По третьей и одиннацатой заповедям

ПРОЛОГ

Слов истирается значение -
Года, эпохи и мораль.
Их часто не по назначению
Используют, не так как встарь. 

Не то понятие свободы,
И слово честь теряет смысл.
Так Леты медленные воды
Стирают то, что было мысль.

Об этом знал Творец, конечно
И запретил по пустякам
Упоминать Его беспечно,
Теперь причина ясна вам. 



ПО ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно;
ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.


Хотя в религиях обычно
Для Бога надо восхваление,
Есть запрещение непривычно
Для тех, кто родился евреем.

Для них, кто следует заветам,
Те знают в иудейской вере
Произношение имя Бога
Не разрешается евреям.   (1)

На это важное табу
И третья заповедь советом -
В молитвах, всуе, на бегу
Не звать по имени при этом. (2)

Есть заменитель - «Адонай»
И «Саваоф» и «Элохим»
Чтобы не вспомнить невзначай
И не поссориться бы с Ним.   (3)

Конечно есть тетра-грамматон 
Согласных букв священный код,  (4)
Он сложен, вроде как бы атом
Для всей религии ядром. 

Чтоб не отвлечь от важных дел
По пустякам из личной жизни.
Живи как следует.  Удел -
Наговоришься после тризны.



(1) Произношение имени Бога в иудаизме вслух табуировано, (запрещено)

(2)  Библейская третья заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7) часто рассматривается в иудаизме как запрет на произношение этого имени вслух.

(3) При произношении заменяется заменителям: Эль, Адонай, Элохим, Саваоф, Элион, Шаддай и т. д., в зависимости от контекста.

(4) Тетраграмматон - Четырёх-буквенное непроизносимое имя Господа — (транслитерация с иврита - YHWH, произношение в настоящее время точно не известно) — считается собственным именем Бога.



САВАОФ

Порой хочется молиться о существовании Бога!
    - Ежи Лец

У иудеев имя Бога
Нельзя произносить, писать,
Но почему на Саваофа
Есть ссылки, что не сосчитать?

В Завете Ветхом, как и в Новом
Две сотни раз есть Саваоф.
Создатель, воин там толковый
И с ним все ангелы полком. 

Из множества Его имён
С ним христиане все знакомы
Он смотрит строго с всех икон
Он - Саваоф и Он - Иегова.

Седым он старцем смотрит с них,
Хотя никто Его не видел.
«Подобие» ищут со страниц
Священной древней умной книги.

А было ведь запрещено
Его писать указом церкви!
Иисуса видели его
И всех апостолов до смерти.   

Седой, могучий исполин
Над алтарями и в картинах,
Он Саваоф, Он Зевс, О’дин...
Пусть имена... А Он единый. 



Саваоф — одно из титулов Бога в иудейской и христианской традициях, упоминаемое в Танахе (Ветхом Завете) с Первой книги Царств (1 Цар. 1:3), а также в Новом завете — в Послании Иакова (Иак. 5:4) и в Послании к Римлянам (Рим. 9:29).



БОГ СПИНОЗЫ

Спинозы Бог - он не Творец, (1)
Он есть активнвя природа.
Он всё, что было и что есть -
Необходимость всего рода.

Он созидание само,
Его ничто не подгоняет,
И смысл лишь бытия его -
Он созидает, созидает.

Он всё, что есть и без Него
Ничто существовать не может…
Так в даосизме до него
Сам Лао Цзы твердил всё тоже. (2)

Спинозы Бог далёк от чувств -
Его понять лишь разум сможет;
Поскольку Бог везде, вокруг,
То значит и в тебе он тоже.

“Познай себя” - Сократа клич
Звучит в его устах иначе -
"Познвв себя - ты будешь с Ним",
А это редкая удача.

Познав себя - познаешь всё,
Хоть Бог его и безграничен,.
Но часть его в тебе живёт
И эта часть - твоя есть личность.

Он дух и тело, и душа
Хотим того или не знаем…
Вы шаг свой взвесьте не спеша -
Идёте так, как Он желает?



1. Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени

2. Лао-цзы  (VI век до н. э.) — древнекитайский философ VI–V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма



ЕДИНЫЙ БОГ

Известный факт, что Бог один,
Но верит каждый по другому.
Ни доказать, ни убедить
Ни одному и не другому.

Молчит их высший судия -
Мол “разбирайтесь дети сами...”
А здесь такая уж вражда,
И все кричат, что “Бог лишь с нами”.

Когда-то кто-то подсчитал
Что в христианстве тысячи фракций:
Рим с Византией враждовал,
А тут еще и протестанты.

Какая же разница меж ними?
Кричат друг другу – “ЕРЕТИК”!
Давайте мы посмотрим с вами
Что у одних, что у других?

Начнем с единства каждой церкви:
Все Протестанты по себе -
Лишь в Библию они все верят,
Других авторитетов нет.

Католики едины Римом,
Им Папа вместо Бога здесь,
Им Рим спускает директивы
И их ослушаться - не сметь.
 
А православных нет единства,
Есть церковь русских и болгар,
У греков – “ортодох” им имя,
У сербов, у румын, армян.

И Патриарх, Архиепископ,
Митрополит везде есть свой...
Различны несколько доктрины,
Идеи делят меж собой.

Святая Троица во-первых
В трактовке видится другой:
У православия – “лишь от Бога
Исходит только Дух Святой”.

И Богородица в России
Не непорочно зачала,
Истории такие были
Куда не глянешь - пол села.

У православных не взлетела
Она живой на небеса,
И со Святыми плохо дело
Тот, кто католик, тот не наш.

Не верит в Папу православный,
Да и Чистилище - вранье,
Опять же поп у нас женатый,
У них конечно холостой.

Нет у католиков разводов -
Женитьба раз и навсегда,
У православных, дай лишь повод -
И сразу новая жена.

Стремятся все костелы к небу
В них лишь распятия, нет икон
Им - инквизиция для веры,
У  православных есть Синод.
 
В Египте КОПТЫ поселились
Древнейший христианский род,
У них был Папа раньше Рима
Там православия был восход.

Сам МАРК ЕВАНГЕЛИСТ учил их… *
Для них Иисус лишь только Бог.
Для них он человеком не был,
А значит умереть не мог. 

Вот так идёт с далёких пор -
Все веруя в Творца, что Свет,
Щеку врагу подставить мог,
Но верой поступиться - нет.



* Марк — один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению еврей, но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в него.




ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
                - Фома Аквинский


Фома Аквинский был ученый,
Мудрец, философ, богослов.
Он Аристотеля законы
Принял основой из основ.

Связать язычника с писанием
Задача была непроста -
Как логику о мироздании
Связать с идеями Христа?

Фома Аквинский сделал это,
Его трудам благодаря
Стали возможны отклонения
Науки против "жития".

Он перевёл оригинал
От греков, а не от арабов
И "Метафизике" жизнь дал
В Европе. Как это немало!

А ведь могла тогда Европа
Пойти путем, что шел Ислам,
Где догме вечная корона,
Где - не посмей ты мыслить сам.

Пять доказательств дал нам Бога -
Их изучают до сих пор.
Но только тех, кто верил строго,
Он убедил. С другими спор.   (2)

Дал философии приличие,
Как теологии вассал.
Чтоб Бога доказать наличие
Логично, разум чтоб признал.

С него включили философию
В программы первых высших школ,
Париж и Оксфорд и Болонья -
Теологический упор.

Для получения "магистра",
Иначе – "доктор философии",
Пять доказательств этих списком
Знать претендент обязан более.

Там есть движение, причина,
Необходимость есть и степень,
И цель – конечная доктрина...
Сейчас, конечно, ей перечим.

Начало было Возрождения -
Был слаб и хил его росток,
Но выжил он. Его рождение -
Для нас истории урок.

Критиковали его страшно,
Потом приняли все, как факт.
И стала догмой, и напрасно
Свободной мысли догма – враг.

Теперь католикам "томизм" -   (3)
Святая версия Аристотеля.
Ещё один известный "-изм"
И версия одна Утопии.

Его трудам благодаря,
В Италии на Возрождение,
Джордано умер от огня
И засудили Галилея.



(1) Фома Аквинский (1225-1274) — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, основатель томизма, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

(2) Знаменитые пять доказательств бытия Бога в трактате «Сумма теологии»
 
1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

(3) Томизм — ведущее направление в католической мысли, как теистическая версия аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии».






ОДИННАДЦАТАЯ  ЗАПОВЕДЬ

„Одиннадцатая заповедь: «Не прелюбословь!»“
               —  Станислав Ежи Лец

Привита чуждая идея
Народам северных земель,
Та, что возникла в Иудее
С пророками других людей. 

Слова чужие для молитвы,
Довольно странное «аминь»,
Чужие имена, как бритва;
Чужих традиций глубь и ширь. 

1. Что - Бог один! А суеверия?
О леших, прочих домовых?
Святых добавим, без сомнения,
Молись "сколь хошь" теперь на них.

2. Да не создай себе кумира!
Как без кумира?  Это да!
А как же “мудрый и любимый”,
Кто вечно жив в сердцах, в умах?

3. Не вспоминай господне имя
Ни в суете, ни впопыхах!
Так ведь привыкли жить мы с ними  -
А не божиться - просто страх.

4. Субботу чтить и посвящать
Её молитве в имя Бога…
Ну, вам конечно лучше знать -
Субботник, школа и работа.

5. Люби родителей всегда!
Ну это мы, положим, знаем.
Но, почему, вокруг тогда,
Старушек нищих мы встречаем?

6. Как «не убий» вдруг уживётся
У викингов?  Не странно вам?
«Не укради»!  Над тем смеётся,
Любой, в душе, кто викинг сам. 

7. Не изменяй — вот эта шутка
Смешна французам и теперь.
Но постепенно, с скрипом, трудно
Идеи открывали дверь. 

8. А тут ещё: не укради!
Ну явно - Он не знал России.
Здесь пусть не нужно, выноси!
"Добро народа" - голосили.

9. Люби врага - ещё труднее,
Подставь щеку» - казалось вздор
Не клевещи! Как в самом деле?
Пусть хоть о рае разговор. 

10. Не возжелай что не имеешь!
Так это же всего нужней.
И хоть лишь мыслью богатеешь,
Что у соседа - то милей!

Наверно хороша идея,
Коль в поколениях живёт...
И до сих пор благоговея
«Аминь» скрепляет мысли ход.




Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.


Рецензии
Очень полезно для неведающих. Четыреста лет работать без выходных в рабстве. Просить выходной и получить субботу.Огромным количеством запретов сами завели себя в тупик лабиринта. Бог- программист в квантово- волновом пространстве. Написана одна программа- Жизнь. Всё живое и всё разумное. Дао близко к истине. Всегда было и всегда будет. Не расширяется, а осваивается, т.к. бесконечно. Математический метод познания однобок, хотя всё отцифровано до кванта. Улыбнитесь! Энциклопедическая эрудиция иногда тормоз. Успехов. Искреннее уважение

Алексей Малышев 5   24.02.2023 14:39     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
.
Во многой мудрости много печали и кто умножает познания, умножает скорбь.
- Экклезиаст
,
Есть те, кого печалит знание,
Есть те, кого - отсутствие их.
И если мудрость есть в печали -
Депрессия - гениев мотив.

Известно мудрецам давно -
Взбираясь на вершину знаний,
Ты видишь лишь, как далеко
Тот горизонт, что сердце манит.

Как всё, к чему давно привык
И что считал своей опорой
Уходит из под ног и в миг
Вдруг рушится познаний город.
.
С уважением,

Оскар Хуторянский   05.03.2023 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.