Эссе Апостол Иоанн и его Евангелие

ЕВАНГЕЛИЕ ИОАННА.

Повествование о жизни и служении Иисуса Христа на земле; из четырех Евангелий оно было написано последним.

АВТОРСТВО.

Хотя в этой книге не упоминается имя автора, то, что её написал апостол Иоанн, практически ни у кого не вызывает сомнений. С самого начала его авторство никто не оспаривал. Во II в. н. э. лишь небольшая группа людей подвергла сомнению авторство книги. Они ссылались не на какие-либо доказательства, а на то, что содержащиеся в этой книге учения якобы неортодоксальные. Только с появлением современного библейского критицизма авторство Иоанна снова стало подвергаться сомнению.

Множество внутренних доказательств того, что книгу написал апостол Иоанн, сын Зеведея, не оставляют места сомнениям. Ниже перечисляются лишь несколько таких доказательств, но внимательный читатель, помня о них, обнаружит намного больше.

1) Книгу, очевидно, написал иудей, так как он был хорошо знаком со взглядами иудеев (Ин 1:21; 6:14; 7:40; 12:34).

2) Автор вырос в Палестине — на это указывает тот факт, что он хорошо знал ту местность. Судя по подробностям, связанным с теми или иными местами, он сам бывал там. Он говорит о «Вифании на другом берегу Иордана» (Ин 1:28) и о Вифании «недалеко от Иерусалима» (Ин 11:18). Он пишет, что в том месте, где Христа казнили на столбе, был сад, а в нём — новый памятный склеп (Ин 19:41), что Иисус «говорил... в сокровищнице, когда учил в храме» (Ин 8:20) и что «была зима, и Иисус ходил в храме по колоннаде Соломона» (Ин 10:22, 23).

3) Свидетельство самого автора и свидетельства, подтверждаемые фактами, указывают на то, что он был очевидцем событий. Он упоминает по имени людей, которые что-либо говорили или делали (Ин 1:40; 6:5, 7; 12:21; 14:5, 8, 22; 18:10), точно указывает время (Ин 4:6, 52; 6:16; 13:30; 18:28; 19:14; 20:1; 21:4) и как бы между прочим называет цифры и количество (Ин 1:35; 2:6; 4:18; 5:5; 6:9, 19; 19:23; 21:8, 11).

4) Автор был апостолом. Только апостол мог быть очевидцем стольких событий, связанных со служением Иисуса; кроме того, он хорошо знал, что Иисус думал и чувствовал, почему поступал тем или иным образом, а значит, был одним из 12-ти, которые сопровождали Иисуса в служении. Например, он пишет о том, что Иисус спросил Филиппа, чтобы испытать его, «ведь сам знал, что; будет делать» (Ин 6:5, 6); Иисус знал, что «его ученики ропщут» (Ин 6:61); он знал «всё, что с ним произойдёт» (Ин 18:4); он «простонал духом» и «пришёл в волнение» (Ин 11:33; 13:21; ср. Ин 2:24; 4:1, 2; 6:15; 7:1). Автор также хорошо знал мысли и взгляды апостолов, какие-то из них были ошибочны и позднее были исправлены (Ин 2:21, 22; 11:13; 12:16; 13:28; 20:9; 21:4).

5) Кроме того, об авторе говорится как об «ученике, которого любил Иисус» (Ин 21:20, 24). Очевидно, он был одним из трёх самых близких Иисусу апостолов, которые находились рядом с ним в некоторых особых случаях, например когда он преобразился (Мк 9:2) и когда испытывал муки в Гефсиманском саду (Мф 26:36, 37). Из этих трёх апостолов автором не мог быть Иаков, так как примерно в 44 г. н. э. его казнили по приказу Ирода Агриппы I. Нет никаких доказательств, что автор написал своё Евангелие до этого года. Автором не мог быть и Пётр, поскольку он упоминается вместе с «учеником, которого любил Иисус» (Ин 21:20, 21).

ДОСТОВЕРНОСТЬ.

Каноничность Евангелия от Иоанна признавалась ранним христианским собранием. Оно встречается почти во всех древних каталогах, в них его достоверность не подвергается сомнениям. Из посланий Игнатия Антиохийского (ок. 110 н. э.) ясно видно, что он использовал Евангелие от Иоанна; то же самое можно сказать о трудах Иустина Мученика, написанных спустя несколько десятилетий.

Это Евангелие встречается во всех главных кодексах Христианских Греческих Писаний — Синайском, Ватиканском, Александрийском, Вашингтонском и Коридетском, в кодексах Ефрема и Безы, а также во всех ранних переводах. Фрагмент этого Евангелия, содержащий часть 18-й главы, есть в папирусе Райлендза 457 (P52), датируемом первой половиной II в. Кроме того, отрывки из 10-й и 11-й глав содержатся в папирусе Честера Битти № 1 (P45), и значительная часть всей книги встречается в папирусе Бодмера 2 (P66), датируемом началом III в.

ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ.

Принято считать, что Иоанн написал своё Евангелие после освобождения из ссылки на острове Патмос, приблизительно в 98 г. н. э. В то время апостол находился недалеко от Эфеса или в самом Эфесе, примерно в 100 км от Патмоса. Римский император Нерва (96—98 н. э.) освободил многих людей, которые были сосланы в конце правления его предшественника Домициана. Среди них, возможно, был Иоанн. В Откровении, которое Иоанн получил на Патмосе, собрание в Эфесе было одним из тех, которым апостолу было поручено написать.

Ко времени написания своего Евангелия Иоанн достиг глубокой старости — вероятно, ему было 90 или 100 лет. Несомненно, он был знаком с тремя другими повествованиями о земной жизни и служении Иисуса, с Деяниями апостолов и с письмами Павла, Петра, Иакова и Иуды. Он мог наблюдать, как проливался духовный свет на христианское вероучение и какие плоды приносила проповедь во всех народах. Он также видел появление «человека беззакония» (2Фс 2:3). Он был очевидцем исполнения многих пророчеств Иисуса, в том числе пророчества о разрушении Иерусалима и конце иудейской системы вещей.

ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ.

Движимый святым духом, Иоанн решил, о каких именно событиях написать, ведь он сказал: «Иисус, конечно, совершил перед учениками ещё много других чудес, о которых не написано в этом свитке» и «Правда, есть и многое другое, что сделал Иисус, и если написать об этом во всех подробностях, то, думаю, и сам мир не вместил бы написанных свитков» (Ин 20:30; 21:25).

Ввиду всего этого Иоанн объяснил цель написания боговдохновенного повествования, бо;льшая часть которого нигде не повторяется. Он сказал: «А об этих написано, чтобы вы верили, что Иисус и есть Христос, Сын Бога, и чтобы, веря, имели жизнь благодаря его имени» (Ин 20:31).

Иоанн подчеркнул, что всё написанное им — истинно и достоверно (Ин 1:14; 21:24). Его Евангелие — ценное дополнение к библейскому канону, так как содержит свидетельство очевидца, последнего оставшегося в живых апостола Иисуса Христа.

САМОЕ РАСПРОСТРАНЁННОЕ.

Среди всех книг Библии Благая весть в изложении Иоанна получила самое широкое распространение. Помимо того что Евангелие от Иоанна было издано в составе полной Библии, были напечатаны и распространены тысячи экземпляров этого Евангелия как отдельной книги.

ЦЕННОСТЬ.
 
В согласии со словами Иисуса Христа, записанными в Откровении, о том, что он «начало Божьего творения» (Отк 3:14), Иоанн указывает, что тот был с Богом «в начале» и что «всё появилось через него» (Ин 1:1—3). В Евангелии не раз подчёркивается мысль о близких отношениях, связывающих единородного Сына Бога и его Отца, и приводятся многочисленные высказывания Иисуса, раскрывающие глубину этих отношений. В книге неоднократно обращается внимание на отношения между Отцом и Сыном, на подчинение Сына и на то, что он поклонялся своему Богу (Ин 20:17). Благодаря тесным узам Сын мог раскрыть Отца, как никто другой, и притом таким, каким его не могли представить Божьи служители древних времен. Кроме того, Иоанн говорит о нежной любви Отца к Сыну и к тем, кто становятся его сыновьями благодаря вере в Сына.

Об Иисусе Христе говорится, что через него Бог изливает благословения на человечество и что только через него люди могут приближаться к Богу. Он тот, через кого пришли незаслуженная доброта и истина (Ин 1:17), он «Ягнёнок Бога» (Ин 1:29), «единородный Сын Бога» (Ин 3:18), «жених» (Ин 3:29), «истинный хлеб с неба» (Ин 6:32), «Божий хлеб» (Ин 6:33), «хлеб жизни» (Ин 6:35), «живой хлеб» (Ин 6:51), «свет для мира» (Ин 8:12), «Сын человеческий» (Ин 9:35), «дверь» овечьего загона (Ин 10:9), «добрый пастух» (Ин 10:11), «воскресение и жизнь» (Ин 11:25), «путь, истина и жизнь» (Ин 14:6) и «истинная виноградная лоза» (Ин 15:1).

В Евангелии подчёркивается положение Иисуса Христа как Царя (Ин 1:49; 12:13; 18:33), его власть как Судьи (Ин 5:27) и данная ему Отцом сила воскрешать (Ин 5:28, 29; 11:25). Иоанн раскрывает роль Иисуса, который пошлёт святой дух в качестве «помощника», чтобы тот напоминал, свидетельствовал о нём и учил (Ин 14:26; 15:26; 16:14, 15).

Однако Иоанн помогает читателям не забывать о том, что в действительности речь идёт о Божьем духе, который исходит от Бога и даётся по его воле. Иисус ясно дал понять, что если он не уйдёт к Отцу, который больше его, то святой дух как помощник не придёт (Ин 16:7; 14:28). Затем его ученики совершат ещё бо;льшие дела, так как Христос вернётся к Отцу и даст им то, о чём они попросят во имя его,— всё это произойдёт с целью прославить Отца (Ин 14:12—14).

Иоанн также обращает внимание на роль Иисуса Христа как того, кто отдаёт свою жизнь в качестве выкупа за человечество (Ин 3:16; 15:13). Его титул «Сын человеческий» напоминает о его тесной родственной связи с людьми, потому что он стал плотью, и о том, что он ближайший родственник людей и, как следствие, искупитель и мститель за кровь в согласии с пророческим образом, содержащимся в Законе (Лв 25:25; Чс 35:19).

Христос сказал своим ученикам, что у правителя этого мира нет над ним власти, но что он победил мир, поэтому над миром настал суд, а его правитель будет изгнан вон (Ин 12:31; 14:30). Последователи Иисуса призываются побеждать мир, сохраняя преданность Богу и непорочность перед ним, как это делал Иисус (Ин 16:33). Это согласуется с Откровением, данным Иоанну, в котором Христос неоднократно говорит о важности одерживать победу и обещает щедро благословить на небе тех, кто в единстве с ним (Отк 2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21).

СОМНИТЕЛЬНЫЙ ОТРЫВОК ИОАННА 7:53—8:11.

В первоначальный текст Евангелия от Иоанна эти 12 стихов, очевидно, были добавлены. Их нет в Синайском кодексе и Ватиканском кодексе 1209, хотя они встречаются в кодексе Безы, датируемом V в., и в более поздних греческих рукописях. Однако этот отрывок отсутствует в большинстве ранних переводов. Ясно, что изначально он не входил в Евангелие от Иоанна. В одной группе греческих рукописей этот отрывок находится в конце Евангелия, а в другой — после Луки 21:38. Это аргумент в пользу того, что данный отрывок сомнителен и не вдохновлён Богом.


Рецензии
Меня зацепило
Весьма интересный взгляд
Вдохновения вам!

Иванников Данил   25.04.2023 12:03     Заявить о нарушении
Очень рад, Данил, что вам было интересно! Значит, не зря старался.

Михаил Моисеев   25.04.2023 13:14   Заявить о нарушении