Взрывы прогресса и хаоса часть 53

— Вчера летчик сделал мне комплимент: сказал, что у меня фигура — просто высший пилотаж.
— Дура ты! Это значит "бочка".


 «Магнитный» летающий корабль 1709 года
Это необычный летающий корабль, был создан бразильским иезуитом Бартоломеу де Гужманом (1685–1724).
Это была не просто идея на бумаге — Гужман реально создал этот аппарат и продемонстрировал «машину тяжелее воздуха» летая перед португальским дворцом Каса-да-Индия в Лиссабоне 8 августа 1709 года. Гравюра из публикации, Англия, XVIII век
В «кабине» летающего корабля находились часы, телескоп, небесная сфера и глобус. Сверху располагалась решетка входившая в систему «движителя». Еще выше «парус» служивший защитой от солнца и дождя.
Бартоломеу Лоренсу де Гужман (декабрь 1685-18 ноября 1724) был бразильско-португальским священником и натуралистом и изобретателем «летающих кораблей».
По сообщению Бартоломеу де Гужмана, корабль приводился в движение «двумя разными магнитами находящимися внутри сфер (небесной и глобуса), маневрирование осуществлялось «веслами» по бокам аппарата, а в задней части находились «движители» для экстренного ускорения.
О том, что данный аппарат не просто рисунок, а он действительно существовал, говорит то, что данная гравюра встречается в разных книгах, но везде описывается именно этот изобретатель и его демонстрационный полет.
Но, интересно другое — трансформация рисунка этого «магнитного летающего корабля» с течением времени. Информация о корабле и его создателе существует, но она претерпела на мой взгляд — значительные изменения, которые были сделаны для того, что бы скрыть первоначальные данные и превратить «продвинутые технологии» в «причудливые фантазии».
На более поздней гравюре, и что особо стоит отметить, которая является общедоступной и размещена в Википедии, «летающий корабль» превратился в «дирижабль». Посмотрите насколько это отличается от того, что хранится в запасниках Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики.
На лицо — переписывание реальной истории и сокрытие технологий прошлого. Если на оригинальной гравюре мы видим продвинутый летательный аппарат с соплами сзади, очень подробно прорисованными часами, решеткой сверху, небесной сферой и глобусом, то затем те, кто «переписывал историю», превратили исходный аппарат в некое утрированное под птицу нечто.
Сравните два текста, первый исходное описание событий, второе — описание событий в «исправленной версии истории» доступной в Википедии.

«В 1708 году Бартоломеу де Гужман подал прошение от имени короля Иоанна V о разработке своей машины, которая, как он утверждал, двигалась по воздуху и, таким образом, завоевала королевскую благосклонность. Корабль был тяжелее воздуха, в задней части находились «движители» на случай выхода из строя основной двигательной установки или для быстрого ускорения. Корабль приводился в движение с помощью магнитов, которые были заключены в два полых металлических шара — небесную сферу и глобус. Публичная демонстрация машины была проведена 8 августа 1709 года, когда изобретатель продемонстрировал «летающий корабль» летая перед португальским дворцом Каса-да-Индия в Лиссабоне. После её демонстрации в Casa da ndia король остался доволен его работой и назначил его профессором в Коимбре и членом Academia Real de Hist;ria (Королевская историческая академия). »
 «В 1709 году он подал прошение королю Португалии Жуану V с просьбой о благосклонности короля к его изобретению дирижабля, которому он выразил огромное доверие. Сохранилось содержание этой петиции вместе с изображением и описанием его дирижабля. Гужман хотел распространить огромный парус над лодочкой телом , как крышка транспортного вагона; Сама лодка должна была содержать трубы, через которые при отсутствии ветра воздух подавался в парус с помощью сильфонов. Судно должно было приводиться в движение с помощью магнитов, которые должны были быть заключены в два полых металлических шара. Публичные испытания машины, назначенные на 24 июня 1709 года, не состоялись. Известно, что Гужман работал над этим принципом и на публичной выставке, которую он устроил 8 августа 1709 года в Casa da ndia в Лиссабоне, когда он с помощью сгорания отправил воздушный шар вверх но ударившись о потолок он взорвался»
В исторических источниках упоминается о том, что после демонстрации своего «летающего корабля» Бартоломеу де Гужманом заинтересовалась Святая Инквизиция.
К концу 1724 года, после путешествия по Европе и регистрации ряда новых изобретений, Бартоломеу вернулся в Португалию только для того, чтобы его встретила инквизиция, которая обвинила его в близких знакомствах с новыми христианами. Затем он сбежал в Испанию в надежде добраться до Англии. Он умер в Толедо в возрасте 38 лет , в 18 - е ноября 1724 года .
В 1936 году в Рио-де-Жанейро , Бразилия , компания Luftschiffbau Zeppelin построила аэропорт Бартоломеу де Гужман для работы с жесткими дирижаблями Graf Zeppelin и Hindenburg. В 1941 году она была передана бразильским военно-воздушным силам и переименована в базу ВВС Санта-Крус . В настоящее время аэропорт, обслуживающий Араракуару, носит название Bartolomeu de Gusm;o Airport.
Можно найти и другие «исправленные» рисунки этого «летающего корабля»:

Museo do Ar Решетка исчезла, нет небесной сферы, нет глобуса, вместо них просто сферы, нет сопел
Но, можно найти (если постараться) и описание настоящего летательного аппарата в более поздних источниках, например в «Журнал механики, музей, реестр, журнал и вестник, Том 38», год издания 1843.
Интересно то, что по имеющимся данным, изобретатель уничтожил все свои чертежи и рукописи, но я нашел упоминание о том, что многие занимались поиском его чертежей в выпуске датируемом 20th, 1786, by London Daily Universal Register:
«Они добавляют, что несколько ученых людей, французов и англичан, которые были в Лиссабоне, чтобы проверить этот факт (существование летающего корабля), навели справки в монастыре кармелитов, где у Гужмана был брат, сохранивший некоторые из его рукописей о способах создания аэростатических машин. Различные живые люди утверждают, что они присутствовали на экспериментах иезуита и что он получил фамилию Воадор, или Летучий человек».
Материалы основаны на информации в открытых источниках.


Рецензии