгу Библии, носящую его имя (Авв 1:1; 3:1). На основании подписи в конце книги, следующей за 19-м стихом 3-й главы («Дирижеру. На моих струнных инструментах»), а также на основании скорбной песни из 3-й главы некоторые заключают, что Аввакум был храмовым музыкантом из числа левитов.

Однако эта подпись не подтверждает данного вывода, к тому же скорбные песни могли сочинять не только левиты (2См 1:17, 18). Хотя существует немало преданий, связанных с Аввакумом, они вызывают сомнения.

В Писании о его происхождении, жизненных обстоятельствах и смерти, а также о том, к какому племени он принадлежал, нет никаких сведений. Содержание книги Аввакума позволяет предположить, что он пророчествовал в ранние годы правления иудейского царя Иоакима, возможно, до того, как Навуходоносор разбил египетское войско в Кархемисе в 625 г. до н. э.

ПРОРОЧЕСТВО АВВАКУМА.

Место написания: Иуда
Написание завершено: ок. 628 до н. э. (?)

АВВАКУМ — один из так называемых малых пророков Еврейских Писаний. Однако для народа Бога видение и боговдохновенная весть Аввакума, безусловно, не являются чем-то малым, или менее значительным. Вселяющая надежду и придающая сил, эта пророческая книга поддерживает Божьих служителей в трудные времена.

В книге освещаются две превосходные истины: во-первых, Бог — Владыка Вселенной и, во-вторых, праведные живут благодаря своей вере. Кроме того, в ней содержится предостережение для тех, кто противится служителям Бога, и для тех, кто лицемерно заявляет, что принадлежит к Божьему народу. Она рисует образец сильной веры в Бога, который достоин всякой хвалы.

Когда Аввакум высказал свою пророческую весть? Упомянутая подпись в начале этого эссе и слова «Господь — в своём святом храме» указывают на то, что в Иерусалиме ещё существовал храм (2:20). Эти факты, а также содержание пророчества наводят на мысль, что эта весть была высказана незадолго до разрушения Иерусалима в 607 году до н. э. Но за сколько именно лет до этого? Вероятнее всего, после правления богобоязненного царя Иосии (659—629 до н. э.).

Подсказка находится в самом пророчестве: в нём предсказывается некое дело, в которое жители Иуды не поверили бы, если бы им рассказали об этом. Что здесь имеется в виду?

То, что Бог поднимет халдеев (вавилонян), чтобы наказать неверных иудеев (1:5, 6). Эти слова подходят к первым годам правления идолопоклонника Иоакима, когда в Иуде преобладали безверие и несправедливость. Иоаким был возведён на престол фараоном Нехо, и страна оказалась под властью Египта. Поэтому народ даже не допускал мысли о возможном вторжении со стороны Вавилона.

Тем не менее в 625 году до н. э. в битве при Кархемисе (Кархемише) Навуходоносор нанёс поражение фараону Нехо, чем подорвал мощь Египта. Пророчество было высказано, очевидно, ещё до этого события. Итак, факты указывают на начало правления Иоакима (628 год до н. э.) и позволяют отнести Аввакума к современникам Иеремии.

Что свидетельствует о боговдохновенности книги Аввакума? Каноничность этой книги подтверждается древними каталогами Еврейских Писаний. Хотя в них и не упоминается название книги, она, очевидно, входила в число упоминаемых там «двенадцати малых пророков», поскольку без Аввакума их не было бы 12.

Апостол Павел признавал эту книгу частью боговдохновенного Писания. Приводя цитату из Аввакума 1:5, он сослался на неё как на «сказанное в Пророках» (Деян. 13:40, 41). Он несколько раз цитировал эту книгу в своих письмах. И конечно, исполнение пророчеств Аввакума об Иуде и Вавилоне указывает на то, что Аввакум был истинным пророком Бога, который говорил от имени Бога и прославлял его.

Книга Аввакума состоит из трёх глав. Первые две написаны в форме диалога между пророком и Богом. В них повествуется о силе халдеев и о горе, которое постигнет вавилонский народ, так как он увеличивает то, что ему не принадлежит, получает нечестную прибыль для своего дома, строит город на крови и поклоняется резному изображению. В третьей главе с непревзойдённой силой и яркостью описывается величественное явление Бога в день битвы.

Эта глава, представляющая собой молитву, переданную в скорбных песнях, названа «одной из самых красивых и величественных во всей еврейской поэзии».

СОДЕРЖАНИЕ.

ПРОРОК ВЗЫВАЕТ К БОГУ (1:1—2:1). Неверность иудеев побуждает Аввакума спросить: «Сколько ещё, Господи, я буду просить о помощи, а ты не будешь слышать?» «Почему передо мной грабёж и насилие?» (1:2, 3). Закон потерял силу, нечестивый одолевает праведного, и справедливость искажается. Поэтому Бог совершит то, что вызовет изумление и во что люди не поверили бы, если бы им рассказали об этом. Он поднимет халдеев!

То, как Бог описывает этот свирепый, стремительно приближающийся народ, действительно внушает страх. Халдеи совершают насилие и «набирают пленных, как песок» (1:9). Никто не помешает этому народу: ни цари, ни сановники, ведь он смеется над всеми ними. Он захватывает любое укреплённое место. Всё это — суд и обличение от «Святого», Бога (1:12). Аввакум с нетерпением ждёт, что; теперь скажет Бог.

ВИДЕНИЕ, В КОТОРОМ ПЯТЬ РАЗ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ГОРЕ (2:2—20). Бог отвечает: «Запиши это видение, напиши его ясно на дощечках». Даже если кажется, что оно задерживается, оно непременно исполнится. Бог утешает Аввакума словами: «Праведный будет жить благодаря своей верности» (2:2, 4). Хотя самонадеянный враг собирает к себе народы и нации, он не достигнет своей цели. Эти же самые народы будут говорить против него притчами и пять раз объявят ему горе:

«Горе тому, кто увеличивает то, что ему не принадлежит». Он сам будет расхищен. Его ограбят «за пролитие человеческой крови и за насилие над землёй» (2:6, 8). «Горе тому, кто получает нечестную прибыль для своего дома». Из-за того что он истреблял многие народы, будут жалобно взывать даже камни и дерево в его доме (2:9). «Горе тому, кто строит город на крови». Бог говорит, что народы будут трудиться напрасно, лишь для огня. «Ведь земля будет наполнена знаниями о славе Господа, как воды наполняют море» (2:12, 14).

Горе тому, кто в гневе поит своих ближних, чтобы «смотреть на их наготу». Бог заставит его пить из чаши, которую держит в правой руке, и его слава сменится позором «за пролитие человеческой крови и за насилие над землей».

Какую пользу приносит резное изображение тому, кто его делает? Разве такие бесполезные боги не немы? (2:15, 17). «Горе тому, кто говорит куску дерева: „Пробудись!“ — и немому камню: „Проснись! Дай наставление!“». В отличие от этих безжизненных богов «Господь — в своём святом храме. Молчи перед ним, вся земля!» (2:19, 20).

БОГ В ДЕНЬ БИТВЫ (3:1—19). В торжественной молитве Аввакум ярко описывает внушающие страх дела Бога. При появлении Бога «его величие покрыло небеса, и хвалой ему наполнилась земля» (3:3). Его сияние было подобно свету, и перед ним шла эпидемия. Он остановился, сотрясая землю, приводя в трепет народы и разбивая вечные горы. Бог ехал, как могучий воин, с обнаженным луком и с колесницами спасения.

Взволновались горы и водная пучина. Солнце и луна остановились. Словно свет, летали его стрелы и сверкала молния его копья, когда он шествовал по земле, в гневе молотя народы. Он выступил, чтобы спасти свой народ и своего помазанника и поразить нечестивого, разрушив у него «всё, от основания до крыши» (3:13).

Пророк потрясён, увидев, насколько могущественны прежние дела Бога и дела, которыми Он ещё сотрясёт мир. «Я услышал об этом, и мои внутренности затрепетали. От этой вести задрожали мои губы. В мои кости вошла гниль. Я затрепетал, но я буду спокойно ждать дня бедствия, который придёт и нападёт на народ» (3:16).

И тем не менее, несмотря на трудные времена, которые нужно пережить,— когда не будет цвести инжир и плодоносить виноградная лоза и в загоне не будет скота,— Аввакум решительно настроен ликовать в Господе и веселиться в Боге своего спасения. Он завершает свою восторженную песню такими словами: «Владыка Господь — моя жизненная сила. Он сделает мои ноги такими же, как у ланей, и даст мне ходить по моим высотам» (3:19).

ЧЕМ ПОЛЕЗНА.

Понимая, что пророчество Аввакума очень полезно для обучения, апостол Павел в трёх различных случаях процитировал 4-й стих из 2-й главы книги.

Подчёркивая мысль о том, что благая весть — это сила Божья для спасения всякого имеющего веру, Павел написал христианам в Риме: «В ней благодаря вере и к укреплению веры открывается Божья праведность, как написано: „А праведный будет жить благодаря вере“».

В Письме галатам Павел обратил особое внимание на то, что благословение приходит через веру: «Ясно, что законом никто не объявляется праведным перед Богом, потому что „праведный будет жить благодаря вере“».

Кроме того, в Письме евреям Павел написал, что христиане должны проявлять живую веру для сохранения души живой, и снова процитировал слова Бога, сказанные Аввакуму. Однако Павел процитировал не только последнюю часть стиха, где говорится: «Мой праведный будет жить благодаря вере», но и его первую часть, которая в греческой Септуагинте передана так: «Если он отступит, моя душа не будет им довольна». В заключение Павел сделал вывод: «[Мы] имеем веру для сохранения души живой» (Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр. 10:38, 39).

Книга Аввакума очень полезна сегодня христианам, которые нуждаются в жизненной силе. Она учит полагаться на Бога. Польза книги заключается и в том, что она предупреждает о Божьих судах. В ней содержится серьёзное предостережение: нельзя думать, что суды Бога слишком задерживаются. Всё сказанное Богом «непременно исполнится» (Авв. 2:3). Ведь пророчество о разрушении Иуды Вавилоном в точности исполнилось, и сам Вавилон, как и предсказывалось, был захвачен мидянами и персами в 539 году до н. э. Разве это не учит верить словам Бога?
 
Вот почему, предостерегая иудеев своего времени от неверия, апостол Павел посчитал необходимым процитировать Аввакума: «Смотрите же, чтобы вас не постигло сказанное в Пророках: „Посмотрите, презирающие, удивитесь и исчезните, потому что в ваши дни я совершаю дело, в которое вы ни за что не поверите, даже если кто-нибудь подробно расскажет вам о нём“» (Деян. 13:40, 41; Авв. 1:5).

Неверные иудеи не вняли словам Павла, точно так же как они не поверили предупреждению Иисуса о разрушении Иерусалима, и в итоге пожали плоды своего неверия, когда в 70 году н. э. римские войска разрушили Иерусалим (Луки 19:41—44).

Книга Аввакума и сегодня побуждает христиан, живущих в мире, полном насилия, сохранять крепкую веру. Она помогает им отвечать на вопрос, который интересует людей во всём мире: накажет ли Бог нечестивых?

Обратите ещё раз внимание на слова пророчества: «Жди его, так как оно непременно исполнится, не опоздает» (Авв. 2:3). Какие бы беспорядки ни происходили на земле, христиане помнят слова Аввакума о возмездии, которое Бог совершал в прошлом: «Ты выступил, чтобы спасти свой народ, спасти своего помазанника» (3:13).

Да, для них Бог с древних времён «Святой». Он — «Скала», Он обличит нечестивых и даст жизнь тем, кого объемлет своей любовью. Все, кто любят праведность и знают о Царстве и владычестве Бога, могут радоваться, вторя пророку: «Я всё равно буду ликовать в Господе, веселиться в Боге моего спасения. Владыка Господь — моя жизненная сила» (1:12; 3:18, 19).


Рецензии