Лермонтов. Валерик

    "Я к вам пишу случайно; право,
    Не знаю как и для чего.
    Я потерял уж это право,
    И что скажу вам? – ничего!
    Что помню вас? – но, боже правый,
    Вы это знаете давно;
    И вам, конечно, всё равно"...
           =  =  =  =  =  =
Такой «простой» род беседы доверчивой.
Естественность, ширь, глубина.
И душу пронзает, как воды до дна
Лот, кинутый с лодки для моря промерки.
Так – и в строчках других, перед смертью,
Уже миром не нашим назначенной.
Не мной, кажется, одним только замечено:
Раз иной позволяют вчинить силы некие –
Завершеньем – в высокое, главное взлёт.
Так Моцарту вдруг заказал кто-то Реквием.
Так последний Есенину выдан был год.
Это – словно больного в сознанье приход
Для прощанья.
Может, в нём ничего равного далее быть
Не могло. Всё в программе жизни закрыто.
В формах главных оформился здания
Силуэт. Но... не светит успешное в плане
Личном, жено-любовно-семейном; нет вида
В части выбора иль назначения службы.
Прежних очарований сердечных с окружья
Уход. И наследный вьюк бед со здоровьем
Как в гениях ранних таких же – огромный:
С пелён наделённость проклятая сроком
Цвето-плодоношения сжато-коротким...
    Вдруг, как бы далёко до дел окончанья, –
Вот не уберёг Господь! – странно убит...
Случайно...
Да – это ведь подойдёт к многим даже!
Если всё свершено, как умрёт он – не важно.
В самом деле: убийство – хороший подарок,
Милость, что и неровностей ряд оправдает,
Назначит виновного, боль святую оставит.
Да! Злодея сокрытого показаться заставит!
Обнажит его ад: графоманскую зависть,
Ревность бешеную к таланту, к «удалости»!
Прорицатель, окажется ещё, нагадал...
А, ведь, значит, – неспешно зрело задание,
Завершилось в срок правильный.
В общем – быт, который любить не мешает
Нам, однако, волшебно настроенных строк
Звук струнно высокий и для мыслей прок.
В их тайны рабочие скромно очень вникая.

               =  =  =  =  =  =
Известно, что Мартынов в стихах и прозе копировал,
с сюжетными «исправлениями», Лермонтова. Он также
описал бой при Валерике в «патриотичной» поэме.


Рецензии
Разумеется, это сработало, Мартынов, и не только он, все узнали его в Грушницком.

Сергей Долгов   23.02.2023 21:37     Заявить о нарушении
Разумеется, это сработало именно таким образом, но могло сработать и в других направлениях, включая отношение Двора и придворных кругов, последующую скорую амнистию убийцы и т. п. Даже и дальнейшую официозную позицию в отношении Лермонтова на долгие годы. Вообще-то запутано там всё, очень мало непредвзятой информации...

Владимир Балутин   23.02.2023 23:20   Заявить о нарушении
Откуда там может взяться объективная информация? Все участники, секунданты могли быть разжалованы в рядовые, так что рассказывать правду был никто не заинтересован. В Польше и то знают больше из чьих-то своих свидетельств о той дуэли.

Сергей Долгов   24.02.2023 03:33   Заявить о нарушении
Информации из Польши не имею. Вообще, профессионально я не гуманитарий и очень далёк от их исследований и, тем более, от первоисточников. Но с детства просто жил стихами Лермонтова. В его судьбе как-то всё время ощущалась некая предопределённость. На экскурсии в Тамани врач рядом высказала: «Бедный мальчик: да здесь же клиническая картина наследственного туберкулёза костей! И всегда знал это в себе». В такой же срок окончил жизнь очень похожий изумительный белорусско-русский поэт Максим Багданович. Ощущение предопределённости не отпускает и при поверхностном знакомстве с тогдашним окружающим миром. Об этом и хотелось обобщённо сказать, подробности – дело специалистов. Осторожных и любящих поэзию (безусловно!) литературных «археологов».

Владимир Балутин   24.02.2023 17:31   Заявить о нарушении