Житие преподобного Зосимы Верховского. Часть 19
Не описать здесь все занятия отшельников,
не перечислить тайных подвигов в безмолвии,
их, всю, безмерную, большую любовь к Господу –
Чем были души и сердца, их, переполнены.
Они умеренно питались постной пищей,
ходили в нищенской обувке и одежде,
Всё нужное им доставлялось из обители,
Но и трудились они более чем прежде.
Пять дней отшельники в безмолвии своём
молились и работу выполняли,
Ну а в субботу, вечером иль днём,
Они в обитель приходили, где их ждали.
Лишь после литургии в воскресенье
За общей трапезой обедали с монахами,
И возвращались вновь в свое уединение,
С вещами нужными им, пищею и книгами.
Отец Зосима научился как-то быстро
переплетать красиво данные им книги,
И, чётким уставным письмом – с рисунком,
их переписывал с усердием великим.
Бывая в Петербурге, юный инок
и научился мастерству тому, искусству,
он книги светские отказывался брать,
лишь жития святых, псалтырь иль Библию.
Он вырезал и деревянную посуду,
Из клёна, можжевельника, берёзы,
То чашки резал он, то резал ложки,
Став в этом деле даже виртуозом.
А Василиск работал чаще с глиной,
как истинный гончар ваял изделия –
горшки и плошки, кринки или чашки,
не оставляя своих рук без рукоделия.
Они плели из бересты: корзины, лапти,
лукошки разного размера, бурачки*.
Порою вместе мастерили они санки,
Или в лесу искали ягоды, грибы.
Всё рукоделие своё, грибы с плодами,
в субботу приносили в монастырь,
их ждали там и с радостью встречали,
и каждый к ним с поклоном подходил.
Муж не искусен, если не испытан
он искушеньями, соблазнами какими,
лишь поборов их, он считается «привитым»,
чтоб больше не встречаться в жизни с ними.
Чтоб стать благопотребнейшим сосудом,
пришлось Зосиме испытать ещё соблазн,
К нему приблизился однажды бес тщеславия,
Тот льстец, изысканный, под ликом правды - в нас.
Вот и сказал однажды парень Василиску:
— Зачем мы трудимся и утомляем себя тем?
Ведь мы – отшельники! С нас хватит и молитвы,
Да чтений книг о житиях отцов святых!
Без нас с тобою иноки обители
Грибов и ягод могут множество собрать,
ведь среди них есть этих дел любители!
Так нам – не лучше ли себя иным занять?
Смиренный Василиск ответил робко:
— С тобой живём мы не в молве, а в тишине,
но получаем всё, что нужно нам, готовым,
от тех монахов, что живут в монастыре.
Так хоть хотя бы малостью труда
должны заслуживать мы то, что получаем,
да и молитвы отца с братией всегда
угодней Богу, лишь они нас выручают.
С тех пор так стало: Василиск стал собирать
грибы и ягоды, Зосима ж – больше нет,
к тому ж, открыто начал старца укорять:
— Ну, и безмолвие! Всё – суета сует!
Всё не всегда бывает – что бывает.
У них недолго продолжалось это так.
Зосима понял, что он многое теряет,
ведь друг – богатство ценное, не враг.
Хоть и постился, и молился он исправно,
и упражнялся, молча, в чтении разных книг,
он ощутил вдруг отчуждение от старца,
томление совести, внутри – душевный крик.
Молитвами отца и друга – старца,
И Божьей милостью был юноша спасён,
Он осознал погибель заблужденья,
И быстро понял – кем он был порабощён.
Припал к ногам он Василиска и рыдал,
просил прощенья со слезами у него,
И добрый старец, подойдя, его обнял,
Как дым, развеяв вражьи козни – заодно.
С тех пор ничто не возмущало их покой,
единодушия – в богоугодном житие их.
А то, что было – может, кризис возрастной,
совсем такой же неожиданный как чих?
Бурачок* – небольшая ёмкость под соль.
21.02.2023 г.
Свидетельство о публикации №123022108880