1. 4 Семь дней Творения
ДВА ЧЕЛОВЕКА: ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ
ДВА АДАМА: ПЕРСТНЫЙ И НЕБЕСНЫЙ
ДВА ЗАВЕТА: ПЕРВЫЙ (ВЕТХИЙ) И ВТОРОЙ (НОВЫЙ)
ДВА ПОТРЯСЕНИЯ ЗЕМЛИ (ПЕРЕХОДА): ОТ ИДОЛОВ К ЗАКОНУ И ОТ ЗАКОНА К ЕВАНГЕЛИЮ
ДВЕ ЗЕМЛИ: ХА-АРЕЦ И ХА-АДАМА
ДВА ИЗРАИЛЯ: ПО ПЛОТИ И ПО ДУХУ
ВСЯКАЯ ДУША МЕРТВА, ЕСЛИ НЕ ИСПОЛНЕНА БОГОМ
В 15 главе Первого Послания Апостола Павла к Коринфянам написано:
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:47-49).
Из этих стихов можно заключить, что на земле живут два типа людей: перстные и небесные. Перстные – это ветхий человек в Адаме, небесные – новый человек во Христе. Первые – это плоть, рожденная от плоти, вторые – дух, рожденный от Духа:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).
Читая две истории о сотворении человека в первой и второй главах Бытия, мы находим в них ряд несоответствий, что позволяет предположить, что в них говорится о сотворении двух разных человеков (Адамов): первого (перстного) и последнего (Небесного). Первая глава Бытия говорит о сотворении Адама Небесного, а вторая – о создании из праха земного Адама перстного. Такая точка зрения вполне согласуется с принципом первого упоминания, согласно которому при первом упоминании в Библии о человеке речь должна идти о человеке вечном и истинном. Этим вечным и истинным человеком является не Адам перстный, а Адам Небесный, то есть Христос. Первый человек (Адам перстный) был образован из праха земного, а второй (Адам Небесный) пришел с неба:
"Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли" (Ин.3:31);
"не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1Кор.15:46)…
Рассказ "Эллохиста" в первой главе Бытия является пророчеством о Христе и Церкви, то есть о сотворении Адама Небесного по образу Божьему:
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).
"Яхвист" же во второй главе говорит о сотворении Адама перстного по подобию Божьему:
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7);
"ВОТ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕКА: КОГДА ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ. МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ, И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ И НАРЕК ИМ ИМЯ "ЧЕЛОВЕК" В ДЕНЬ СОТВОРЕНИЯ ИХ" (БЫТ.5:1,2).
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА У "ЭЛЛОХИСТА" – ЭТО ХРИСТОС И ЦЕРКОВЬ.
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА У "ЯХВИСТА" – ЭТО АДАМ И ЕВА.
Сотворение Богом первого человека Адама из праха земного произошло, согласно библейскому летоисчислению, сравнительно недавно – за четыре тысячелетия до воплощения Иисуса Христа. Поэтому первобытным человеком библейский Адам, конечно, не был.
=============
"Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3761 году до н. э."
"В христианской традиции, где сотворение Адама вычисляется на основании новозаветного родословия Иисуса от Адама (Лк. 3), существует большое число версий этой даты (см. Датирование Сотворения мира). Согласно Византийской или Константинопольской эре Адам был сотворён в 5508 или 5509 году до н. э."
(Википедия)
*** *** ***
"…Самый древний человек, он же человек первобытный сравнительно неплохо изучен в наше время благодаря трудам археологов. Именно современная археология смогла более-менее [достоверно] показать историю самого древнего периода человечества – первобытной эпохи и первобытного общества, она же (археология) является единственным источником знаний о тех далеких временах (ведь никаких письменных свидетельств первобытные люди, увы, нам не оставили)… Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека…"
("Первобытный человек и первобытное общество")
=============
(?) И кто же является прародителем современного человека?
Согласно Библии, первым живым человеком на земле был Адам:
"От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли" (Деян.17:26).
Но проблема в том, что для того, чтобы быть живым в глазах Бога, недостаточно только двигаться, дышать, питаться и размножаться…
=============
"ВСЯКАЯ ДУША МЕРТВА, ЕСЛИ НЕ ИСПОЛНЕНА БОГОМ.
Люди живы настолько, насколько в них живет Бог. Ибо только Бог – жизнь.
Потому считать всех людей одинаково живыми – иллюзия. Есть живые и неживые, что зависит от меры Бога в них, меры жизни, которую они несут в себе.
Со страхом говорю тебе: есть неживые люди. Их будто нет. И они отличаются от живых так же, как отличаются предметы во сне от предметов наяву. Хотя неискушенным они кажутся такими же живыми!
Они же существуют! Разве их нет? – спросишь ты. Да, но и, когда угасает костер, дым еще долго витает над пепелищем".
(Николай Сербский, "Мысли о добре и зле")
=============
Библейский Адам стал живой душой только тогда, когда услышал Евангелие и поверил в него всем сердцем:
"Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6:63);
"создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7);
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).
Таким образом, ГОВОРЯ О ПЕРВОМ АДАМЕ, БИБЛИЯ ГОВОРИТ О ПЕРВОМ ВЕРУЮЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ:
"Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия" (Ин.3:18);
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17);
"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр.11:6).
=============
"…Вспомним историю Церкви. История Церкви – это на самом деле путь блудного сына. Адам – и падение Адама и Евы. Это первая Церковь. Адам и Ева – это первая цивилизация людей веры…"
(Священник Олег Ведмеденко)
=============
Библия не является учебником по истории древнего мира. В Послании к Евреям Апостол Павел говорит, что Божий Закон, включающий в себя пять Книг Моисея, имеет "тень будущих благ, а не самый образ вещей" (Евр. 10:1). А в Первом Послании к Коринфянам он уточняет: все события, описанные в законе Моисея, являются образами для Церкви:
"Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море… и все крестились в Моисея… и все ели… и все пили… А это были образы для нас… Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:1-11)…
(?) Ну и как тогда понимать два библейских рассказа о сотворении человека в первой и второй главах Бытия? Как образы, что ли?
Именно так их и следует понимать. Церковь – это Тело воскресшего Христа. В начале Библии она показана Моисею как совокупный нетленный человек, которого Бог сотворил по образу Своему, по образу Божьему:
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).
А в конце Библии эта же Церковь показана Апостолу Иоанну в виде святого небесного города Иерусалима:
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Откр.21:1-3).
Только Христос и Церковь названы в Библии образом Божьим, то есть видимым изображением невидимого Бога:
"о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2Кор.4:4);
"муж [молящийся или пророчествующий] есть образ и слава Божия" (1Кор.11:7);
"Мы… взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ" (2Кор.3:18);
"не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10).
***
В 15-той главе Первого Послания к Коринфянам написано:
"сеется тело душевное, восстает тело духовное… Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1Кор.15:44-46).
Не духовное прежде, а душевное, потом духовное…
Не образ прежде, а подобие, потом образ…
Не дерево жизни прежде, а дерево познания, потом дерево жизни…
Не Исаак прежде, а Измаил, потом Исаак…
Так было и с Ревеккою: не Иаков прежде, а Исав, потом Иаков…
Не Церковь прежде, а Израиль, потом Церковь…
Не благодать прежде, а закон, потом благодать…
Не воскресение прежде, а смерть, потом воскресение…
Не Новый завет прежде, а Ветхий, потом Новый…
Не дух прежде, а плоть, потом дух…
Не духовное понимание Священных Писаний прежде, а буквальное, потом духовное…
Делаем вывод: неделя Творения в первой главе Бытия является пророчеством о Христе и Церкви, а также планом Божьего новозаветного домостроительства. Согласно этому плану в шестой день Творения Бог на земле создаст Церковь – совокупного нетленного (нового) человека по образу Своему, по образу Божьему. Этот человек будет вечным Божьим домом, а также женой, невестой Агнца:
"И пришел ко мне один из семи Ангелов… и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога" (Откр.21:9,10);
"Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец" (Откр.21:22).
А во второй главе Бытия рассказывается о создании первого человека Адама по подобию Божьему. Адам изображен в Библии как первый человек веры, который, приняв верой Евангелие (Божье дыхание жизни), стал для Бога "существом живым" (душею живою)…
Оба библейских рассказа говорят об оживлении не тела человеческого, а души:
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены" (Еф.2:5).
Адам и Ева во 2 главе Бытия изображают человека, который, поверив в Евангелие, родился свыше:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).
А муж и жена в 1 главе Бытия изображают совокупного нетленного нового человека, который родился от воды и Духа:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие… рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:3-6).
(?) Что означает рождение свыше в Ин.3:3?
Оно означает принятие верой Евангелия и вступление с Богом в завет. В результате человек духовно прозревает и становится для Бога "живой душой" (нэфэш хая):
"[Иудеи] сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование [обещание Духа\благословение Авраамово] и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш" (Деян.2:37-39).
(!) Но рождение свыше не является рождением нового человека во Христе Иисусе! Его можно рассматривать только как духовное прозрение ветхого человека.
Само же христианское крещение, согласно Апостолу Петру, является обещанием Богу доброй совести:
"крещение [есть]… обещание Богу доброй совести" (1Пет.3:21).
Слово "свыше" (509, анофен) указывает на то, что осуществляется это рождение с небес, то есть от Бога:
"кто не родится свыше (509, анофен), не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3);
"Приходящий свыше (509, анофен) и есть выше всех" (Ин.3:31);
"ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе
свыше (509, анофен)" (Ин.19:11).
(?) Что является дыханием жизни, оживившим первого Адама?
Божьим дыханием жизни является проповедь Евангелия:
"возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек" (1Пет.1:23);
"Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь [дыхание жизни]" (Ин.6:63);
"слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр.4:12);
"я не стыжусь благовествования [Евангелия] Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим.1:16).
Таким образом, Бог вдунул в первого человека Адама Свое живое слово. Именно Евангелие (Благая Весть о воплощении, жизни, смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа) сделало Адама душой живой (СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ).
Сегодня Бог вдувает Свое дыхание жизни в людей, используя Свою Церковь:
"Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия" (Еф.4:11,13);
"вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян.1:8);
"у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор.4:15);
"все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф.4:16).
(?) Что означает рождение от воды и Духа в Ин.3:5?
Оно означает рождение нового человека от Духа Божьего:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).
Если рождение свыше подобно прозрению слепого, то рождение от воды и Духа можно уподобить погребению ветхого человека в Адаме и рождению нового человека во Христе:
"А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин.1:12,13).
Новый человек рождается от воды и Духа, но вода здесь обозначает не обряд крещения, а фактическое распятие ветхого человека, после чего он переживает рождение человека нового:
"Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха" (Ин.2:7) .
Без переживания смерти христианин не может иметь переживание воскресения:
"Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2Кор.4:10,11);
"и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист" (Лев.13:13).
Новый человек в Библии – это Христос и Церковь. Этого человека Бог сотворил в 1 главе Бытия по образу Своему:
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27).
А по подобию Своему Бог сотворил человека во 2 главе Бытия:
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7);
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Быт.5:1,2).
(?) Чем отличается человек по образу Божьему, от человека по подобию Божьему?
Человек по подобию Божьему – это Адам и Ева, это плоть, рожденная от плоти. Вера у этого человека плотская и подзаконная.
Человек по образу Божьему – это Христос и Церковь, это дух, рожденный от Духа, и вера у этого человека духовная, подблагодатная.
=============
«…Многие толкуют, что когда в Библии говорится: "Вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной" – что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной.
Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: "Да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа". И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим, живущим на земле одушевленным Божиим созданиям.
Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как бы ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь не имущим.
Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и бысть "Адам в душу живу", то есть совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную…»
(Беседа прп. Серафима Саровского о цели христианской жизни)
=============
***
Мы знаем, что в первом стихе Библии небо (ха-шамаим) обозначает всеобъемлющую смерть Иисуса Христа, а земля (ха-арец) – Его воскресение. Но с землей все не так просто и однозначно. В наших Библиях словом земля переведены два разных древнееврейских слова: ха-арец и ха-адама. В первой главе Бытия в оригинальном тексте 19 раз используется слово ха-арец и один раз ха-адама. А всего в Ветхом Завете слово ха-арец упоминается 2182 раза, а ха-адама – 211.
В Ветхом Завете есть стихи, в которых упоминаются оба эти слова: и ха-арец, и ха-адама. В Книге Бытия таких стихов 11:
*1* Быт.1:25 И создал Бог зверей земных [0776, ха-арец] по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных [0127, ха-адама] по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.
* Земные звери (животные) названы хайат ха-арец, а земные гады – рэмэс ха-адама.
*2* Быт.2:5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле [0776, ха-арец], и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю [0776, ха-арец], и не было человека для возделывания земли [0127, ха-адама],
* Кустарник растет на земле ха-арец, и на эту же землю ха-арец Бог посылает дождь. Но человек возделывает землю ха-адама.
*3* Быт.2:6 но пар поднимался с земли [0776, ха-арец] и орошал все лице земли [0127, ха-адама].
* Пар поднимался с земли ха-арец, а орошал он лице земли ха-адама.
*4* Быт.4:12 когда ты будешь возделывать землю [0127, ха-адама], она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле [0776, ха-арец].
* Каин будет возделывать землю ха-адама, но скитальцем он будет на земле ха-арец.
*5* Быт.4:14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли [0127, ха-адама], и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле [0776, ха-арец]; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
* Бог изгоняет Каина с лица земли ха-адама (с лица той земли, которую он возделывал), а скитаться он будет на земле ха-арец.
*6* Быт.7:4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю [0776, ха-арец] сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли [0127, ха-адама].
* Бог будет изливать дождь на землю ха-арец, а истребит Он "все существующее" с лица земли ха-адама.
*7* Быт.7:23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли [0127, ха-адама]; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли [0776, ха-арец], остался только Ной и что [было] с ним в ковчеге.
* Всякое существо от человека до скота находилось на поверхности земли ха-адама, но истреблены они были с земли ха-арец.
*8* Быт.8:13 Шестьсот первого года к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле [0776, ха-арец]; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли [0127, ха-адама].
* Иссякла вода на земле ха-арец, а обсохла поверхность земли ха-адама.
*9* Быт.9:2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные [0776, ха-арец], и все птицы небесные, все, что движется на земле [0127, ха-адама], и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
* Звери были земные ха-арец, но двигались они по земле ха-адама.
*10* Быт.28:14 и будет потомство твое, как песок земной [0776, ха-арец]; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные [0127, ха-адама];
* Потомство Иакова будет подобно песку земному ха-арец, а язычники названы племенами земными ха-адама.
*11* Быт.47:20 И купил Иосиф всю землю [0127, ха-адама] Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля [0776, ха-арец] фараону.
* Купил Иосиф землю ха-адама, а фараону досталась земля ха-арец.
***
В наших Библиях обе земли: и ха-арец, и ха-адама – переведены одним словом "земля". Значит ли это, что слова арец и адама – синонимы?
=============
«…Слова адама и арец, которые переводятся как "земля" и которые кажутся на первый взгляд синонимами, не являются таковыми. Основное значение слова арец – это "земля" как противоположность "Небес". Как сказано (Тэилим 115:16) "…небеса – Господу, а землю (арец) Он отдал сынам человеческим [чтобы они, совершая раз за разом верный выбор, установили царство Всевышнего на земле]". Арец – это место жизни человека и животных, суша, страна, удел. А вот точное значение слова адама – это "грунт", "почва" и т.п. Сказано о первом человеке (Бэрейшит 2:7): "И создал Б-г человека – прах из земли (афар мин а-адама)", т.е. его тело было создано из материальных компонентов. Отсюда и его имя – Адам. И, хотя эти два слова часто заменяют друг друга, это не меняет их основного значения…
Натан Агрес».
(https://toldot.com/urava/ask/urava_7687.html)
=============
Итак, слова арец и адама синонимами не являются. Земля арец в первом стихе Бытия (при первом упоминании в Библии) обозначает землю истинную и вечную, и ее реальностью является Дух воскресшего Христа:
"В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ" (БЫТ.1:1).
Земля же ха-адама впервые упоминается в стихе Быт.1:25, где говорится о сотворении земных гадов:
"И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ [0776 ха-арец] ПО РОДУ ИХ И СКОТ ПО РОДУ ЕГО, И ВСЕХ ГАДОВ ЗЕМЛИ [0127 ха-адама] ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО" (БЫТ.1:25).
В стихе Быт.1:25, говоря о создании гадов земных, автор текста использует слово ха-адама, хотя в предыдущем 24 стихе, когда говорилось о намерении создать гадов и зверей земных, было использовано слово ха-арец:
"И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ [0776 ха-арец] СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ ПО РОДУ ИХ, СКОТ И ГАДОВ И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ [0776 ха-арец] ПО РОДУ ИХ"; И СТАЛО ТАК" (БЫТ.1:24).
Создается впечатление, что в 24 стихе Бог имел намерение создать земных гадов "рэмэс ха-арэц", но они почему-то были созданы "рэмэс ха-адама"…
Одним из представителей семейства гадов в Библии является змей:
"ЗМЕЙ ЖЕ БЫЛ ХИТРЕЕ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ПОЛЕВЫХ, КОТОРЫХ СОЗДАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ" (БЫТ.3:1).
Поверив словам змея, первый человек Адам принял в себя этого злейшего духа и через это сроднился с ним:
"не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе" (Рим.7:18);
"как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим.5:12).
Возможно, поэтому в пятый день Творения Бог назвал земных гадов не "рэмэс ха-арэц", а "рэмэс ха-адама" (Быт.1:25), указав таким образом на образовавшуюся "родственную связь" Адама со змеем и человека с грехом…
***
Апостол Павел в Послании к Римлянам признал присутствие в своей плоти греха как некоего чуждого и враждебного элемента:
"не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:18-24).
В 3 главе Бытия после грехопадения Адама Бог проклял змея и землю "ха-адама", но не проклял согрешившего Адама:
"И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей" (Быт.3:14).
(?) Почему Бог не проклял Адама после грехопадения?
Потому, что, согласно Божьему замыслу, через Адама в мир должен прийти Мессия – Спаситель мира Иисус Христос:
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор.15:22);
"до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины" (Дан.9:25);
"Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов… Еносов, Сифов, Адамов, Божий" (Лук.3:23-38).
Адам в Библии это муж, и он символизирует веру, ум, понимание. Когда Адам поверил в Евангелие, он стал "СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ". Но веры Адама оказалось недостаточно, чтобы побеждать дьявольские искушения. Поэтому сегодня Бог во Христе создает человека нового.
Родить же этого нового человека должна жена – Ева (душа, жизнь), которую Бог создал из ребра Адама:
"И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих" (Быт.3:20).
Иисуса Христа Библия называет семенем жены:
"И сказал Господь Бог змею… вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт.3:14,15);
"Жене сказал… в болезни будешь рождать детей" (Быт.3:16);
"Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев… Давидов… Авраамов… Еносов, Сифов, Адамов, Божий" (Лук.3:23-38).
Адам в Библии обозначает веру, а Ева – жизнь. Задача Евы (цель человеческой жизни) заключается в том, чтобы родить нового человека от Святого Духа, то есть родить Божью веру, которую олицетворяет собой Младенец мужеского пола:
"Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец" (Быт.4:1,2);
"Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф.12:46-50).
Дети у души могут родиться разные:
"Каин был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны" (1Ин.3:12);
"Господь сказал ей [Ревекке]: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему" (Быт.25:23).
Имя Авель означает дуновение, поэтому можно предположить, что он, в отличие от Каина, был рожден от Духа Святого:
"Рожденное от плоти есть плоть [Каин, вера плотская], а рожденное от Духа есть дух [Авель, вера духовная]" (Ин.3:6).
***
А еще в Книге Бытия можно увидеть интересную деталь, касающуюся библейских гадов (пресмыкающихся).
Перед потопом Бог повелел Ною ввести в ковчег животных и гадов, которые пресмыкались по земле "ха-адама":
"Введи также в ковчег из всех животных… Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле (мик-коль рэмэс hа-'адама) по роду их" (Быт.6:19,20).
Однако вошли в ковчег (а после потопа вышли из ковчега) гады, пресмыкающиеся по земле "ха-арец":
"В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет… и все звери… и все гады, пресмыкающиеся по земле (вэ-холь-hа-рэмэс hа-ромэс аль-hа-'арэц" (Быт.7:13,14);
"выведи с собою всех животных… и всех гадов, пресмыкающихся по земле (hа-рэмэс hа-ромэс аль-hа-'арэц)… И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады (коль-hа-рэмэс), и все птицы, все движущееся по земле (коль ромэс аль-hа-'арэц), по родам своим, вышли из ковчега" (Быт.8:17-19).
Похоже, что перед тем как войти в ковчег (то есть перед потопом), земные гады "рэмэс hа-'адама" внутренне изменились (родились свыше) и получили новое имя: "рэмэс hа-'арэц".
После потопа все обитатели Ноева ковчега должны родиться от воды и Духа и стать новым Творением во Христе Иисусе, ибо, пережив в ковчеге потоп, то есть пережив смерть и воскресение, они, можно сказать, получили новую жизнь на новой земле:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5);
"кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17);
"И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… ибо человек создан по образу Божию" (Быт.9:1-6).
(?) Могут ли библейские гады земные ("рэмэс hа-'арэц") изображать людей?
Библия написана для людей, и описывает она жизнь людей, а все животные, которые спаслись в ковчеге, изображают разные силы человеческой души:
"будьте мудры, как змии" (Мф.10:16);
"как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому" (Ин.3:14);
"Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис.11:6-9);
"когда Я БОРОЛСЯ СО ЗВЕРЯМИ в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают?" (1Кор.15:32).
Понятно, что, говоря о БОРЬБЕ СО ЗВЕРЯМИ, Апостол Павел имел в виду не гладиаторские поединки:
"наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6:12)…
Поэтому библейские звери являются существами духовными:
"И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему" (Мар.1:13);
"И когда кончат они [два свидетеля] свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их" (Откр.11:7);
"И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами" (Откр.13:1);
"И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи" (Ион.2:1);
"как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф.12:40).
Ковчег Ноя является прообразом Иисуса Христа, а Христос пролил Свою Кровь не за животных, а за людей:
"Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21).
Во Христе спасаются те люди, которые поверили в Евангелие и вступили с Богом в Завет:
"Так и нас ныне подобное сему ОБРАЗУ крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа" (1Пет.3:21).
В стихе 1Пет.3:21 Апостол Петр уподобляет христианское крещение некоему ОБРАЗУ…
Потоп во дни Ноя – это ОБРАЗ Божьего суда.
Ноев ковчег – это ОБРАЗ Христа.
Войти в ковчег – значит вступить в Завет с Богом посредством крещения во имя Иисуса Христа.
Креститься во Христа – значит символически умереть с Ним.
Пережить потоп в ковчеге – значит, пройдя через пустыню испытаний, пережить смерть ветхого человека и рождение человека нового, который есть не плоть, рожденная от плоти, а дух, рожденный от Духа. Иначе говоря, в ковчеге (во Христе, в Его Теле Церкви) верующие должны умереть для старой жизни и родиться для жизни новой:
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин.5:24).
Верующим, чтобы получить от Бога вечную жизнь, надо сораспяться Христу и совоскреснуть в Нем:
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога" (Кол.2:12).
А после потопа для людей начинается новая жизнь на новой земле. Новому Творению Бог дает новое имя. Земные гады до потопа назывались "рэмэс ха-адама" (мудростью бесовской), а после потопа они получают новое имя: "рэмэс ха-арец" (мудрость, сходящая свыше):
"Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская… Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" (Иак.3:13-17);
"будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф.10:16).
Все живые души, которые пережили потоп в ковчеге, стали новым Творением во Христе Иисусе. Они стали Божьими детьми, а значит и образом Божьим:
"И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом" (Иез.36:26-28).
Бог обещал дать Своему народу Духа Святого:
"излию от Духа Моего на всякую плоть" (Иоил.2:28).
Один из величайших святых Русской Церкви преподобный старец Серафим Саровский говорил, что в стяжении этого Духа состоит цель христианской жизни!
=============
«…Так-то, ваше боголюбие! Так в стяжении этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего.
– Как же стяжание? – спросил я батюшку Серафима. – Я что-то этого не понимаю.
– Стяжание все равно что приобретение, – отвечал мне он, – ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того – получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный… Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: "купуйте, донеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть", то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа. В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: "шедши купите на торжищи". Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божия недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы, де, добродетель и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божиего, и говориться в Отеческих книгах: "Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его – во дно адово". Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: "Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: 1-я – Божия, всесовершенная и всеспасительная; 2-я – собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная; 3-я – бесовская – вполне пагубная". И вот эта-то третья, вражеская воля, и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая – собственная – воля наша научает нас делать все в услаждении нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же – воля Божия и всеспасительная в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго, как сокровища вечного, неоскудеваемого… Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего во полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище – жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не допустившие к Жениху, – смерть человеческая; девы мудрые и юродивые – души христианские; елей – не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятаго Духа Божия, претворяющая оное от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, – в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших. Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: "се стою при дверях и толку!", разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью. О, как желал бы я, ваше боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием! "В чем застану, в том и сужу", – говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнева Его и против лица Его кто станет! Вот почему сказано: "бдите и молитеся, да не внидите в напасть", то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она всегда как бы в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа… На нее всякому и всегда есть возможность… Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: "Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!" – и воскресил его Господь. Так-то, ваше боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь Бог бдящими, в полноте даров Духа Его Святаго!..»
(Беседа прп. Серафима Саровского о цели христианской жизни)
=============
Свидетельство о публикации №123022106705